Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:58, реферат
Эстетическое освоение действительности органически связано с жизнью художника. Без знания творческого пути мастера невозможно не только правильно понять его произведения, но и определить их место в искусстве. Именно поэтому исследователи, разрабатывая те или иные теоретические проблемы, всегда соотносят произведения художника с конкретными фактами его биографии.
I. Введение ……………………………………………………………………стр.2-3
II. Основная часть…………………………………………………………….стр.4-22
2.1 Возникновение первого Белорусского Драматического театра ……стр.4-5
2.2 Истоки творчества К.А. Алексютовича ……………………………стр. 5-8
2.3 В первом Белорусском Государственном театре ………………………стр. 8-16
2.4 У Владислава Голубка (Третий Белорусский государственный театр)..стр. 17-18
2.5 Декада Белорусского искусства в Москве …………………………….....стр. 19-21
2.6 Последние годы творчества К.А. Алексютовича …………………….….стр. 22
III. Заключение …………………………………………………………………..стр. 23
IV. Литература ……………………………………………………………………стр. 24
В начале сценического пути балетмейстер обратился к характерным танцам, в которых сам часто солировал, исполняя наиболее ответственные, технически трудные партии. Используя балетные качества (высокий прыжок, стремительные вращения и т. д.), он со своей группой поставил украинский «Гопак», «Мазурку», «Краковяк», «Фанданго».
Константин Алексютович навещал своих родных, как правило, в дни народных праздников. С большим удовольствием он не только наблюдал, но и участвовал в различных обрядах, которые сопровождались песнями, танцами, играми. Именно народное искусство открывало перед балетмейстером широкие творческие горизонты. Отсюда, как из неиссякаемого источника, он черпал бесценные сокровища для сценических замыслов. Позже, когда Константин Андреевич работал в Белорусском театре, он широко использовал народное творчество в постановочной работе.
Внимательно следил он и за театральными новинками. С этой целью часто посещал Петербург. Общение со столичным миром искусства давало ему большой духовный заряд. Посещая спектакли и концерты с участием известных артистов, анализировал каждый их жест, старался постичь тайну сценичной выразительности.
В 1913 году Константин Андреевич вместе с женой присутствовал на концерте Анны Павловой и Федора Шаляпина. «Их успех был ошеломляющим,— вспоминала Лидия Николаевна.— Публика долго не давала им уйти со сцены. Великим актерам было преподнесено столько корзин с цветами, что авансцена буквально скрылась под ними. После исполнения «Умирающего лебедя» под бурные овации Павлова прошлась на пуантах возле всех корзин. «Браво, Павлова! Браво!— не смолкали возгласы в зрительном зале».
Константин Андреевич часто вспоминал прославленную русскую балерину, восхищался ее огромным талантом не только как танцовщицы, но и актрисы. Искусство Анны Павловой оставило глубокий след в его душе. Оно раскрыло перед ним новые грани хореографии, ранее незнакомые для него психологические глубины танцевальных образов. И это позволило ему найти в своей последующей работе меру «золотого сечения», благодаря которой многие его постановки обрели долгую жизнь на сцене.
Великий Октябрь Константин Алексютович встретил в Саратове, где открыл балетную студию и школу бального танца. Эту работу он совмещал с должностью балетмейстера Детского театра и драматической студии.
Как и многие демократически настроенные работники искусства, он целиком отдался служению революции. Благотворительные спектакли, эстрадные выступления в пользу детских приютов, сирот, вдов, раненых красноармейцев, голодающих; концерты в лазаретах, воинских частях, рабочих клубах — далеко не полный перечень бескорыстного служения артиста освобожденному народу.
В вихре революционных событий определялось демократическое направление в искусстве, формировался и новый зритель со своими эстетическими взглядами, запросами.
Константин Алексютович довольно быстро установил контакт с новой аудиторией. Ему, выходцу из народа, хорошо был известен зритель в рабочей куртке и серой солдатской шинели.
Исполнительская деятельность артиста, к сожалению, оказалась непродолжительной. На одном из концертов во время неудачного прыжка он получил серьезную травму, и его судьба как танцора была предрешена. Константин Алексютович полностью переключился на педагогическую и балетмейстерскую работу.
Для развития сценического мышления и способностей к самостоятельному составлению композиций К. Алексютович прививал, как это делал когда-то Н.Соколовский, наиболее подготовленным ученикам навыки преподавания.
Оценивая педагогическую работу Алексютовича в Саратове, нужно сказать, что он не только воспитал ряд талантливых артистов балета, но и отдал им частичку своей души.
В первом Белорусском Государственном театре.
Еще не отгремели залпы гражданской войны, а молодое Советское государство приступило к восстановлению разрушенного хозяйства. Одновременно развернулась интенсивная работа в области культурного строительства.
1 августа 1920 года Наркомпрос БССР объявил о создании Первого Белорусского государственного театра — ныне Белорусского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического театра имени Янки Купалы. Становление и развитие белорусского советского искусства было сопряжено с большими трудностями. Прежде всего, не было профессиональных кадров. Чтобы в какой-то степени изменить такое положение, 12 мая 1921 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об откомандировании в распоряжение Наркомпроса БССР всех деятелей культуры родом из Белоруссии.
Приезжает в Минск из Саратова и Константин Алексютович. Наркомпрос республики назначает его балетмейстером Первого Белорусского государственного театра. Назначение радует Константина Андреевича. Правда, хорошо представляя себя в роли балетмейстера театра, Константин Андреевич не мог вообразить, как можно работать без балетной группы. Надеяться на подрастающие кадры не приходилось: в республике их не было. А задача, поставленная перед ним, была предельно конкретной: в короткий срок организовать балетную группу и на ее основе создать национальный балет.
Дело пришлось начинать с организации хореографической студии с ускоренной программой подготовки профессиональных артистов балета. Интенсивный труд, высокая требовательность, которые удачно сочетались в Алексютовиче-педагоге с врожденным тактом и корректностью, позволили вскоре из наиболее способных учениц студии, таких как М. Тарасевич, Т. Узунова, К. Кизина, 3. Кусова, Б. Контарович, Г. Иоселева, С, Перлова, Л. Алексютович, 3. Злотникова, Ю. Хираско, Т. Гуринович, создать балетную группу театра.
Следуя лучшим традициям русского балета, группа осваивает основы классического и характерного танца, одновременно ведется скрупулезная работа над белорусским танцем. Артисты изучают элементы движения, композиции, фрагменты отдельных хореографических построений, манеру исполнения, обогащая белорусские танцы новыми сценическими вариантами. Группа участвует не только в балетных, но и музыкально-драматических спектаклях, а также в концертах, подготовленных Константином Алексютовичем. Исследуя этот период, искусствовед Ю. Чурко писала: «Темпы работы были настолько высокими, что уже в первые десять лет балетмейстер К. Алексютович поставил несколько (понятно, пока еще несложных) классических балетов, а четыре белорусских народных танца — «Крыжачок», «Юрачка», «Мяцелiца» и «Таукачыкi» — вышли на всесоюзную сцену и с большим успехом исполнялись в Москве на сцене Большого театра».
Одновременно Алексютович проводил занятия по сценическому движению и ритмике с драматическим составом театра.
Будучи чутким художником, Константин Андреевич помогал артистам драмы глубже вживаться в исполняемые роли, точно передавать характеры сценических персонажей. Способным актерам он привил любовь к танцу. Активное участие в танцевальных номерах принимали В.Владомирский, Е.Романович, Б.Платонов, Э.Шапко, А.Лысуха, В.Былинский, В.Потапов, М.Швайко, В.Саладуха и др.
К.Алексютович очень быстро нашел общий язык с режиссером театра Евстигнеем Афиногеновичем Мировичем — человеком большой эрудиции, замечательным мастером сцены, режиссером, драматургом, актером и педагогом, блестящим знатоком театрального искусства. Совместная работа вскоре переросла в большую творческую дружбу. Балетмейстер по достоинству ценил высокую культуру режиссера и с большим интересом работал с ним.
Спектакли, поставленные в первые годы существования вания БГТ-1, были в основном музыкально-драмати ческими. В национальные постановки включали многие жанры народного творчества. В спектаклях «На Купалле», «Машека», «Кастусь Калiноускi» «Вяселле», «Каваль-ваявода», «Паулшка» и других широко использовались народная музыка, песни, танцы, обрядовые сцены, хороводы. Все это необходимо было не только тесно увязать с драматическим действием, но и добиться наиболее глубокого проникновения в сущность произведения. В созданных на фольклорном материале спектаклях всё было взаимосвязано и взаимообусловлено: разработка темы героической борьбы народа за своё социальное и национальное освобождение требовала привлечения различных жанров белорусского фольклора, их органической слитности с драматургической основой произведений
При участии в танцах драматических актеров! К.Алексютович стремился использовать несложные»т хореографические средства и, исходя из индивидуаль- ности каждого артиста, находил такие движения, жесты, которые были бы исполнены естественно, легко, непринужденно.
Репертуар театра пополнялся спектаклями, в которых отражалась многовековая духовная культура белорусов — не только песни и танцы, но и народные обряды, обычаи. В связи с этим у ведущих работников театра возникла необходимость глубже и всесторонне изучить национальное фольклорное наследие. С этой целью К.Алексютович с артистами балета часто выезжал в глубинные районы Белоруссии, записывал народные танцы, игры, хороводы, обряды. В фольклорных экспедициях участвовали композитор В.Теравский, художник О.Марикс и художественный руководитель театра Е.Мирович.
Во многих уголках республики побывали К. Алексютович и его единомышленники, кропотливо, по крупицам собирая жемчужины народного творчества. Энтузиастов не пугали трудности в пути, бездорожье. Пешком или на крестьянской телеге, подчас в непогоду, они передвигались от деревни к деревне, отыскивая все новый материал для своей дальнейшей творческой деятельности. В самых отдаленных деревнях и местечках Константин Андреевич Алексютович находил местных старожилов, сохранивших в своей памяти традиции народной пляски.
Фольклорные поездки давали много интересного, подчас неожиданного материала. Менялась жизнь деревни, преображался быт крестьянина, возникали новые по содержанию и тематике народные танцы, припевки, хороводы, игры. Константин Андреевич радовался этим переменам. Он брал у народа бесценный материал и возвращал его творчески обработанном, виде, развивал скрытые, порой глубинные истоки белорусского танца. В этом он видел дальнейший рост и прогресс танцевального искусства.
Постепенно рамки деятельности БГТ-1 расширяются. Балетная группа не только собирает фольклорный материал и участвует в спектаклях, но и активно пропагандирует национальное хореографическое искусство в заводских и фабричных клубах, воинских частях.
Первым музыкальным спектаклем, поставленным на сцене БГТ-1 в 1921 году, была драма в 3-х действиях по пьесе М. Чарота «На Купале» (музыка В Теравского, режиссер Е. Мирович, балетмейстер К.Алексютович). Спектакль фольклорно-обрядового плана передавал картины народного праздника в ночь на Купалье. Драма сопровождалась лирическими мелодиями, основанными на народном песенном материале. Очень удачно был использован ряд купальских песен: «Купала, ночка маленька», «Ой, рана на Йвана», «Сеня Купала, а заутра Ян», «Купалiнка, цёмна ночка» и др. Используя эти песни, К. Алексютович создал интересные обрядовые хороводы, игры, танцы.
В спектакле был занят весь актёрский состав: драматические артисты, хор, балет. Музыкальное сопровождение , хоровые, сольные и танцевальные номера органично слились в единый сценический сплав, благодаря чему постановка приобрела особую фольклорную красочность.
Использованные в драме народные танцы были обработаны с большим мастерством и фантазией. Большое место в спектакле отводилось показу народных обрядов, купальских игр, хороводов. Танцы русалок, лешего, ведьмы. Домового, водяного и прочих сказочных персонажей удивительно ярко передавали атмосферу народного праздника. Все это служило своеобразным фоном драмы, на котором развёртывалась ее основная сюжетная линия.
В купальскую ночь, по старинному обычаю, с песнями, шутками, освещая дорогу факелами, люди шли в лес на поиски цветка папоротника, который якобы приносит счастье тому, кто его найдёт. На большой поляне начиналось народное гулянье. Юноши разжигали костры, через которые прыгали девушки. Если юноше удавалось поймать прыгающую девушку, он становился её суженым. Девушки собирали цветы, плели венки и бросали их в реку, гадая на своих возлюбленных. Когда веселье достигало наивысшего накала, мужчины вносили в самый центр хоровода высоко поднятое колесо, на котором горел самый настоящий костер. Я зыки пламени рвались в ночное небо.
К. Алексютович поставил в этой сцене интересные по своему рисунки хоровода, напоминающие орнаментальные узоры домотканых постилок.
В первом акте спектакля балетмейстер использовал танец «Кола», который тесно связан народным праздником Купалы и является как бы его лейтмотивом. «Кола» - зажженное колесо –символизировал в обряде могущественное небесное светило – солнце.
Хоровод русалок из первого акта, разработанный балетмейстером в классическом плане, впервые на белорусской сцене исполнялся на пальцах.
Национальные танцы, обряды. Хороводы и игры К. Алексютович использовал в динамичных массовых сценах. Народное веселье было показано в спектаклях чрезвычайно красочно и живо. Несмотря на большой состав исполнителей в массовых сценах, балетмейстер с предельной точностью распределил мизансцены, что обусловило исключительную ансамблевую стройность постановки. Спектакль произвёл большое впечатление на З. Бядулю. «Фокус творчества, - писал он, - направляется главным образом на купальские обряды, надо признать, показаны великолепно. В них слышится биение живого сердца нашего народа. Этому, правда, помогли хорошая музыка Теравского, идеальная постановка Мировича, стилизованная декорация художника Елисеева и классический балет Алексютовича. Все вместе создало полную иллюзию белорусской купальной мистерии, котрая цветет красками необыкновенного настроения и поэтичности.
Информация о работе Определение места искусства в Советской Белоруссии -20-е годы К.А. Алексютович