Основные этапы становления Древнерусского государства, его характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:27, контрольная работа

Описание

Византийская историография VI в. фиксировала внимание почти исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения. Византийцы писали много лишь о тех районах, которые находились в сфере непосредственных интересов империи. Начиная со времени правления Юстина I (518–527) информация о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком, хотя, очевидно, и до этого славяне были в Византии небезызвестны.

Работа состоит из  1 файл

Становление государственности.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

 

      3. Образование Древнерусского государства 

     3.1 Сведенья о ранних княжениях 

     Давно уже доказано, что ни варяги, ни хазары славянам государственность не принесли, поскольку эта последняя как  таковая возникает, прежде всего, в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновение имущественного неравенства и социального расслоения.

     Вот и у восточных славян, очевидно, не позже VIII века появились свои княжения, о которых помнил и древнерусский  летописец. Правда, тот же летописец отмечает, что такие княжества существовали не у всех восточных славян их, по-видимому не было у тех, что были уже в VII веке подчинены хазарам (вятичи, северяне, радимичи) или попали под верховенство сильных соседних западнославянских объединений, прежде всего Великой Моравии, что можно предположить для волынян и белых хорватов. Но «Повесть временных лет» знает, что свои княжества до призвания варягов существовали у полян, древлян, кривичей, словен, ильменских и у дреговичей. В отношении полян летописец, уроженец Киева и его патриот, записал легенды о князьях, основателях города: Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лебеди. Правда, в отношении Кия еще в XI веке существовали два варианта легенды, и по второму он был просто перевозчиком на Днепре. Однако летописец по вполне понятным причинам с негодованием отверг этот вариант сказания и даже старался обосновать его недостоверность. Показательно, что все три имени «основателей» Киева могут быть объяснены из иранских наречий, что, вероятно, доказывает их связь с дославянским населением региона. Неудивительно, что память о них сохранилась как в названии Киева, так и в наименовании двух киевских гор – Щековицы и Хоривицы. Вероятно, в древности существовали аналогичные легенды и о других «прародителях» местной государственности, отголоски которых также сохранились в летописи (Тур основатель Турова, Вячко и Радим патриархи вятичей и радимичей). Как бы то ни было есть все основания считать, что у полян было свое княжение, которое было ликвидировано хазарами. Это могло произойти где-то в VIII веке. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять ни хазарам, ни варягам. Из этих двух реальных угроз более сильной была хазарская, поскольку хазары представляли мощное политическое объединение, господствовавшее почти на всей Восточной Европе. Варяги же здесь никаких завоеваний не делали: все, что нам известно говорит, скорее всего, что они утверждались в славянских землях как союзники местной знати более самостоятельные на севере и зависимые от последней на юге. В таких условиях на просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали.

     Вопрос  об образовании на Руси великого княжения (Киевского) приводит нас к вопросу о русах, которым приписывается водворение на Руси политического единства и порядка.

     Кто же были эти варяги-русь, покорившие сперва Новгород, потом Киев?

     Остановимся прежде всего на двух местах «Повести временных лет», которое в сущности и продили варяжский вопрос: летописец, перечисляя племена, жившие по берегам Балтийского моря говорит: 1) «По сему же морю Варяжскому (т.е. Балтийскому) сидят Варязи»… «и то Варязи: Свей, Урмане, Готе, Русь, Англяне». Все эти северо-германские племена и варяге поставлены среди них, как их родовое имя среди видовых названий. Далее читаем: 2) «Идоша за море к варягам-руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзи зовутся Свеи, друзии же Англяне, Урмяне, друзии Готе тако и си». Таким образом, по словам «Повести временных лет», из варягов одни назывались русью, другие англянами и т.д.; летописец очевидно думает, что Русь есть одно из многих варяжских племен.

     Ученые  же, на основании этих и других показаний, установили, что варягов знал не только наш летописец, но и греки. У греков под именем варанги подразумевались наемные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии. С этом же значением встречается это слово и в скандинавских сагах, и арабских источниках.

     Для определения национальности руси можно обратиться к остаткам ее языка, который очень скуден. На них-то главным образом и держится так называемая норманнская школа. Она указывает, что собственные имена князей руси норманнские: Рюрик, Аскольд, Трувор, Игорь, Олег, Ольга.

     Но эти доказательства не являются бесспорными. Так, например, в западно-славянских языках можно встретить имя Trubor, которое у восточных славян могло произносится как Трувор, подобно тому как Lutobor переходит в Лютовор. Новгородская летопись включает в себя такие парные формы имен как Ракобор и Раковор, Гравор и Грабор. В предположении норманнской системы греки слышали Ольгино имя не под его славянской, а под его скандинавской формой Hölga. Но в этом случае греческое написание ׳Αλγα едва ли могло обойтись без придыхания. Естественнее объясняется переход русского Ольга в греческое ׳Ελγα из природной греческому и славянским языкам равнозначимости звуков е и о

     (сравни влеку и волоку). да и в сагах княгиня Ольга известна под именем Allogia (Аллогия) а не под скандинавским, припивываемом ей имени Helga.

     Название  Днепровских порогов у Константина  Багрянородного приведены по-русски и по-славянски; имена русские  звучат не по-славянски, а объясняются  норманистами с германских корней (Юссупи, Ульворси, Геннадри, Леанти, Струвун); напротив те имена, которые он называет славянскими, действительно славянские (Островунипрах, Напрези, Веруци, Неясит). Но у того же Константина Багрянородного после названия порога Юссупи есть прибавление, что это означает «не спи», и вполне может являться свидетельством в пользу славянских, а не скандинавских корней русов.

     Довольно  часто русы предлагали свои услуги как наёмная военная сила для конвоирования торговых судов и участия в военных действиях. Постепенно из охранителей русы, усиливая своё влияние, становились властителями охраняемых городов. Их предводители становились князьями, а влияние городов распространялось на округу.

     Обычным явлением стали грабежи покорённого  населения. Добычей становилось  всё ценное: воск, меха, золото, дети. Мужчин, как правило, убивали. Сопротивление жестоко подавлялось.

     Часть русов, ушедшая на восток, заняла три  города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Киев, Старая Руса и, вероятно, Белозеро.

     В 30-е годы IX века потомков Кия сменил пришедший с дружинами рус Аскольд. Он правил полянами вместе с Диром. После своего утверждения в Киеве эти правители вступили в борьбу с древлянами, а затем предприняли поход на Царьград.

     В 862 г. в Новгороде захватил власть Рюрик, по роду деятельности бывший варягом – наёмным воином, а по происхождению – русом. После убийства словенского князя Вадима Храброго и новгородских старейшин

     сам становится князем. Затем он подчинил окрестные области: Ладогу, Белоозеро, Изборск. Объединение этих областей считается началом возникновения Древнерусского государства, а сам Рюрик – основателем династии русских князей.

     Рюрик умер в 879 г. Ему наследовал Игорь, который в то время был ещё ребёнком («детескъ вельми» – очень мал). Фактически управлял Олег, прозванный Вещим. Олег с воинами двинулся по пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по реке Ловать, и далее по Днепру, попутно заняв Смоленск. Продвигаясь по Днепру Олег с малолетним Игорем и дружиной достигли Киева. Хитростью Олегу удаётся захватить Киев.

     После покорения Киева, Олег обложил данью древлян а так же северян и радимичей, плативших ранее дань хазарам. Таким образом произошло объединение большей части территории расселения восточных славян и некоторых соседних с ними племён в единое государство под руководством князя из рода Рюрика.

     Игорь Рюрикович – князь киевский. Начал княжить в 912 г. после смерти Олега. На первых порах Игорю пришлось усмирять восстание разных славянских племен и устанавливать отношения с печенегами, впервые тогда появившимися в русских степях. Торговые и культурные интересы сосредоточивали внимание Игоревой политики на Византии. Сведения об Игоре дают не только наши летописи, но и иноземные писатели. Первый поход Игоря на Византию относится к 941 г. С флотом в несколько сот людей Игоря пристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до Босфора Фракийского и подступил к Константинополю; но его суда не выдержали «греческого огня», и сам Игорь спасся только с 10 судами. В 944 г. Игорь при содействии варягов и печенегов возобновил свое нападение на Грецию. Греческие послы встретили его по сию сторону Дуная и предложили выкуп, вследствие чего Игорь возвратился в Киев. В 945 г. прибыли в Киев греческие послы для подтверждения этого мира; с ними Игорь отправил в Царьград своих послов, которые и заключили договор, приводимый летописцем под 945 г. В этом наиболее пространном из договоров русских с греками X века весьма много положений частного международного права, в которых усматривали древнерусские народные обычаи.

     Владения  Руси при Игоре распространялись, по-видимому, на юго-восток до Кавказа и Таврических гор, на что указывает статья договора 945 г., обязывавшая Игоря не допускать нападений черных болгар (т.е. болгар, обитавших на нижней Кубани и в восточной части Крыма) на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. На севере владения Игоря доходили до берегов Волхова; по словам Константина Багрянородного, при жизни Игоря в Новгороде княжил сын его, Святослав. Смерть Игоря летопись относит к 945 г. Не удовольствовавшись данью, уже полученной с древлян, Игорь с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью; древляне возмутились и убили Игоря.

     Летопись  относит рождение Святослава к 942 г. В момент смерти отца Святослав был еще младенцем и управление княжеством во время его малолетства было в руках его матери Ольги. Как только Святослав возмужал, он обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях. Из славянских племен к востоку от Днепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили дань хазарам. Из-за. вятичей Святослав вступил в борьбу с хазарами и проник на Волгу и даже в Предкавказье. В 960-х годах разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль. На Северном Кавказе Святослав захватил хазарскую крепость Семендер, разбил ясов и касогов. Затем Святослав направил свое внимание на юг – на Дунайскую Болгарию. Почин в этом предприятии шел со стороны византийского императора Никифора Фоки, который, желая оградить Византию от опасных соседей – болгар, послал к Святославу предложение напасть на Болгарию. Святослав явился в Болгарию со своими союзниками – венграми, печенегами и др. – в качестве друга Византии. Успех похода С. был огромный; он занял ряд болгарских городов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией. Греки скоро почувствовали, что приобрели в его лице еще более опасного соседа. Тогда Никифор направил печенегов на Киев, и Святослав должен был возвратиться в отечество, но уже в 971 г., посадив на Руси своих сыновей, снова явился в Болгарию. Между тем преемник Никифора Фоки, Иоанн Цимисхий, помирился с болгарами и Святославу пришлось иметь дело и с греками, и с болгарами; хотя в Болгарии была и русская партия, но движение против Святослава было сильное. Чтобы сломить греков, Святослав двинулся за Балканы и сначала имел успех, но дотом должен был заключить мир с греками и уйти из Болгарии. Он пошел в лодках к днепровским порогам, но пороги были заняты печенегами. Святослав переждав до весны и снова попытался пройти пороги, но был убит в сражении печенегами, которые, по преданию, сделали из черепа его чашу.

     Владимир Святославич – великий князь Киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. Традиционная история княжения Владимира, покоящаяся на «Повести временных лет», такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде. После смерти Святослава произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал. Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве. Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. В 981 г. Владимир покоряет червенские города, в 982 г. идет на вятичей, в 983 г. – на ятвягов. В 984 г. – поход на радимичей, в 985 г. – поход на болгар, не известно каких – волжских или дунайских.

     Военные походы Владимира укрепили положение  Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей  и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Значительную роль в формировании территории Киевской Руси сыграл поход в Червенско-Перемышльскую землю, захваченную Польшей. Для организации обороны от печенегов киевский князь соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Стугне. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты Южной Руси Владимир сумел привлечь кочевые племена из северной части Степи. Борьба с печенегами, которой руководил Владимир, отвечала интересам всех социальных слоев Древнерусского государства. Успешная борьба с печенегами привела к идеализации личности и княжения Владимира. В народном эпосе он получил имя Владимира Красное Солнышко. На самом деле Владимир был коварным политиком, в борьбе с Ярополком и при взятии Херсонеса не брезговал помощью предателей.

     Жесткий характер политики Владимира ярко проявился в реформе религии. Сначала князь решил превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого насильно установил в Киеве и Новгороде культ главного дружинного бога Перуна. Около 988 года он заменил язычество христианством, которое принял из Византии после захвата греческого города Херсонес в Крыму и женитьбы на сестре византийского императора Анне (Крещение Руси). Как креститель Руси Владимир канонизирован Русской православной церковью. При Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. Симптомом будущих княжеских распрей стало выступление против Владимира его сына Святополка. В целом время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства: становления феодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремесел. 

Информация о работе Основные этапы становления Древнерусского государства, его характеристики