Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:49, доклад
Основная цель диссертационной работы состоит в выявлении роли культуры художественной обработки ткани во взаимосвязи традиционной и современной культуры.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. эксплицировать понятие «культура художественной обработки ткани»;
2. выявить формы существования традиционной культуры в рамках современной культуры;
3. проследить историю развития культуры художественной обработки ткани в России и на этой основе представить традиционные способы обработки ткани как культурные формы;
4. определить визуальность как основополагающую характеристику современной культуры;
5. продемонстрировать связь традиционной и современной культуры через искусство орнамента;
6. показать трансформации в современной культуре обработки ткани.
Теоретические основы орнаменталистики
ткани исследовались в работах
В.Я. Бересневой и Н.В. Романовой. Исследование
архаических пластов
Вопрос об особенностях анализа
влияния феномена визуального на
мировосприятие современного человека
начинает активно разрабатываться
во второй половине XX века и активно
продолжается разрабатываться на современном
этапе развития науки. Исследования
по проблеме визуалистики выполнены
в большинстве своем в
Проблематика визуализации
современной культуры широко рассмотрена
в работах П. Вирильо, А. Гениса, Г.
Маркузе, М. Мак-Люэна. Рассматривая визуальный
аспект социокультурной эволюции человечества,
эти исследователи обращали внимание
на доминирование визуального (образного)
восприятия над вербальным. Специфику
визуального восприятия исследовали
Р. Арнхейм, Т. Дж. Митчелл и X. Арендт
(исследования окуляцентризма в западной
философской традиции), В. Беньямин,
Ю.М. Лотман (на примере воздействия
кинематографа на зрителя), А. Боленков
(в ключе развития медиа-арта). Ж.
Лакан. А. Ю. Дроздов, Н. Соколов проводили
социально-психологический
Таким образом, существует большое число исследований, посвященных традиционной и современной культуре, с одной стороны, и истории обработки ткани, с другой. Однако сопряжение этих двух пластов исследования (с целью определения значения динамики культуры художественной обработки ткани для современной, культуры) до сих пор не производилось.
Объект и предмет исследования.
Объектом диссертационного исследования является взаимодействие традиционной и современной культуры.
Предметом диссертационного исследования выступает динамика культуры художественной обработки ткани.
Цель и задачи исследования.
Основная цель диссертационной работы состоит в выявлении роли культуры художественной обработки ткани во взаимосвязи традиционной и современной культуры.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. эксплицировать понятие
«культура художественной
2. выявить формы существования
традиционной культуры в
3. проследить историю
развития культуры
4. определить визуальность
как основополагающую
5. продемонстрировать связь
традиционной и современной
6. показать трансформации
в современной культуре
Методологические и
Данное диссертационное
исследование опирается на деятельностный
подход, определяющий культуру как
специфически человеческий способ деятельности,
как универсальный способ общественной
жизни. Теоретические основания
работы также исходят из представлений
о культуре как единстве традиции
и новации, о важной и существенной
роли преемственности в культуре.
Исследование носит междисциплинарный
характер, поскольку включает в себя
не только философское и
Методология исследования базируется
на общефилософских и
При характеристике традиционной и современной культуры используется метод сравнения. Материал диссертации изложен в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Работа построена на применении таких общелогических методологических приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция.
Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной неразработанностью понимания культуры художественной обработки ткани как способа связи традиционной и современной культур. Научная новизна диссертации выражена следующими положениями:
1. определено понятие
культуры художественной
2. выявлены формы существования
традиционной культуры в
3. традиционные способы
обработки ткани (ткачество,
4. визуальность определена
как основополагающая
5. связь традиционной
и современной культуры
6. показаны современные
трансформации в культуре
Основные тезисы, выносимые на защиту:
1. Культура художественной
обработки ткани представляет
собой особый вид деятельности
человека, направленной на создание
изделия из ткани,
Художественная обработка ткани понимается как творческая деятельность по законам красоты, направленная на изготовление изделий из ткани, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, вышивка, батик, кружево и т.д.) с использованием ручного и промышленного производства, а также современных компьютерных технологий.
2. Понятие «традиционная
культура» содержательно
3. История обработки ткани
демонстрирует многообразие
4. Культура XX - XXI веков характеризуется
преобладанием нового типа
5. Важнейшим визуальным
способом символизации
6. Современная культура
обработки ткани включает в
себя непосредственную связь
с достижениями науки и
Научно-практическая значимость исследования.
Результаты диссертационного
исследования могут быть применены
при чтении основных курсов лекций
гуманитарного цикла: культурологии,
эстетики, истории искусств, а также
при подготовке специальных курсов,
посвященных проблемам
Материалы диссертации диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности художников, дизайнеров, модельеров, работающих непосредственно с текстилем и орнаментом.
Апробация работы.
Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования докладывались на следующих конференциях: региональная научная конференция «Философские проблемы глобализации: общество, культура, право» (Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», апрель 2007 г.); международный конгресс студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2007» (Нальчик КБГУ, апрель 2007г.).
Различные аспекты диссертационного
исследования использовались на занятиях
по орнаментации и художественной обработке
ткани для студентов
Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в восьми публикациях автора общим объемом 2,25 п.л.
Диссертация была обсуждена
и рекомендована к защите на заседании
кафедры философии и социологии
архитектуры и искусства
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, приложения, списка использованной литературы и источников, включающего 163 наименование. Общий объем диссертационного исследования составляет 138 страницы.
Заключение:
Заключение
Данная диссертация
Задачи, поставленные в диссертационном исследовании, были решены следующим образом. Во-первых, при рассмотрении специфики традиционной культуры были выявлены сущностные аспекты данного типа культуры в результате сравнения с особенностями современной культуры. Традиционная культура не является характеристикой только лишь традиционного общества, а продолжает существовать в современной культуре в общественном сознании, приспосабливаясь к условиям современного социокультурного бытая и транслируясь с помощью средств массовой коммуникации.
Во-вторых, современный этап
развития социокультурного бытия характеризуется
расширением информационного