Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:58, реферат
Эстетическое освоение действительности органически связано с жизнью художника. Без знания творческого пути мастера невозможно не только правильно понять его произведения, но и определить их место в искусстве. Именно поэтому исследователи, разрабатывая те или иные теоретические проблемы, всегда соотносят произведения художника с конкретными фактами его биографии.
I. Введение ……………………………………………………………………стр.2-3
II. Основная часть…………………………………………………………….стр.4-22
2.1 Возникновение первого Белорусского Драматического театра ……стр.4-5
2.2 Истоки творчества К.А. Алексютовича ……………………………стр. 5-8
2.3 В первом Белорусском Государственном театре ………………………стр. 8-16
2.4 У Владислава Голубка (Третий Белорусский государственный театр)..стр. 17-18
2.5 Декада Белорусского искусства в Москве …………………………….....стр. 19-21
2.6 Последние годы творчества К.А. Алексютовича …………………….….стр. 22
III. Заключение …………………………………………………………………..стр. 23
IV. Литература ……………………………………………………………………стр. 24
Спектакли проходили с аншлагом. Это, бесспорно, свидетельствовало о том, что национальный театр оправдывал своё значение. Последующие постановки – «Адвечная песня», «Сон на кургане» - также были музыкально-драматическими, с песнями, музыкой В. Теравского и танцами в постановке К. Алексютовича.
В спектакле «Свадьба» по пьесе В. Горбацевича (1921 г.) К. Алексютович воспроизвел народный свадебный обряд, предав его колорит художественными средствами. Интересны были танец невесты, танцы жениха с дружками, невесты с подружками и танец свата.
Из фольклорных спектаклей, поставленных в 1923 году на сцене БГТ-1, необходимо отметить «Машеку» Е. Мировича – пьесу в борьбе белорусского народа против панского гнета. В драме большое место занимали обрядовые и лирико-эпические песни, танцы, хороводы, игры. Они были необходимыми этнографическими реалиями, на фоне которых действовали герои. Фольклорные элементы содействовали более глубокому, всестороннему раскрытию характера и души народа.
Уже с первого действия постановки зритель погружался в мир танца К. Алексютовича. Сцена передавала весенний праздник молодёжи. Здесь под аккомпанемент хора воспроизводились игры, танцы юношей и девушек.
С 1923 года театр совершает гастрольные поездки по городам Белоруссии. С этого времени начинается широкая популяризация белорусского народного искусства в республике. Спектакли и концерты трупы проходили с большим успехом во многих губернских и уездных центрах, а также в красноармейских клубах. В этом же году в Москве открылась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Белорусский драматический театр получил приглашение в столицу для показа своих творческих достижений. Белорусские артисты знакомили московского зрителя с национальным искусством, в том числе и танцевальным.
Московская общественность, многочисленные гости столицы и пресса высоко оценили творческие достижения мастеровых белорусского искусства. На всех спектаклях, а они проходили не только на выставке, но и многих районных клубах Москвы, на заводах, белорусских актеров встречали как дорогих гостей. С самыми волнующими для молодого коллектива театра стали, конечно, выступления на кремлёвской сцене, где были показаны спектакли «На Купале» и «Машека».
Большой вечер белорусского искусства состоялся в зале Коммунистического университета народов Востока. Там были показаны спектакли «Юрачка» и «Лявониха». За успешное выступление в Москве коллектив театра был награждён Почётной грамотой ВЦИК.
Параллельно с подготовкой к выступлениям в Москве К. Алексютович проделал интересную работу, участвуя в постановке пьесы Е. Мировича «Кастусь Калiноускi». Во вторую сцену первого действия балетмейстер включил два танца. Искристой зажигательной «Лявонiсе» он противопоставил помпезную салонную «Мазурку». Оба танца в спектакле как бы отражали социальную характеристики белорусского народа и польской аристократии. Приём контраста рельефнее подчеркивал ту пропасть которую их разделяла.
К. Алексютович в БГТ-1 занимался не только постановкой танцев в спектаклях, но и явился создателем ряда балетов, предопределивших дальнейшее развитие белорусской национальной хореографии. «Балет, который создал известный в Минске балетмейстер Константин Андреевич Алексютович,— заметил Е. Романович,— имел самостоятельные цельные балетные вечера». За сравнительно короткий период зритель получил возможность увидеть такие классические балеты, как «Коппелия» Лео Делиба, «Очарованный лес» Ричарда Дриго, «Фея кукол» Иосифа Байера и другие. Эта работа требовала упорных кропотливых занятий с артистами по овладению основами классического танца. Он считал, что только на такой основе исполнители могут освоить танцевальную технику, приобрести высокую, сценическую культуру и мастерство.
«Очарованный лес» — первое балетное представление на белорусской сцене. Оно было показано в конце 1922 года. В спектакле кроме балетной труппы участвовали ученики хореографической студии. На главную роль Ильки балетмейстер назначил молодую способную балерину Злату Кусову, которая обладала большим обаянием, ярким темпераментом, природной артистичностью. Илька в ее трактовке покоряла зрителей своей простотой, лиричностью, искренностью. Второе отделение балетного спектакля составил большой дивертисмент. Вот что сообщалось в печати того времени: «Вечером, 3-го ноября, в помещении БГТ состоялся первый показательный вечер балета... Приятно видеть, что балетмейстер добился значительных результатов со своими учениками. Оставляя без детального рассмотрения разные промахи, надо было бы пожелать больше выразительности и мимики. Публика, переполнившая театр, с неослабевающим интересом смотрела также характерные национальные танцы — мазурку, испанский танец, индейский танец и др.»
Вторая значительная работа К. А. Алексютовича — спектакль «Фея кукол». Он готовился к представлению параллельно с балетом «Очарованный лес». Балетмейстер стремился так скомпоновать танцы, чтобы ученики студии младших, средних и старших классов могли показать зрителю уровень своей подготовки. Ребята с удовольствием исполняли роли забавных оживающих игрушек. Все было по-детски непосредственно, увлекательно. Однако без взрослого состава труппы дело все же не обошлось: в спектакле участвовали такие персонажи, как продавец игрушечного магазина, покупатели и другие.
Фея кукол — это большая красивая кукла. По велению ее волшебной палочки все игрушки в магазине приходят в движение .
Заслуживает внимания в этом спектакле дуэт (адажио) Феи кукол с куклой-мальчиком. Адажио было поставлено на поддержках, на мягких, классических движениях.
Финалом постановки стал вальс, исполненный игрушками-актерами.
Дети с восхищением принимали балет. Но и взрослых он не оставлял равнодушными. Поэтому утренние спектакли всегда проходили при аншлагах.
В дивертисменте исполнялись классические и характерные танцы. Газеты писали: «В субботу, 18 ноября, состоялся третий, показательный спектакль балетной студии балетмейстера Алексютовича... В прошлые два вечера театр был переполнен публикой; можно быть совсем уверенным, что это будет и при дальнейших балетных вечерах... В конечном счете бесспорно и очень показательно, что и в Минске интерес к балету значительно превышает интерес к театру. Что касается самих балетных вечеров, то «Фея кукол», поставленная студией Алексютовича, была предназначена главным образом для детей и надолго останется для них как воспоминание о большом празднике. Ученицы студии, выступившие в «Фее кукол» и в дивертисменте,— очень разные как по годам, так и по исполнению. О талантливости их пока что судить трудновато. Но среди них есть несколько девочек, многообещающих в будущем».
Обе балетные постановки были приняты публикой восторженно. Однако лишь немногочисленные зрители смогли оценить труд, который затратил балетмейстер, чтобы скрыть техническое несовершенство артистов балета. Он, как никто другой, знал возможности своих подопечных, понимал, что отсутствие опыта и невысокое мастерство артистов может отрицательно отразиться на постановке. Но балетмейстер пошел на риск. Много времени, труда, изобретательности понадобилось ему, чтобы внешне сложные элементы движения выразить достаточно простыми приемами. Как же был счастлив К. Алексютович, когда увидел восторг зрителей и радость артистов!
«Несмотря на то, что народ на балет имел разные взгляды,— писал 3. Бядуля,— тем более в нашу эпоху,— однако теперь он пользуется успехом... Балет отвечает своему назначению, нравится даже широким массам. Это мы видели в нашем Минске».
Важное место в творчестве К. Алексютовича занимает постановка двухактного балета Лео Делиба «Коппелия» (1923 г.). Эта веселая танцевальная комедия повествует о мастере кукол, который задался целью оживить их. В главной роли Сванильды выступала все та же Злата Кусова. Для балерины это была вторая ответственная роль. Образ Сванильды довольно сложный, многогранный. И перед балетмейстером, и перед исполнительницей встала весьма нелегкая задача: хореографическими средствами раскрыть комедийный сюжет, передать его эмоциональный строй. До зрителя требовалось донести наивность, жизнерадостность, мягкий юмор, нежность, свойственные Сванильде. Балетмейстер и Кусова терпеливо трудились над этим образом, упорно отрабатывали каждую мизансцену. Особенно ярко раскрылось дарование балерины в вальсе первого действия. Техническое исполнение вальса не представляло большой трудности, но в нем требовалось подчеркнуть особенности характера Сванильды. С этим блестяще справилась талантливая исполнительница.
Успешно поработал Константин Алексютович и с артистом А. Левиным, который создал образ Франца — жениха Сванильды. Напряженным трудом танцовщик добился необходимой легкости и красоты в области сценического движения. Его персонаж отличался элегантностью, галантными манерами.
Коппелиус в исполнении Т. Борщевского превзошел все ожидания балетмейстера. В этой партии пантомима превалирует над танцем. От начала до конца, легко и непосредственно, как бы на одном дыхании, была исполнена роль.
Для раскрытия сюжета балетмейстер нашел такие хореографические краски, нюансы и интересные поэтические мизансцены, которые, неся на себе основное смысловое содержание, маскировали определенные технические пробелы, имевшие место в спектакле.
В процессе постановки балета проявились творческие способности каждого студийца. Молодые артисты сами шили и перешивали костюмы (которые поступали из личной небольшой костюмерной Константина Андреевича), из скудного театрального реквизита монтировали декорации, изготовляли бутафорию. Подготовка к спектаклю создавала особую творческую атмосферу.
Репетиции и даже некоторые балетные постановки часто проходили в небольшом зеркальном зале на квартире К. Алексютовича. Безусловно, помещение это ни как не соответствовало театральным условиям, но выхода не было: в осенне-зимний период театр не отапливался. К. Алексютович и его юные единомышленники работали с полной отдачей творческих сил. Их неуемное стремление как можно быстрее овладеть искусством танца преодолевало любые препятствия.
Подготовку к постановке К. Алексютович, как правило, начинал с творческой поездки в Петроград. Это давало ему возможность ближе познакомиться с последними достижениями русского искусства. Он посещал репетиции, балетные спектакли, делал многочисленные записи, зарисовки, сценические наброски, необходимые для его дальнейшей работы. Это обстоятельство в немалой степени предопределило основные направления творческих исканий балетмейстера в первоначальный период развития белорусского советского искусства. Балеты, поставленные К. Алексютовичем в 1922—1925 годах на сцене БГТ-1, сыграли существенную роль в становлении хореографии в республике. В эти же годы формировались кадры профессионалов, которые впоследствии составили ядро белорусской балетной труппы.
Балетмейстер прекрасно понимал, что условия для нормальной деятельности труппы не были созданы, но обстоятельства вынуждали спешить и в короткий срок добиваться, казалось бы, невозможного. Одухотворенность студийцев, их целеустремленность, неутомимость содействовали успеху. Интерес к балету у публики непрерывно возрастал, зритель тянулся к искусству хореографии.
Вместе с концертмейстером театра Л. А. Маркевичем постановщик упорно работал над созданием музыкального оформления балета. Свои требования и пожелания он высказывал четко и ясно, корректно, с большим тактом подсказывал композитору, в каком построении ему нужно провести ту или иную сцену, чтобы сюжетная основа спектакля органически сочеталась с музыкой. Разрабатывая постановочный план, балетмейстер одновременно намечал и музыкальное сопровождение. Он хорошо чувствовал музыку, и Л. Маркевичу легко было с ним работать.
Балетная группа театра с энтузиазмом откликнулась на создание национального белорусского балета. Балетмейстер с необычайным подъемом принялся за его постановку. Подготовка к премьере велась во всех цехах театра. Трудностей, как и следовало ожидать, было много, но К. Алексютович, предвидя это, успешно преодолевает их. Всю творческую работу он подчинил главному — обогащению национального танцевального искусства, приближению его к мироощущению современников.
Поиск новых танцевальных форм, тем и образов был продиктован горячим желанием Алексютовича сделать балетное искусство, услаждавшее ранее исключительно господствующие классы, народным.
К сожалению, по ряду обстоятельств балет «У купальскую ноч» так и не увидел сцены. В годы Великой Отечественной войны его клавир и либретто сгорели, как и многие другие ценные материалы балетмейстера.
Наряду с постановочной работой в театре К. Алексютович занимался активной концертной деятельностью — пропагандировал не только белорусские танцы, но и танцы народов СССР, а также хореографическое творчество народов ряда европейских стран. Вечера проходили в театре, рабочих клубах, воинских частях, а нередко и в сельской местности. Для детей устраивались утренники, где были заняты, в основном, участники балетной студии. Сборы с некоторых спектаклей и концертов шли на благотворительные цели: в пользу голодающих детей и сирот.
Работа К. Алексютовича в БГТ-1 поражает неутомимостью, неистощимой творческой энергией. За короткий срок он поставил четыре балетных спектакля, один одноактный белорусский балет, дивертисменты, танцевальные миниатюры, сюжетные танцы, создал ряд сценических постановок народных танцев, обрядов, игр и хороводов в многочисленных драматических спектаклях. Необходимо отметить и такую черту его характера, как скромность. Он никогда не выпячивал своих заслуг, всегда подчеркивал, что в основе успеха каждого удачного выступления лежит самоотверженный труд коллектива.
У Владислава Голубка
(Третий Белорусский государственный театр)
В 1920 году Владиславом Голубком, человеком удивительно многогранного дарования, был организован театр, который любовно называли труппой Голубка. В истории белорусского искусства он занимает особое место. Выросший из любительского кружка, этот самобытный коллектив развивал сценические традиции, в свое время заложенные Винцентом (Викентием) Ду-ниным-Марцинкевичем и Игнатом Буйницким.
Информация о работе Определение места искусства в Советской Белоруссии -20-е годы К.А. Алексютович