Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:58, реферат
Эстетическое освоение действительности органически связано с жизнью художника. Без знания творческого пути мастера невозможно не только правильно понять его произведения, но и определить их место в искусстве. Именно поэтому исследователи, разрабатывая те или иные теоретические проблемы, всегда соотносят произведения художника с конкретными фактами его биографии.
I. Введение ……………………………………………………………………стр.2-3
II. Основная часть…………………………………………………………….стр.4-22
2.1 Возникновение первого Белорусского Драматического театра ……стр.4-5
2.2 Истоки творчества К.А. Алексютовича ……………………………стр. 5-8
2.3 В первом Белорусском Государственном театре ………………………стр. 8-16
2.4 У Владислава Голубка (Третий Белорусский государственный театр)..стр. 17-18
2.5 Декада Белорусского искусства в Москве …………………………….....стр. 19-21
2.6 Последние годы творчества К.А. Алексютовича …………………….….стр. 22
III. Заключение …………………………………………………………………..стр. 23
IV. Литература ……………………………………………………………………стр. 24
Труппа Голубка обслуживала рабочих и крестьян. Спектакли и концерты проходили в рабочих клубах Комаровки, Сторожевки, Переспы, Ляховки. Вместе со своим руководителем артисты часто бывали в таких глухих местах, где люди и не слышали о театре.
Владислав Голубок стремился слить воедино все виды сценического искусства и на этой основе создать синтетический спектакль, куда включались бы музыка, песня, танец.
В театре отсутствовала балетная группа. Драматические актеры выступали одновременно и в роли певцов, и в роли танцоров. Позже появились хор, струнный оркестр, актеры занялись хореографической учебой. На должность педагога и постановщика танцевальных номеров Владислав Голубок пригласил К. Алексютовича. Так началось творческое содружество этих людей.
То обстоятельство, что большинство спектаклей на сцене этого театра ставилось по произведениям оригинальной драматургии, чаще всего написанным самим Голубком, обусловливало использование народной хореографии и традиционной обрядности. Обращение к народному танцу было вызвано и тем, что в концертных программах театра они занимали одно из первых мест, периодически менялись и обновлялись. Как в БГТ-1, так и в труппе Голубка К. Алексютович подходил к постановке танцев строго дифференцированно. Одна и та же вещь, поставленная для концертной программы и для исполнения в спектакле, имела отличительные особенности, свою трактовку.
Работая над танцем для спектакля, балетмейстер стремился постичь внутренний мир героев и только после этого искал те изобразительные средства, которые позволяли глубже раскрыть идею пьесы, замысел режиссера. При этом он всегда учитывал уровень мастерства каждого актера, его творческие возможности. Характер каждого движения, общий темп танца — все использовалось для усиления пластической мотивировки поступков, поведения действующих лиц. В драматической постановке К. Алексютович чаще, чем в танце для концертной программы, отступал от традиционной канвы исполнения, смело вводил импровизации, шире использовал прием контраста. Все детали и элементы танца способствовали более глубокому проникновению в психологическую сущность образа. Танец в спектакле никогда не воспринимался зрителем как чужеродная хореографическая вставка, он всегда был органической частью сценического действия.
Театр Голубка, где бы он ни бывал (а он исколесил всю республику), неизменно пользовался большой популярностью. Все спектакли и концерты проходили под восторженные овации зрителей. К. Алексютович не всегда мог это видеть, так как работа в БГТ-1 не позволяла ему постоянно участвовать в гастролях «театра на колесах». Но рассказы Голубка и актеров о реакции публики, об ее отношении к танцам вызывали у балетмейстера чувство удовлетворения и радости. Большей награды за свой труд он и не желал.
При постановке концертных танцев позиция балетмейстера была иной. Используя все богатство движений, характерных для белорусских танцев, он никогда не допускал смешения стилей, избегал засорения танца инородными элементами. Подбор движений был детально продуман, обусловлен природой танца, характером и манерой его исполнения.
Танцы для концертов Алексютович технически усложнял, несколько отходил от традиционной композиции, но неукоснительно сохранял их самобытность, внимательно следил за тем, чтобы они не утратили присущий им колорит. В результате танец приобретал выразительный рисунок, законченную художественную форму, т. е. становился в один ряд с произведениями подлинного искусства. В обширный концертный репертуар входили не только оригинальные белорусские танцы, но и танцы других народов СССР, рассчитанные на небольшой актерский состав и на исполнение в условиях импровизированной сцены.
В период коллективизации сельского хозяйства труппа Голубка активно занималась культурным обслуживанием крестьянства. Кроме концертов в гастрольные программы включались лекции, различные научно-просветительные беседы. Эта сторона деятельности театра положительно оценивалась прессой и правительством республики.
В январе 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров БССР труппа Голубка была реорганизована в Третий Белорусский государственный театр (БГТ-3) с базированием в Гомеле. Это способствовало расширению творческой деятельности всего коллектива, так как он получил постоянное помещение. Значительно изменился репертуар. На сцене появились спектакли на современную тематику. Постановкой пьес занимался не только сам Владислав Голубок, но и другие режиссеры. Значительно возросла государственная дотация, что позволило увеличить актерский состав. Основная задача театра осталась прежней — обслуживание широких масс трудового населения республики. БГТ-3 по-прежнему остается «театром на колесах», но пересаживается с крестьянской телеги на автомашину, выделенную государством.
В 1935 году театр отметил свой 15-летний юбилей. Работа К. Алексютовича в труппе Голубка оказала заметное влияние на общий постановочный уровень танцев, позволила проверить на практике ряд творческих идей, касающихся сценического воплощения народного танца на профессиональных подмостках.
Декада Белорусского искусства в Москве.
Расцвет национального искусства народов СССР обусловил возникновение новой формы показа достижений республик в области художественного творчества — декад национального искусства в столице нашей Родины — Москве. Декады подводили итоги развития литературы, искусства и народного творчества, стимулировали рост профессионального мастерства, содействовали взаимному обогащению культур.
К 20-летнему юбилею Белорусской ССР была приурочена декада белорусского искусства. В числе многих художественных коллективов ансамблю Белгос- филармонии предстояло показать народное песенное и танцевальное творчество республики. Артисты ансамбля и его руководители, сознавая высокую ответственность, с удвоенной энергией приступили к подготовке концерта. Работа велась одновременно в нескольких направлениях. Репетиции кроме постановки танцев и разработки всевозможных игровых и массовых сцен включали детальную отработку элементов движения. Большое внимание уделялось и созданию конкретных образов в сольных и массовых танцах. На сводных репетициях с хором и оркестром шла окончательная шлифовка декадной программы. Балетмейстер тщательно разработал композицию первого и второго отделений концерта. Характеризуя творческий коллектив Белгосфилармонии в период подготовки к декаде, пресса отмечала: «Ансамбль белорусской песни и пляски является лучшим проводником и популяризатором белорусского народного песенно-танцевального творчества. Стремясь к простоте, непосредственности выражения, к сохранению аромата и характерных особенностей народного стиля и звучания, ансамбль песни и пляски ведет громадную работу по линии собирания дореволюционного и советского фольклора...
Руководителям ансамбля тт. Любану, Алексютовичу, Соколовскому удалось вырастить интересный творческий коллектив».
Для заключительного концерта декады И. И. Любая написал либретто театрализованного представления «Старинный свадебный обряд» — масштабное полотно, открывавшее широкие возможности для проявления дарования каждого артиста. В нем были заняты все участники ансамбля: танцевальная группа, артисты хора, музыканты. Обращение И. Любана к этому народному обряду не случайно. «Свадебный обряд,— писал народный артист СССР Г. Р. Ширма,— можно назвать своеобразной народной оперой, где житейский драматизм переплетается с веселым юмором, песня — с диалогом, а музыка и танцы дополняют и украшают это великолепное народное действие».
Новая программа вызвала ряд трудностей, так как требовала от исполнителей не только навыков в области хореографии и хорового пения, но и незаурядного
актерского мастерства. Созданные артистами лирические образы невесты и жениха, комедийные — свата и сватьи, степенные и веселые — матери, брата и дружков были очень ярки, индивидуальны и правдивы. Режиссер П. С. Златогоров, специально приглашенный для этой постановки, постоянно поддерживал творческий контакт с балетмейстером. Константин Андреевич Алексютович на каждой репетиции дополнял сценическое действие интересными деталями народных обычаев, хорошо известных ему с детства.
В режиссерском плане постановку свадебного обряда П. С. Златогоров и К. А. Алексютович разнообразили забавными комическими сценами. Танец играл важнейшую роль и во многом предопределял развитие всей сюжетной линии. Сценическое воплощение обряда было насыщено такими номерами, как танцы невесты с женихом, свата со сватьей, дружков молодых и т. д. Роль невесты исполняла артистка Т. Г. Аврамчик, старшего брата — артист Э. П. Шапко, свата — заслуженный артист БССР Г. Ю. Григонис, сватьи — заслуженная артистка БССР Л. И. Ржецкая.
В работе над концертной программой для декады К. Алексютович далеко ушел в своих творческих поисках от экспериментальных постановок 20-х годов. Заметно изменился его художественный почерк. Созданное балетмейстером К. Алексютовичем совместно с режиссером П. Златогоровым художественное произведение отличалось целостным композиционным решением, объединившим песню, танец и музыкальное сопровождение в единое целое. Для достижения такого единства постановщику надо было обладать не только всесторонними знаниями в области танцевальной культуры, но и блестяще ориентироваться в многообразных формах всего народного искусства.
Взаимосвязанность и слаженность игры актеров, танцевальных и хоровых эпизодов, ритуального действия оставляли у зрителя глубокое цельное впечатление. «На редкость красочной, свежей была музыкально-танцевальная сюита «Белорусская свадьба», поставленная балетмейстером в содружестве с режиссером П. Златогоровым и композитором Н. Соколовским. Жизнерадостные, динамичные кадрили, собранные хореографом в многочисленных поездках по колхозам и деревням Полесья и Могилевщины, знаменитая «Лявонiха», задорная полька «Трясуха», лирические девичьи хороводы «Хмель лугами» и «Пайшоу Ясь» были расцвечены яркими красками фантазии балетмейстера, обогащены профессиональной культурой»,— писала Ю. Чурко .
Народный артист СССР, профессор Н. С. Голованов, в то время консультант декады, очень тепло отозвался о работе ансамбля: «Ансамбль песни и пляски филармонии будет представлен на декаде великолепными образцами национальной музыки, старинным свадебным обрядом, народными танцами. Большая заслуга художественного руководителя ансамбля композитора Любана и его энергичных помощников — хормейстера Соколовского и балетмейстера Алексютовича — в том, что они привили ансамблю известную музыкальную культуру. «Лявонiха», поставленная т. Алексютовичем, может быть отнесена к лучшим образцам национального танцевального искусства».
Концерты Белорусского ансамбля песни и пляски проходили в Москве с огромным успехом на протяжении всех десяти дней. Коллектив выступал перед любителями музыки в концертных залах, заводских Дворцах культуры, студенческих клубах, парках.
Выступление ансамбля вызывало у зрителей бурю оваций, особенно горячо принимались «Крыжачок», «Бульба», «Юрачка», «Полька», «Лявонiха» и другие. Искусство молодого белорусского ансамбля получило положительную оценку со стороны общественности столицы и критиков. Газеты отмечали, что ансамбль идет по правильному творческому пути, что за сравнительно короткий срок (три года) накопил значительный творческий опыт и определил свое художественное направление «Участники ансамбля,— писал народный артист СССР А. В. Александров,— принесли с собой в ансамбль всю красоту, непосредственность и красочность народного искусства Белоруссии.
Настоящее народное творчество является основным принципом и элементом репертуара ансамбля.
Интересны обрядовые песни, хороводы и пляски, исполненные в настоящей народной манере и характере... Ансамбль украшают молодые, здоровые, звонкие голоса. Танцоры своей виртуозной, головокружительной пляской приводят зрителя в восторг».
Декада белорусского искусства в Москве завершилась большим концертом, состоявшимся 15 июня 1940 года в Большом академическом театре СССР. В этом заключительном аккорде слилось искусство профессиональных и самодеятельных артистов, представивших все жанры театрального и музыкального искусства Белоруссии.
В Кремле состоялся торжественный прием участников декады, который завершился большой концертной программой с участием мастеров искусств Белоруссии и Москвы. Концерт явился не только светлым, радостным праздником, но и ответственным испытанием для посланцев республики. Велико было волнение артистов, и это понятно — ведь им пришлось выступать в одной концертной программе с Государственным ансамблем народного танца Союза ССР под руководством народного артиста СССР Игоря Моисеева и с Краснознаменным ансамблем песни и пляски под управлением народного артиста СССР А. В. Александрова! Этот своеобразный творческий экзамен воспитанники К. Алексютовича выдержали успешно. В прессе отмечалось: «Первое отделение концерта было полностью посвящено выступлениям участников декады... Большой успех имел ансамбль песни и пляски... Особое впечатление произвел исполненный ансамблем танец «Крыжачок».
По окончании декады за выдающиеся успехи в деле развития белорусского советского искусства Филармония была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Руководители и отдельные исполнители были отмечены орденами, медалями, Почетными грамотами и Грамотами Верховного Совета БССР. Работа К. Алексютовича также получила высокую оценку — ему был вручен орден «Знак Почета».
Вернувшись домой, балетмейстер обдумывает дальнейшие планы, мечтает о новой постановке балета «У Купальскую ноч», которую ему не удалось осуществить в 1925 году. Он коренным образом перерабатывает либретто, включает в него ряд новых танцев, игр, хороводов и обрядов. Эта работа поглощает его целиком, он испытывает огромный прилив творческих сил и вдохновения. Но завершить постановку и на этот раз ему не удалось — началась Великая Отечественная война.
Информация о работе Определение места искусства в Советской Белоруссии -20-е годы К.А. Алексютович