Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:49, доклад
Основная цель диссертационной работы состоит в выявлении роли культуры художественной обработки ткани во взаимосвязи традиционной и современной культуры.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. эксплицировать понятие «культура художественной обработки ткани»;
2. выявить формы существования традиционной культуры в рамках современной культуры;
3. проследить историю развития культуры художественной обработки ткани в России и на этой основе представить традиционные способы обработки ткани как культурные формы;
4. определить визуальность как основополагающую характеристику современной культуры;
5. продемонстрировать связь традиционной и современной культуры через искусство орнамента;
6. показать трансформации в современной культуре обработки ткани.
Актуальность темы исследования.
Современный мир характеризуется динамичными процессами во всех сферах жизнедеятельности человека и общества: в экономике, политике, науке, искусстве. Динамизм, изменчивость, новация становятся главными атрибутами современной социокультурной действительности. Современность с ее характерными тенденциями к глобализации, научно-технологическому прогрессу, интенсивным межкультурным контактам меняет акценты в привычном видении мира. Глобализация не стягивает мир к единому центру, а как бы растворяет все центры, они поглощаются единым процессом глобализации, мир децентрируется. Но существует и противоположная тенденция к дифференциации и поиску идентичности. Это затрагивает и человека, который находится в постоянном поиске и смене идентичностей, в результате чего все более утрачивает свою внутреннюю целостность, а его сознание фрагментируется. Человеку становится все труднее глубоко и целостно охватывать те или иные явления, он как бы скользит по поверхности реальности, не погружаясь в сущность действительности. Наиболее ярко это проявляется в творчестве, в искусстве.
Сегодня, как и много
веков назад, человек воссоздает
вокруг себя привычное окружение, защищающее
его от зыбкости мира. К числу
вещей, выполняющих эту функцию,
можно отнести ткань как
Это обусловливает актуальность исследования культуры художественной обработки ткани, ее особенностей и специфики в современном мире, а также ее сопоставление с традицией.
Изучение истории и развития отечественной культуры художественной обработки ткани (ткачество, вышивка, набойка, роспись ткани (батик), лоскутное шитье, кружево и т.д.) дает возможность для прояснения ее связи с мировоззренческими основами духовной культуры, что делает обработку ткани важным духовно-материальным атрибутом культуры, хранителем культурно-художественной памяти нации.
Данный вид культурной деятельности человека отражает в себе изменения, происходящие в культуре. Культура обработки ткани позволяет исследователям выявить трансформации, происходящие в мире, а также установить некоторые инвариантные компоненты, которые лежат в основе создания представлений об устойчивости, упорядоченности и определенности.
Изменяющаяся действительность отражается в современных технологиях обработки ткани. Промышленное производство ткани, использование новейших научных разработок приводят к появлению новых форм, функций, видов ткани и методов ее художественной обработки. Неизменным элементом в культуре художественной обработки ткани является ее украшение, декорирование. Все это особым образом проявлено в традиционной культуре и остается актуальным в современной культуре, одной из основных характеристик которой выступает визуальность.
Актуальность исследования
обусловлена значимостью
Степень разработанности проблемы.
Культура художественной
обработки ткани в целостном
виде еще не становилась предметом
внимания культурологов. Общетеоретической
же базой анализа культуры художественной
обработки ткани стала
Проблему традиции и традиционной культуры, ее соотношение с массовой, популярной, народной, фольклорной культурой исследовали Вебер М., Шилз Э., Д.Белл, Ж. Фураст, А. Турен, Дж.К. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, Г. Кан, К.Э. Боулдинг, С.Эйзенштадт и другие. К носителям традиционной культуры относились, как правило, докапиталистические общества, а сама традиция трактовалась как некая застывшая форма. Тогда, когда противопоставление традиции и модернизации исчерпало свои эвристические возможности, анализ адаптивных возможностей традиции сделался более тонким. Исследователи обосновывали идею о том, что переход общества с индустриальной на постиндустриальную стадию развития ведет к усреднению культуры. Вследствие этого ценности, бывшие когда-то лишь достоянием элиты, становятся доступными массам, а сама массовая культура существенно изменяется, приобретая черты, которые когда-то были присущи народной и высокой культуре.
Различными аспектами культурной традиции занималась С.В. Лурье. Она исследовала теоретические аспекты данного феномена, подкрепляя их богатым эмпирическим (этнографическим) материалом. В рамках этнографии традиционную культуру также исследовали JT. Пай, J1. Деспрэ, JI. и С. Рудольфы, Я.В. Чеснов и др., с точки зрения социологического подхода проблемами традиции занимался П. Штомпка.
Изучение традиции стоит
в центре такого религиозно-философского
учения как традиционализм. В XIX веке
оно было связано с консервативным
римско-католическим богословием. В
то время к нему примыкали Ж. де
Местр, JT. Бональд, Ф. де Оливе, Ф. де Шатобриан.
В XX веке традиционализм был возрожден
на новых, отчасти гностических основаниях,
Р. Геноном, Ф. Шуоном, Ю. Эволой, М. Элиаде.
Основная идея данного учения заключается
в радикальной критике «
Ч. Мукержди и М. Шадсон в
работе «Новый взгляд на поп-культуру»
исследовали популярную культуру, которая
понимается как «народная» культура.
При этом авторы утверждают невозможность
установления жесткой демаркационной
линии между высокой и
Возникновение отечественной традиционалистики официально связывается с выходом в свет в 1981 году статьи Э.С. Маркаряна в журнале «Советская этнография», где обосновывались основные положения сущности и механизмов функционирования традиции. В отечественной традиционалистике сложилась определенная точка зрения на проблему развития традиции, которую высказывали Маркарян Э.С., Арутюнов С.А., Чистов К.В., Соколов Э.В., Абрамян Э.Г., Власова В.Б. и др. Традиции в их понимании - это феномен принципиально динамичный и саморазвивающийся. Иную точку зрения высказывали представители западной традиционалистики Э. Шилз и Ш. Айзенштадт, для которых развитие традиции обусловлено внешними факторами социальной жизни.
Специфика современной культуры осмысливается в классических работах X. Ортега-и-Гассета, О. Шпенглера, Г. Лебона, Г. Тарда, Э. Панофского, Т. Адорно, Э Фромма и др.
В конце 80-х - начале 90-х гг.
XX века проблема современной массовой
культуры, а также многие из проблем,
связанных с ней опосредованно,
привлекли внимание постмодернистов,
в том числе Ф. Джеймисона, Р. Барта,
Ж. Батая, М. Бланшо, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф.
Гваттари, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра, С.
Жижека, Ж. Деррида, У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара
и других, которые были обеспокоены
экспансией визуальных форм и жанров,
вытесняющих «книжную»
Влияние средств массовой
информации на формирование современной
массовой культуры и ее роли в формировании
экранного мышления проанализированы
в работах отечественных
Неоценимый вклад в развитие методологии исследования современной культуры в ее коммуникативном аспекте внесли М. М. Бахтин, М. Бубер, П. Бурдье, Ю.М. Лотман, У. Тодоров, Й. Хейзинга и др.
Культура обработки ткани
- тема многогранная, поэтому ее различными
аспектами занимаются этнологи, искусствоведы,
археологи, историки, а также художники-практики
декоративно-прикладного
Изучение русского народного прядения, ткачества и шитья одежды активно велось отечественными учеными с XIX - начала XX века. Генезис и развитие отечественной культуры художественной обработки ткани исследовали в своих трудах Д. К. Зеленин, Б.А. Куфтин, А.А. Ходосов, А.К. Байбурин, Н. Г. Владимирская и др. Осмыслением славянской духовной культуры, а также реконструкцией народного творчества посвятили свои работы И.В. Костоловский, Н.И. Толстой, Т.М Разина, A.JI. Топорков.
Изучением древнего плетения
и ткачества на примере археологического
текстиля активно стали заниматься
в России с конца XIX века. Результатами
исследований древнего текстиля стала
разработка метода классического структурного
анализа текстиля в археологии и
этнографии (В.Г. Шапошников), разработка
и применение экспериментального и
трасолого-технологического исследования
археологического текстиля (А. Нахлик,
JI.B. Ефимова, О.И. Давидан). Исследованиями
текстильной керамики занимались по
трем основным направлениям: идеографическому
(находки и публикации текстильной
керамики); культурно-интерпретационному
(выяснение ареалов
Особое внимание проблемам искусства узорного прядения и ткачества уделяли Н.И Лебедева, Н.П. Гринкова, Е.Ф. Фурсова, А.Н.
Курилович, B.C. Молчанов, В.И.
Смирнов, Е.В. Арсеньева. В результате
этнографических исследований были
выявлены особенности
В середине XX века изучением
общих вопросов теории и истории
отечественной текстильной
В особый ряд можно выделить монографию Н.Н. Соболева «Очерки по истории украшения тканей», которая содержит в себе богатейший фактический материал по истории тканей.
История видов, форм и методов обработки ткани (от древней набойки и вышивки до промышленной лазерной печати) освещены в исследованиях Г.С. Масловой И.А. Алпатовой, М.Н. Никитина, Л.Я. Якуниной, И.М. Ясинской, СМ. Темериной, Н. Титовой, И. Работнова, Б. Державина и С. Пестеля.
Важнейшим элементом в культуре художественной обработки ткани выступает ее украшение - орнамент. Культурное наследие орнамента огромно и разнообразно, однако роль и генезис, а также динамика развития данного феномена в современной культуре является изученным не в полной мере. Традиционно орнамент рассматривается чаще всего как определенный исторический этап развития собственно изобразительного искусства.
В XVIII - первой половине XIX века начинает изучаться художественный язык орнамента (Лебрен ILL, Лепотр Ж., Оппенор Ж.-М., Ватто А., Буше Ф., Дюсерсо Ж.А., Мейссонье Жюст-Орель Кове и др), теоретически осмысляется эстетическая природа его образности (И. Гете, И. Кант), роль данного вида искусства как важнейшего средства воспитания массового «вкуса», как основного стилеобразующего фактора (Ж. Верен, Жан Делажу), делаются попытки обобщения взглядов на принципы стилизации (Жан Пиллеман, Ш.Персье, П.Фонтен).
Во второй половине XIX - начале XX века был собран широчайший исторический материал по орнаменталистике разных стран и народов, на основе чего предпринимались попытки теоретического осмысления его видовой специфики (Н.Ф. Лоренц, Овен-Джонс, Расине, Де-Калон, Перро и Шинье, А Лоое, П.А. Флоренский). Интерес к национальным и этническим культурам, к проблемам их самоидентификации в XX веке отразился на характере исследований орнамента, которое рассматривалось как важный духовно-материальный знак, выражение основ национальной культуры (Г.С. Маслова, Ф.Х, Валеев, В.А. Городовцева, З.Р. Татарян, В.Л.Бенин).
Осмыслением теоретических проблем орнаментики занимались Г. Вельфлин., А.Ригль, К. Гартман, Д.С. Лихачев, А.Ф.Лосев, а также О.Шпенглер, который рассматривал орнамент как выражение «духа времени». Г.Земпер, Ван де Вельд, Л. Салливен рассматривали орнамент как «символическую структуру», У. Моррис увязал проблемы орнамента с социальными проблемами. Структуры и смыслы орнаментального образа описывали в своих работах Ю.Я. Герчук, Э.В. Кильчевская.
Семантическим анализом орнаментальных комплексов и установлением связи архаических пластов орнамента с космологическими и мифологическими представлениями занимались В.Н. Чернецов, С.В. Иванов и др.
Истории искусства орнамента
посвящены работы Тэна И., Т.М. Соколовой,
В.В. Стасова, JI.M. Буткевич и др. Существенную
роль в определении особенностей
орнаментального искусства