Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является исследование организации выставочной деятельности картинной галереи.
Задачи:
1.Рассмотреть ключевые понятия теоретических представлений выставочной деятельности.
2. Изучить историю и сущность выставочной деятельности.
3. Изучить цели участия в выставке.
Глава 1. История и сущность выставочной деятельности.
1.1 История и сущность галерей………………………………..
1.2 Выставочная деятельность в настоящее время
1.3 Пространство выставки как вид художественного пространства. Его структура и основные компоненты.
Глава 2. Средства и приёмы организации выставки.
2.1 Планирование проведения выставки……………………………….
2.2 Методы построения экспозиции………………………………...
2.3 Организация музейной выставки
3. Заключение
Сценарий может создаваться
Художественное проектирование экспозиции
Музейная экспозиция должна максимально
точно отражать процессы и явления,
протекающие в природе и
Наилучшей формой современной экспозиции
считается ансамбль, все компоненты
которого — музейные предметы, научно-вспомогательные
материалы, архитектурно-художественные
и технические средства — подчинены единому
замыслу, взаимосвязаны, согласованы и
составляют предметно и образно построенную
художественную структуру.
Имея, подобно другим видам искусства,
образную природу, художественное проектирование
обладает при этом своей спецификой.
Художественный образ в экспозиционном
ансамбле во многом создается творческой
фантазией художника, которая, однако,
базируется на глубоком и всестороннем
знании экспонируемого объекта. Художественное
проектирование широко использует данные
психологии и педагогики, учитывает совокупность
целого ряда факторов, влияющих на процесс
художественного восприятия и на способность
человека усваивать определенное количество
информации.
В их числе такие немаловажные данные,
как оптимальная высота
экспозиционного пояса, угол наклона витрин,
наиболее удобный для осмотра выставленных
в ней экспонатов, количество материалов,
единовременно и с одной позиции попадающих
в поле зрения человека, объем информации,
которую способен усвоить человек за полтора
— два часа пребывания в экспозиционных
залах. Важное значение приобретает также
цветовое и световое решение экспозиционного
ансамбля. Художник должен стремиться
к тому, чтобы различными способами концентрировать
внимание зрителя и поддерживать в нем
интерес на всем протяжении осмотра экспозиции,
уметь вовремя снять «музейную» усталость
и эмоциональную перегрузку.
Образность в музейной экспозиции
возникает тогда, когда в созданной
художником эстетической среде в
результате сопоставления различных
экспонатов, взаимно дополняющих друг
друга, возникает новая информация, новые
знания о процессах и явлениях. В сознании
посетителей образ создается не только
на основе цепочки зрительских ассоциаций,
в механизме его формирования участвуют
также знание и размышление.
Самые различные по своему материалу,
технике изготовления, размерам и
прочим характеристикам экспонаты
должны предстать в экспозиционном
ансамбле как единое целое. В создании
этой целостности и проявляется профессионализм
художника, умеющего грамотно и творчески
использовать различные архитектурно-художественные
средства.
На современном этапе развития
искусства музейной экспозиции активная
роль стала отводиться бутафории,
которая используется тогда, когда возникает
потребность в создании предметно-осязаемой
атмосферы какого-либо явления или события.
В музеях можно увидеть фрагменты палубы
корабля, уличные фонари, имитации части
улиц с булыжной мостовой, фрагменты шахт,
верстовые столбы и т. д.
Труд бутафора перестал быть ремеслом,
и бутафорский предмет порой воспринимается
как самое ценное.
В комплексе художественно-
В современной музейной практике применяется специальное (уникальное)
и универсальное оборудование. В зависимости
от характера экспозиционных материалов
и основных идей архитектурно-художественного
решения экспозиции употребляются различные
тип экспозиционного оборудования. Для плоскостного
экспонирования используются вертикальные
щиты, или стенды.
Иногда во избежание перегрузки экспозиции
или в целях экономного использования
имеющихся площадей часть экспозиционных
материалов намеренно не выставляется
для непосредственного обозрения. Этот
так называемый «скрытый план» помещается
в турникеты
— подобия книги с твердыми перекидными
листами, укрепленными на шарнирах. В них
обычно располагаются плоскостные материалы
— документы, плакаты, фотографии. Для пространственного
экспонирования используются:
При проектировании оборудования учитывается
его пропорциональность относительно
экспонатов и экспозиционных залов,
способность органично
Активными и специфическими компонентами
архитектурно-художественного ансамбля
являются цвет и
свет. С их помощью можно объединить
экспозиционные комплексы в единое гармоничное
целое, сделать акцент на наиболее-важных
экспонатах и композициях, добиться определенной
эмоциональной реакции посетителей. Правильный
выбор освещения способствует точной
передаче цвета экспонатов. Определенные
цветовые и световые решения могут добавлять
недостающую контекстную информацию.
Огромное значение для восприятия экспозиции
имеет ее пространственное
решение, то есть расположение экспозиционных
материалов и экспозиционного оборудования
в пространстве экспозиционных помещений.
Правильное соотношение элементов экспозиционного
ансамбля, их взаимосвязь, группировка,
определение доминант — все это имеет
первостепенную важность для создания
художественного экспозиционного образа.
Пространственным членением экспозиции
можно организовать движение посетителей
и ритм осмотра, отделить одну тему от
другой, главное от второстепенного, ввести
пространственные паузы, отделяющие друг
от друга произведения, объединить разрозненные
части в единое целое.
Итак, в зависимости от характера экспозиции,
ее тематики и других конкретных условий
художник использует для создания экспозиционного
образа все имеющиеся в его палитре средства
или какую-то их часть. Иногда образное
начало достигается в результате компоновки
музейных предметов и их комплексов, в
других случаях акцент делается на специально
создаваемых произведениях искусства,
в третьих — на архитектурном решении
интерьеров экспозиционных помещений
музея. Музейной специфике в наибольшей
степени соответствует первый путь, когда
образ экспозиционного ансамбля создается
на основе музейных предметов и научного
содержания при поддержке художественно-изобразительными
и техническими средствами.
Основные этапы художественного проектирования
музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружестве
научных сотрудников, художников, архитекторов,
дизайнеров, инженеров. Для того чтобы
труд всех участников проектирования
экспозиции был слаженным и результативным,
необходимо четко определить последовательность
работ, характер деятельности на каждом
этапе, состав проектной документации,
при этом основные этапы художественного
проектирования должны быть соотнесены
с этапами научного проектирования.
1) Исходным документом
для начала работ по архитектурно-художественному
проектированию экспозиции - научная концепция,
в которой содержится достаточно полная
характеристика общего экспозиционного
замысла. На ее основе, а в ряде случаев
после написания расширенной тематической
структуры (тематического плана) создается генеральное
решение экспозиции, то есть первоначальный
художественный проект. В нем разрабатывают
следующие аспекты:
• общие стилевые принципы раскрытия
содержания экспозиции архитектурно-художественными
средствами;
• размещение основной тематики по залам
и территории музея с маршрутом осмотра
экспозиции. Экспозиционный маршрут обычно
строится слева направо — для удобства
чтения текстовой информации. В идеале
посетитель должен идти предельно кратким
маршрутом, без встречных потоков, петель
и возвращений. В зданиях, специально строящихся
для музеев, этот момент всегда учитывается.
Гораздо сложнее разработать маршрут
в помещениях, приспособленных под музейные
нужды. В генеральном решении должны быть
предусмотрены средства, организующие
движение посетителя в нужном направлении
и обеспечивающие осмотр экспозиции в
объеме психологических норм восприятия.
Помимо указателей для этого используются
декоративные элементы, цвет, свет и другие
приемы;
• размещение ведущих экспонатов (смысловых
доминант);
• характер и место в экспозиции
научных реконструкций, наиболее крупных
воспроизведений, диорам и специально
создаваемых произведений искусства;
• общие принципы освещения (искусственное,
естественное, смешанное, общее, местное)
и цветового решения экспозиции;
• общее решение оборудования;
• применение аудиовизуальных и
технических средств;
• расположение зон отдыха.
Современная методика проектирования
экспозиции предполагает разработку генерального
решения в форме художественной
концепции экспозиции, которая выполняется
в виде чертежей, макетов и пояснительных
документов. Поскольку она широко обсуждается
не только на художественном совете, но
и среди музейной общественности, ее язык
и средства выражения должны быть ясными
и доступными для восприятия людей разных
специальностей. Поэтому макет, то есть
объемное изображение проектируемой экспозиции,
выполненное в определенном масштабе,
является предпочтительнее чертежей,
читать которые могут обычно только профессионалы.
Макет дает представление о пространственном
решении экспозиции, но часто и о ее цветовом
решении.
2) На втором этапе
художественного проектирования, после
составления и утверждения тематико-экспозиционного
плана и сценария, разрабатывается эскизный
проект. Он представляет собой детализацию
художественной концепции (генерального
решения). В эскизном проекте прорабатываются
следующие вопросы: окончательное распределение
экспозиционной площади разделов, тем
и подтем; размещение всех экспозиционных
материалов; окончательное объемно-пространственное
и цветовое решение экспозиции; освещение
залов, экспозиции и отдельных экспонатов;
принципиальное решение конструкции оборудования
и объемных декоративных элементов; расстановка
экспозиционного оборудования; размещение
аудиовизуальных и технических средств.
3) Заключительный
этап художественного проектирования
- разработка технического
и рабочего проекта, который, как правило,
включает в себя: монтажные листы, авторские
разработки художественно-конструкторских
решений оборудования, прокладки коммуникационных
линий для освещения и крепления экспонатов,
авторские предложения к инженерным решениям
отопления, вентиляции и пожарно-охранной
сигнализации.
Монтажные
листы представляют собой чертежи
участков экспозиционной поверхности,
на которых указано размещение конкретных
материалов. Они создаются художником
обычно в масштабе 1:10; масштабные листы,
выполненные в масштабе 1:1, называются
шаблонами.
После изготовления всего необходимого
оборудования и научно-вспомогательных
материалов начинается монтаж экспозиции,
в ходе которого на экспозиционной площади
осуществляется сборка оборудования,
технических средств, размещение экспозиционных
материалов в соответствии с проектом
экспозиции. Монтаж осуществляется специально
подготовленными рабочими-монтажниками
при участии авторов-проектировщиков.
Одновременно с руководством монтажными
работами художник принимает участие
в подготовке необходимых материалов
для рекламы экспозиции и ее торжественного
открытия, которое обычно называют вернисажем.
Выставочная деятельность музея
Многие крупные выставки ГМИИ им.
А.С. Пушкина запомнились
Музей ведет выставочную деятельность
практически со времени своего открытия
в 1914 году. Однако ее расцвет начался
во второй половине ХХ века со знаменитой
выставки «Шедевры Дрезденской картинной
галереи», открытой в 1955 году. Действуя
в ряду с крупнейшими музеями-
Информация о работе Планирование и организация выставочной деятельности картинной галереи