Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:27, контрольная работа
Византийская историография VI в. фиксировала внимание почти исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения. Византийцы писали много лишь о тех районах, которые находились в сфере непосредственных интересов империи. Начиная со времени правления Юстина I (518–527) информация о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком, хотя, очевидно, и до этого славяне были в Византии небезызвестны.
Контрольная работа
"Основные
этапы становления Древнерусского
государства, его характеристики"
Введение
Для
каждого человека, хотя бы немного
задумывающегося о себе, об окружающем
мире, о своей Родине исследование
вопроса о происхождении
Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н.э. говорит о предках славян. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.
В I–II веках н.э. многие историки и географы дали описание народов, живших на территории северных берегов Чёрного моря, называемой в их трудах Скифией. В римских источниках I–II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского и Иордана.
Византийская историография VI в. фиксировала внимание почти исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения. Византийцы писали много лишь о тех районах, которые находились в сфере непосредственных интересов империи. Начиная со времени правления Юстина I (518–527) информация о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком, хотя, очевидно, и до этого славяне были в Византии небезызвестны.
Византийские писатели VI века делят славян на две группы. Западная – (северо-западная) часть славян так и не обозначались как славяне (склавины, склавии). Кажется, к ним относили и балканских славян. Но, кроме того, византийские писатели VI–VII веков упоминают антов, которых они считали особой (восточной) группой славян.
О становлении Древнерусского государства о первых веках нашей истории можно найти довольно разнообразные и разносторонние сведения. Таковы особенно иноземные известия патриарха Фотия IX в., императора Константина Багрянородного X в. и Льва Диакона X в., сказания скандинавских саг и ряда арабских писателей тех же веков: Ибн-Хордадбех, Ибн ал-Факих, Ибн-Руста и др. Арабские географы первой половины Х в, называли три вида руссов: Куяву, Славу и Арсу.1 Другие источники, так называемый «баварский географ» и Константин Багрянородный, дополняет эту картину также для IX – первой половины X века. «Баварский географ» первой половины IX века Восточную Европу фиксирует в самой общей форме такие народы, как русы, хазары, а также некоторые южно-восточные племена. Константин Багрянородный (40-е годы X века) более детален, но он отнюдь не ставит целью нарисовать этническую карту Руси своего времени, а лишь отмечал наименование ряда групп восточных славян, подчиненных русам.
Основным источником русской истории с древнейших времён до середины ХVIв. служат летописи. Наиболее древней из дошедших до современных исследователей летописей является «Повесть временных лет». Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров. По данным «Повести временных лет», первым князем Киева был легендарный Кий. Датировка фактов начинается с 852 года. В летопись включена легенда о призвании варягов (862) во главе с Рюриком, ставшая в XVIIIвеке основой норманнской теории о создании Древнерусского государства варягами. Два сподвижника Рюрика – Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, по дороге подчинив своей власти Киев. После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к варягу Олегу (ум. 912), который, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883–885 годах покорил древлян, северян, радимичей и в 907 и 911 годах совершил походы на Византию. К сожалению, летописные известия были записаны не ранее XI в., т.е. уже в период, когда память о первоначальных славянских объединениях начинает стираться, поскольку все славянское население осознавало себя как русичи, русские.
Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в следующем: авторы проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру.
В XVIII веке была сформулирована и разработана норманнская теория возникновения Древнерусского государства. К её авторам и сторонникам можно отнести Миллера, Байера, Шлецера, Лерберга. Но почти одновременно появились исторический труд М.В. Ломоносова «Замечания на диссертацию Г._Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского», подвергшего сомнению норманнскую теорию. В своих крайних проявлениях норманнская теория толкует летописную легенду о призвании иноземных князей как свидетельство отсутствия на Руси в начальный период правопорядка, государственности и самостоятельной культуры. Между тем история Новгорода (т.е. той территории, с которой непосредственно связана легенда о призвании), по новейшим археологическим данным, отражает совершенно иной процесс. Представления об исходном восточнославянском единстве легли в основу прочно укрепившейся в трудах А.А. Шахматова концепции первоначально ограниченной территории восточнославянского ядра. Академик А.А. Шахматов, чье мнение поддерживает также Л.Н. Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша). В соответствии с этой концепцией магистральный путь развития восточных славян в VI–XIII вв. представлялся исследователям как процесс разложения исходного единства (что признавалось и В.О. Ключевским), резко усилившийся в ходе феодальной раздробленности и ордынского нашествия. В конце XIX в. в либеральной академической науке обнаружилась тенденция решения «варяжского вопроса» в пользу славянского происхождения Руси, которая объяснялась появлением новых подходов к изучаемой проблеме. Решительным противником норманнского происхождения древнерусского государства выступает Д.И. Иловайский, указывавший в своей книге «Начало Руси» на присутствие в норманнской теории натяжек и противоречий: «…чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем более и более выступают наружу натяжки и противоречия норманнской системы.» 1) В 1876 г. вышла в свет книга С.А. Гедеонова «Варяги и Русь», в предисловии к которой автор писал: «…при догмате скандинавского начала Русского государства научная разработка древнейшей истории Руси немыслима.»2) С конца XIX века общественный интерес к теме начала Руси заметно ослабел. В это время зарождающаяся русская археология испытывала огромное влияние западноевропейской, особенно германской и шведской. Это привело к значительному усилению позиций норманизма. В1914 г. вышла книга шведского учёного Т.Ю. Арне «Швеция и Восток», в которой была выдвинута идея норманнской колонизации Руси. А в 1917 г. он же в своём труде «Великая Швеция», называет так не только сборник своих статей, но и само государство восточных славян. В советское время под норманистами стали понимать лишь тех, «кто утверждал неспособность славян самим создать своё государство», в то же время признание скандинавского происхождения династии русских князей норманнизмом не считалось.
Всякое государство возникает не на пустом месте и не вдруг. Именно поэтому исследование вопроса возникновения Древнерусского следует изучать в контексте природно-климатических и социально-политических факторов.
1. Среда обитания восточных
славян
1.1
Природно-климатические
факторы Восточно-Европейской
равнины
История расселения славян на территории Восточной Европы до сих пор является предметом научных споров. Ранее эта проблема решалась почти исключительно путем анализа летописной концепции, сложившейся к началу XII в. и изложенной в Повести временных лет. Определяющее влияние на образование народа и государства оказывает та среда, в которой это формирование происходит. Огромное пространство Восточно – Европейской равнины являющейся одной из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Вост. Европы. На севере она омывается водами Белого и Баренцева, на юге – Черного, Азовского и Каспийского морей. На юго-западе ограничена Карпатами, на юге – Кавказом, на востоке – Уралом и Мугоджарами. Эта территория, богатая лесами с обильной дичью, полноводными реками, плодородными почвами щедро оделяла природными ресурсами поселившихся здесь людей. Средняя высота ок. 170 м (наибольшая – до 1191 м. в Хибинах); наиболее низкие отметки – на побережье Каспийского м. (28 м ниже уровня моря). На Русской равнине – Тиманский кряж, Среднерусская, Приазовская, Приволжская и другие возвышенности, на юге и юго-востоке – полоса приморских низменностей: Причерноморская, Прикаспийская и др. На севере и северо-западе преобладают плоские междуречья с моренно-холмистым рельефом, в центральной части и на юге – овражно-балочный рельеф. Реки северной части принадлежат бас. Северного Ледовитого океана. (Мезень, Онега, Печора, Сев. Двина), западной и южной – бас. Балтийского моря. (Неман, Западная Двина, Висла и др.), бас. Черного моря (Днепр, Днестр, Южный Буг) и бас. Азовского моря (Дон); Волга, Урал и другие впадают в Каспийское море. Большая часть территории расположена в лесной зоне, центральная и южная части – в зонах лесостепи и степи, крайний юго-восток – в зонах полупустыни и пустыни. Степная зона Европейской равнины является прямым продолжением азиатских степей и «соединяясь с азиатскими степями широкими воротами между Уральскими горами и простираясь сначала широкою, а потом всё суживающеюся полосою по направлению к западу, мимо морей Каспийского, Азовского и Черного».1) На территории Восточно-Европейской равнины можно выделить четыре климатических пояса: севернее полярного круга – арктический, между полярным кругом и 57° с.ш. – северный или холодный, от 57° до 50°с.ш. – средний или умеренный, а ещё южнее – тёплый или степной. Отличительной особенностью Восточно-Европейской равнины можно считать сложную и разветвлённую систему рек. Все реки имеют медленное течение и большое число изгибов. Кроме того, на размещение населения оказал влияние и тот факт, что для рек, текущих в меридиональном направлении характерен высокий правый берег и относительно низкий левый: по высоким берегам возводились укрепления, около них сосредотачивалось население. Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними рассеивали население по своим ветвям.
По
этим бассейнам рано частям населения
обособляться друг от друга, замыкаться
в изолированные
1.2 Взаимоотношения
славян с разноплеменным
населением Восточной
Европы
Люди,
населявшие север и центр Восточно-
Информация о работе Основные этапы становления Древнерусского государства, его характеристики