Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:27, контрольная работа
Византийская историография VI в. фиксировала внимание почти исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения. Византийцы писали много лишь о тех районах, которые находились в сфере непосредственных интересов империи. Начиная со времени правления Юстина I (518–527) информация о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком, хотя, очевидно, и до этого славяне были в Византии небезызвестны.
Первые упоминания о венедах, а именно так называли ранние источники праславян, появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь, правда, к большей близости венедов по их нравам, обычаям и быту именно к германцам. Паннония в I–II вв. н.э. была населена разными народами – германскими и сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия) получила название от кельтского племени бойев, однако во времена Тацита и позже здесь поселились германцы, а где-то за ними на северо-востоке обитали венеды. Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтийских народов (но не финнов и современных эстов). Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины (Волыни и Полесья). А данные Птоломея (второй век н.э.) уже позволяет расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, но, скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно предположить, что данные Птоломея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян. Вероятно, какое-то расширение этнической территории славян наблюдалось и в III–IV вв., но, к сожалению источников для этого времени почти нет. Так называемая Певтингерова Карта, окончательная редакция которой относится к первой половине пятого века, включает, однако и значительные элементы более ранней информации, восходящей еще к первому веку до н.э., потому пользоваться ее данными очень сложно. Венеды на этой Карте показаны на северо-запад от Карпат, вместе с какой-то частью сарматов. Совместная фиксация венедов и сарматов в Прикарпатье, очевидно отражает с элементами пятого столетия реалии II–IV вв. до нашествия гуннов.
Гуннское
нашествие привело к
Попытаемся представить карту расселения отдельных групп восточных славян, преимущественно по данным Повести временных лет. Словом, все данные говорят за то, что в процессе движения славян на восток происходило их слияние с разноплеменным местным населением, в результате чего и вырабатывались те черты (в языке, антропологическом типе, материальной культуре), что отличают восточных славян от западных и южных. Уже в ту пору намечались и определенные различия между юго-западными частями восточнославянского мира, северными и северо-восточными и северо-западными, которые позже, в определенных специфических условиях XIII–XVI вв., привели к распаду единой древнерусской народности на три самостоятельных. Однако искать отдельных предков для русских, украинцев и белорусов уже в эпоху Древней Руси, а тем более раньше, как это сейчас пытаются делать националистически настроенные историки, нет никаких оснований. Например, северяне стали предками и русских и украинцев, а кривичи и радимичи – единые пращуры русских и белорусов. Да и в более позднее время отмечаются переливы населения из разных областей Древней Руси, не как не связанное с обособленностью в ту пору ее отдельных частей.
Еще недавно полагали, что деление византийскими писателями славян в VI веке на склавинов и антов можно видеть реальное разделение славянского мира на восточный и западный. Ныне большинство специалистов полагают, что о делении славян на три большие группы восточных, западных и южных можно говорить лишь с VIII века. Вероятно, эту датировку можно несколько удревнить, распространив ее с некоторыми оговорками и на VII век, но не раньше. Картина же расселения восточных славян, зафиксированная в «Повести временных лет», может быть отнесена к VIII–IX вв., преимущественно, к последнему столетию.
В продолжение VII и VIII вв. восточная ветвь славян, сосредоточивавшаяся на северо-восточных склонах Карпат, постепенно перемещалась на сесеровосток и восток.
К
моменту образования
Севернее зоны расселения восточных славян жили финно-угорские племена корелов и чуди заволоцкой. На востоке славянские поселения на реке Оке граничили с финно-угорскими племенами меря, мурома, мещера, мордва. Юг и юго-восток контролировали хазары и печенеги. На юго-западе от славянских земель осели кочевые племена угров и болгар. Западнее территории восточных славян расположились земли славян западных: чехов, ляхов. К северо-западу от восточных словян жили прибалтийские племена жмудь, ливы, эсты, чудь, нарова.
В
VIII веке в среде хазар резко усилилось
влияние проникнувших из Закавказья евреев.
В низовьях Волги возникло государство
Хазарский каганат, покорившее племена
славян, живших на юго – западных землях:
северян и вятичей. В то же время появилась
возможность для торговли славян не только
с Хазарией, но и со странами прилегающими
к бассейнам Каспийского и Чёрного морей.
2. Причины возникновения
государства
2.1
Общественное разделения
труда
В «Повести временных лет» летописец так определяет быт оседлого славянского народонаселения восточной равнины: «жил каждый со своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим». Человек, существо общественное, не может жить без общества, без связи с другими людьми, и первым союзом является кровный, или родовой. Семья крепка братством младших членов ее и естественным, необходимым подчинением их отцу. Род умножается, но союз держится, многочисленный род все представляет одну семью, в которой старший в роде, старший брат, какой бы то ни было степени, дядя занимает место отца, сохраняет сожитие членов в одном месте, общие занятия, общее владение.
Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины – верви, распределявшей ее между общинниками. Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. В VII в. славяне еще не знали ни двуполья, ни трехполья. У славян господствовала переложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах) системы земледелия. При переложной системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2 – 4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10 – 15 лет. Подсечно-огневая система названа так потому, что деревья под рубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Настоящей пахоты не велось – землю лишь рыхли ли. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных земель.
Лишь в VIII веке в степных и лесостепных районах наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII века. Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место.
Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли. Жизнь среди лесов и болот была нелегкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место и расчистить его. Первоначально славянские поселки были редкими островками среди «лесного моря». Их жители вели хозяйство, применяясь к окружающим условиям. Главные вопросы решало народное собрание – вече.
По водным путям, принимавшим наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшемся возникали торговые сосредоточения, древнейшие города; население, от них удаленное, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам (мед, воск, меха). Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки, основавшие колонии в Причерноморье. Этот путь стал основной дорогой Древней Руси. По нему везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во время военных походов. Ведущую роль в транзитной торговле через Восточную Европу, как уже сказано, играли в VIII–IX вв. еврейские купцы, которые лишь в пределах халифата уступали ее местным мусульманским торговцам. Последние по Каспии и Волге доходили до небольшого городка Булгар (основан в IX веке, недалеко от современной Казани) очевидно, по преимуществу сухопутным путем, тогда как Волжский путь контролировался хазарами и еврейскими купцами этого государства. В северные пределы славян арабские купцы в IX в. не заходили: хазары держали дороги под своим контролем и помимо чисто административных мер прибегали к простому запугиванию рассказами о диких северных людях, якобы убивавших всех чужеземцев. Славянские купцы возили свои товары и в Багдад и в Царьград. В области Днепра найдено немало кладов с арабскими монетами VII–X вв.
Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Размежевание племен кочевых и оседлых, земледельческих и скотоводческих, а также племен, живших по преимуществу охотой и перешедших к производящему хозяйству, дополнялось начатками внутриродового разделения труда: появились профессионалы-ремесленники (гончары и специалисты по выплавке или обработке металлов), профессионалы-воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) – все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.
2.2 Развитие экономики
славянин
государство древнерусский
Не
только изменившееся индивидуальное и
групповое самосознание и усложнившиеся
межплеменные отношения, но и хозяйственная,
экономическая деятельность побуждала
людей к поиску более подходящих
форм обще жития. Значение экономического
фактора в возникновении государства
обычно преувеличивается в исследованиях
сторонников марксизма и других учений,
считающих производство (или распределение
произведенного) основой общественной
жизни. Частная собственность не могла
возникнуть, пока человек не осознал свою
отделенность от рода; но на дальнейшее
развитие самосознания от дельной личности,
несомненно, воз действовали практические,
материальные результаты раздробления
общей родовой собственности.) Экономические
факторы (рост производительности труда,
возникновение излишков, углублявшееся
разделение труда и, как следствие – развитие
меновой, а потом и денежной торговли)
влияли на становление государства, но
это влияние не было ни прямым, ни определяющим.
Государство возникло тогда, когда непосредственно
связанные с экономикой имущественные
различия были не слишком существенны;
формировавшаяся государственная власть
первоначально почти не претендовала
на серьезное участие в хозяйственной
жизни. Носители новой, предгосударственной
и государственной власти (князья, дружинники)
выделялись из общества не по имущественному,
а по профессиональному признаку. При
этом часто совпадавшие профессии воина
и правителя (стоявшего над традиционной,
патриархальной властью родовых старейшин)
почти единодушно признавались общественно
полезными.
2.3 Заинтересованность
общества в появлении
государства
Государство
возникло потому, что в его появлении
было заинтересовано подавляющее большинство
членов общества. Земледельцу-общиннику
было удобно и выгодно, чтобы князь и –
дружинники с оружием в руках защищали
его и избавляли от обременительных и
опасных ратных дел. (Здесь следует заметить,
что реальная отделенность и отдаленность
власти от общества, а привилегированного
княжеского дружинника от хлебопашца-смерда
сложилась намного позднее; в первые века
существования государства каждый земледелец
мог очень легко изменить свое общественное
положение и, подобно былинному Илье Муромцу,
поступить на княжескую службу). Государство
с самого начала решало не только военные,
но и судебные задачи, в особенности связанные
с межродовыми спорами. Князья и их дружинники
были относительно объективными посредниками
в конфликтах между представителями различных
родов; старейшины, которые испокон веку
должны были заботиться об интересах своего
рода, своей общины, не годились на роль
беспристрастных арбитров. Разрешение
межобщинных споров силой оружия было
чересчур обременительно для общества;
по мере осознания общей полезности власти,
стоящей выше частного и родового интереса,
создавались условия для передачи важнейших
судебных полномочий исторически новой
структуре – государству. Таким образом,
в VIII–IX веках родовые связи все больше
вытеснялись территориальными. Складывались
предпосылки для возникновения государства.
Информация о работе Основные этапы становления Древнерусского государства, его характеристики