Обработка текстиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:49, доклад

Описание

Основная цель диссертационной работы состоит в выявлении роли культуры художественной обработки ткани во взаимосвязи традиционной и современной культуры.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. эксплицировать понятие «культура художественной обработки ткани»;
2. выявить формы существования традиционной культуры в рамках современной культуры;
3. проследить историю развития культуры художественной обработки ткани в России и на этой основе представить традиционные способы обработки ткани как культурные формы;
4. определить визуальность как основополагающую характеристику современной культуры;
5. продемонстрировать связь традиционной и современной культуры через искусство орнамента;
6. показать трансформации в современной культуре обработки ткани.

Работа состоит из  1 файл

обработка текстиля.docx

— 31.62 Кб (Скачать документ)

Теоретические основы орнаменталистики ткани исследовались в работах  В.Я. Бересневой и Н.В. Романовой. Исследование архаических пластов орнаментального  искусства и их сохранение в народном декоративно-прикладном творчестве, в  частности, в тканевых изделиях интересовали А.О. Амброз, И.Я. Богуславскую, В.П. Даркевич, Н.А. Гангур, JI.A. Зарубина и др.

Вопрос об особенностях анализа  влияния феномена визуального на мировосприятие современного человека начинает активно разрабатываться  во второй половине XX века и активно  продолжается разрабатываться на современном  этапе развития науки. Исследования по проблеме визуалистики выполнены  в большинстве своем в философско-культурологическом ключе.

Проблематика визуализации современной культуры широко рассмотрена  в работах П. Вирильо, А. Гениса, Г. Маркузе, М. Мак-Люэна. Рассматривая визуальный аспект социокультурной эволюции человечества, эти исследователи обращали внимание на доминирование визуального (образного) восприятия над вербальным. Специфику  визуального восприятия исследовали  Р. Арнхейм, Т. Дж. Митчелл и X. Арендт (исследования окуляцентризма в западной философской традиции), В. Беньямин, Ю.М. Лотман (на примере воздействия  кинематографа на зрителя), А. Боленков (в ключе развития медиа-арта). Ж. Лакан. А. Ю. Дроздов, Н. Соколов проводили  социально-психологический анализ воздействия визуальных средств  массовой коммуникации. На специфику  философского осмысления визуальной культуры делает акцент в своих работах  В. Розин. И.А.Полуэхтова и А.Р.Усманова особое внимание уделяют исследованиям  влияний визуальной культуры на формирование личности, а также анализируют  визуальность с позиции тендерных  исследований. Е.В. Ищенко анализирует  визуальность современной массовой культуры с точки зрения представленности ее в форме экрана.

Таким образом, существует большое  число исследований, посвященных  традиционной и современной культуре, с одной стороны, и истории  обработки ткани, с другой. Однако сопряжение этих двух пластов исследования (с целью определения значения динамики культуры художественной обработки ткани для современной, культуры) до сих пор не производилось.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования является взаимодействие традиционной и современной культуры.

Предметом диссертационного исследования выступает динамика культуры художественной обработки ткани.

Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертационной  работы состоит в выявлении роли культуры художественной обработки  ткани во взаимосвязи традиционной и современной культуры.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

1. эксплицировать понятие  «культура художественной обработки  ткани»;

2. выявить формы существования  традиционной культуры в рамках  современной культуры;

3. проследить историю  развития культуры художественной  обработки ткани в России и  на этой основе представить  традиционные способы обработки  ткани как культурные формы; 

4. определить визуальность  как основополагающую характеристику  современной культуры;

5. продемонстрировать связь  традиционной и современной культуры  через искусство орнамента; 

6. показать трансформации  в современной культуре обработки  ткани. 

Методологические и теоретические  основы исследования.

Данное диссертационное  исследование опирается на деятельностный подход, определяющий культуру как  специфически человеческий способ деятельности, как универсальный способ общественной жизни. Теоретические основания  работы также исходят из представлений  о культуре как единстве традиции и новации, о важной и существенной роли преемственности в культуре. Исследование носит междисциплинарный  характер, поскольку включает в себя не только философское и культурологическое знание, но и данные искусствоведения, этнографии, археологии, истории.

Методология исследования базируется на общефилософских и культурологических принципах объективности и историзма, также применяются деятельностный, дескриптивный и репрезентативный подходы к исследованию генезиса и развития форм, видов и методов  культуры художественной обработки  ткани.

При характеристике традиционной и современной культуры используется метод сравнения. Материал диссертации  изложен в соответствии с принципом  восхождения от абстрактного к конкретному. Работа построена на применении таких общелогических методологических приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной неразработанностью понимания культуры художественной обработки ткани  как способа связи традиционной и современной культур. Научная  новизна диссертации выражена следующими положениями:

1. определено понятие  культуры художественной обработки  ткани; 

2. выявлены формы существования  традиционной культуры в рамках  современной культуры;

3. традиционные способы  обработки ткани (ткачество, вышивка,  кружевоплетение) представлены как  культурные формы; 

4. визуальность определена  как основополагающая характеристика  современной культуры;

5. связь традиционной  и современной культуры художественной  обработки ткани раскрыта через  орнаментальное искусство; 

6. показаны современные  трансформации в культуре обработки  ткани. 

Основные тезисы, выносимые  на защиту:

1. Культура художественной  обработки ткани представляет  собой особый вид деятельности  человека, направленной на создание  изделия из ткани, удовлетворяющего  не только одну из первичных  биологических потребностей человека (защиты и увеличения витальных  ресурсов), но и потребность в  эстетическом наслаждении. Культура  художественной обработки ткани  способствует установлению диалога  человека и природы, потому  что через ткань происходит  соединение природного и духовного  начала. Это специфический материально-духовный  вид деятельности, соединяющий материальное  производство ткани и духовно-эстетическое, творческое осмысление действительности.

Художественная обработка  ткани понимается как творческая деятельность по законам красоты, направленная на изготовление изделий из ткани, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, вышивка, батик, кружево  и т.д.) с использованием ручного  и промышленного производства, а  также современных компьютерных технологий.

2. Понятие «традиционная  культура» содержательно связано,  но не совпадает с понятием  «культура традиционного общества».  В противном случае пришлось  бы рассматривать традиционную  культуру как давно прошедший  и превзойденный этап, на смену  которому пришла культура индустриального  общества и приходит культура  постиндустриального общества. Такая  схема продемонстрировала свою  непродуктивность в той же  степени, как непродуктивно жесткое  противопоставление традиции и  модернизации и концепция модернизации  в целом. Традиционная культура -это способ жизни, ориентированный  на традицию. Традиционная культура  вписана и востребована в современной  культуре в ряде случаев и  существует в ней в нескольких  формах: как апробированные способы  и образцы практической и духовной  деятельности, истоки которых коренятся  в культуре данного народа; как гарантия стабильности и устойчивости, а также социальной близости различных сообществ; как внерациональный способ трансляции социального опыта; как эталон связи человека и природы; как способ символизации стереотипных представлений.

3. История обработки ткани  демонстрирует многообразие видов,  техник, способов этой деятельности. Культурные формы традиционной  обработки ткани (ткачество, вышивка,  кружевоплетение) понимаются как  совокупность наблюдаемых признаков,  черт, способов, технологий традиционной  обработки ткани, направленных  не только на достижение конкретного  утилитарного результата, но и  на символизацию идентичности  своих потребителей. Культурные  формы традиционной обработки  ткани проходят определенные  стадии в своем развитии: генезис,  интеграцию в социальную практику, функционирование в культуре  в различных проявлениях (реальное, ценностное, символическое функционирование  и пр.). В современных технологиях  обработки ткани создаются возможности"  для преломления культурных форм  традиционной обработки ткани.  Современная культура обработки  ткани сохраняет основные формы  и виды обработки ткани (преемственность), но изменяет способ производства (промышленный) и расширяет функциональный  диапазон применения ткани. 

4. Культура XX - XXI веков характеризуется  преобладанием нового типа визуальности - плоскостного, который проявлен  в экранном (плоскостном) восприятии. Современные средства массовой  коммуникации генерируют экранный  тип восприятия. Подача образов  плоскостного характера вырабатывает  восприятие всего мира в плоскостной  форме, что вытесняет способность  целостно мыслить и сопереживать.

5. Важнейшим визуальным  способом символизации традиционной  культуры является орнамент. Выразительными  средствами орнамента как специфичного  визуального вида изобразительного  искусства являются плоскостность  изображения, симметрия линий,  цвет и ритм. Орнамент создает  возможность для смыкания элементов  традиционной и современной культуры, в качестве которых выступают  декоративность, визуальность, плоскостность. 

6. Современная культура  обработки ткани включает в  себя непосредственную связь  с достижениями науки и применение  высоких технологий в производстве  ткани. Современная ткань чутко  реагирует на взаимодействие  с телом человека и окружающей  средой, способна менять свои  свойства (оздоровление и омолаживание  организма человека, релаксация, очищение, отдых, спорт и т.п.), в зависимости  от возможностей заданной программы  обеспечивая комфорт и в то  же время пассивность человека. Ткань обладает такими характеристиками, что в процессе ее восприятия  задействуются все органы чувств, вся палитра человеческой чувствительности. Революционные трансформации в  современной обработке ткани  сочетаются с интересом к традиционным  натуральным тканям изо льна, хлопка, шерсти и шелка. Традиционная  работа с тканью воплощается  в современные объединения любителей  лоскутного шитья («Квилт-клубы»), вязанья, вышивки и проч. Традиционные  виды обработки ткани (вышивка,  набойка, роспись) создают чувство  гармонии человека с окружающей  средой.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть применены  при чтении основных курсов лекций гуманитарного цикла: культурологии, эстетики, истории искусств, а также  при подготовке специальных курсов, посвященных проблемам современной  культуры, массовой культуры, специфике  декоративно-прикладного искусства  и т.д.

Материалы диссертации диссертационной  работы могут быть использованы в  практической деятельности художников, дизайнеров, модельеров, работающих непосредственно  с текстилем и орнаментом.

Апробация работы.

Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования докладывались на следующих конференциях: региональная научная конференция  «Философские проблемы глобализации: общество, культура, право» (Ростовский государственный экономический  университет «РИНХ», апрель 2007 г.); международный  конгресс студентов, аспирантов и молодых  ученых «Перспектива 2007» (Нальчик КБГУ, апрель 2007г.).

Различные аспекты диссертационного исследования использовались на занятиях по орнаментации и художественной обработке  ткани для студентов специальностей «декоративно-прикладное искусство» и  «художественное проектирование костюма» в Институте архитектуры и  искусств Южного Федерального университета.

Основные теоретические  положения и выводы диссертации  нашли отражение в восьми публикациях  автора общим объемом 2,25 п.л.

Диссертация была обсуждена  и рекомендована к защите на заседании  кафедры философии и социологии архитектуры и искусства Института  архитектуры и искусств Южного Федерального университета.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, приложения, списка использованной литературы и источников, включающего 163 наименование. Общий объем диссертационного исследования составляет 138 страницы.

Заключение: 

Заключение 

Данная диссертация представляет собой попытку проанализировать феномен обработки ткани с  точки зрения культуры и истории, выделив проблему визуальности орнамента  в социокультурном контексте. В  ходе диссертационного исследования обосновывается тезис о признании визуальности доминантой современной культуры, на основе которой осуществляется связь  традиции и современности на примере  культуры художественной обработки  ткани.

Задачи, поставленные в диссертационном  исследовании, были решены следующим  образом. Во-первых, при рассмотрении специфики традиционной культуры были выявлены сущностные аспекты данного  типа культуры в результате сравнения  с особенностями современной  культуры. Традиционная культура не является характеристикой только лишь традиционного  общества, а продолжает существовать в современной культуре в общественном сознании, приспосабливаясь к условиям современного социокультурного бытая  и транслируясь с помощью средств  массовой коммуникации.

Во-вторых, современный этап развития социокультурного бытия характеризуется  расширением информационного пространства. Многие исследователи указывают, что  культура все больше визуализируется  при участии средств массовой информации, кино, телевидения, Интернета  и других технологий. СМИ используют наиболее влиятельное средство воздействия, а именно визуальность образа. Все  это оказывает большое влияние  на человека, человек все больше зависит от визуальных образов, навязанных его сознанию.

Информация о работе Обработка текстиля