Причины возникновения массовой культуры, ее сущность и характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:09, творческая работа

Описание

Многовековая традиционная культура, видела в знании, воплощенном в словесных или материальных образах искусства, огромную ценность, что помогает человеку понять, осмыслить окружающий его мир, он рассматривал жизнь человека в процессе его внутреннего роста. Традиционная культура была аристократическая - она обращалась к высшим ценностям, духовным, доступным только тем, кто не тратил всю энергию на выживание, высшим классам.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 53.13 Кб (Скачать документ)

 

Введение

"В будущем будет  создана такая форма контроля  над обществом, аналога которому  не знает история .... бесчисленное  множество людей, равных и одинаковых, будут жить в постоянной погоне  за все новыми и новыми удовольствиями. Они полностью подчиняться той  силе, что эти удовольствия поставляет, и сила этой власти будет  абсолютна и незыблема. "

Олдос Хаксли.

Многовековая традиционная культура, видела в знании, воплощенном  в словесных или материальных образах искусства, огромную ценность, что помогает человеку понять, осмыслить  окружающий его мир, он рассматривал жизнь человека в процессе его  внутреннего роста. Традиционная культура была аристократическая - она обращалась к высшим ценностям, духовным, доступным  только тем, кто не тратил всю энергию  на выживание, высшим классам.

В массовом обществе ХХ века, культура должна была ответить на запросы  масс, запросы простых людей, живущих  в сугубо материальном, физическом мире, в котором высшие духовные ценности не более чем абстракция, а ценность личности достаточно сомнительна. Традиционная аристократическая культура уступила свое место культуре массовой, которая обращалась к массовому  вкусу, т.е. к самому низкому. Возрастная народная культура - цирк, рыночный балаган, зрелище, в котором действие важнее содержания, ее назначение развлекать, она предоставляла возможность  на время уйти от проблем повседневной жизни. Это был своего рода легкий наркотик. Рыночный балаган, плотские радости жизни, еда, вино, секс были теми сферами, где, хотя бы временно, можно  было укрыться от реальности, травмирует.

Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и  на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций  «массовой культуры». Авторы большинства  из них склонны рассматривать  ее как особый социальный феномен, имеющий  свой генезис, специфику и тенденции  развития.

Исследованием массовой культуры занимались такие ученые, как Прилуцкая, Караблёва , Анисимов С.Ф., Здравомыслов А.Т., Ерасов «Культурология», Шагинская Е. Н., Козловский, Леш Скотт, Билицикрафт, Скотт Фитцджеральд, А. Адорно, Д. Уайт, Арбатов, Адорно, Маркузе и многие другие.

Актуальность данной темы заключается в том, что массовая культура в наше время имеет большое  влияние на общество путем рекламы, телевиденья, литературы, радио и  остальных видов СМИ, она формирмирует необходимое системе восприятие мира человеком и обществом в целом.

Основной целью данного  реферата является: объяснить сущность «массовой культуры», показать ее характер, выявить положительные и негативные стороны и показать какую роль она играет в жизни общества, и какое оказывает на него влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины возникновения  массовой культуры, ее сущность и характер

    Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная “массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.

    Американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

    Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX – начало XX века.

    В Европе «массовая культура» (народное развлечение, искусство жанглеров, мимов) всегда противостояла официальной культуре, которую контролировало государство и церковь. В США «массовая культура» изначально пропагандировала стереотипы и идеи официальной культуры, основным регулятором которой стала реклама. «Массовая культура» стала такой неотъемлимой частью культуры американского общества, его культурным сознанием, что ее изучение превышает в системе, к примеру, амереканского вышего образования. 56% учебных курсов в США посвящены изучению «популярных» видов культуры (курсы телевидения, кино, реклама, журналистика). В Англии к системе университетского образования включаются специальные курсы, которые включают в себя материалы из культуры кино, музики, научной фантастики и даже футбола. В Америке «массовая культура» приобрела двойственный характер:американский ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то время как другая его часть, занята открытиями, производством и социальной организацией. Американская воля воплощается в небоскребе, американский интеллект – в колониальных постройках.

    Что же такое «массовая культура»? Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность.

    Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать поход к определению «массовой культуры» Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания [1].

    Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

    Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

* кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);

* мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

*арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

    Анализируя массовую культуру как особое социокультурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на мой взгляд, являются:

* ориентированность на  гомогенную аудиторию;

* опора на эмоциональное,  иррациональное, коллективное, бессознательное;

* эскейпизм;

* быстродоступность;

* быстрозабываемость;

* традиционность и консерватизм;

* оперирование средней  языковой семиотической нормой;

* занимательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции и особенности  массовой культуры

    Массовая культура не могла бы выполнять эти функции и едва ли вообще могла бы существовать без технического прогресса. Именно развитие техники - от печатного станка до ультрасовременных средств связи и коммуникации; появление телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, компьютеров делает возможным тиражирование культурных образцов и донесение их, практически, до каждого члена современного общества. Развитие техники приводит не только к тому, что культурные образцы становятся доступными широким слоям населения. Появление новых видов техники создает и новые виды культурной деятельности, в частности и искусства. Наиболее наглядный пример - кино. Такой специфический жанр массовой культуры, как телесериал, также возник лишь на "базе" определенной техники. С развитием компьютерных технологий появляются новые виды искусства и других типов культурной деятельности.

    Существенная черта массовой культуры - ее промышленный и коммерческий характер. Производство культурных образцов ставится на поток. Снимается не один уникальный сериал: существует налаженное производство этого вида продукции. Выработалась определенная технология процесса ее производства. Создатели сериала - уже не "творцы" в полном смысле этого слова. Они -"специалисты", "профессионалы" своего дела. В прошлом произведения искусства создавались как уникальные, неповторимые. К образцам массовой культуры эти термины неприменимы. Произведения массовый культуры изначально создаются как товар, предназначенный для массового потребителя этого товара. Один удачный образец вызывает массу подражаний. Потребителями массовой культуры являются в современном обществе фактически все слои и группы.

   Основная задача  массовой культуры - развлекать и  отвлекать. Уровень экономического  развития современных обществ сделал возможным высвобождение свободного времени, которое необходимо чем-то занять, а также повысил уровень жизни. Люди оказались способными платить за то, чтобы их развлекали. С другой стороны, современное общество - довольно стрессогенная среда: быстрый темп социальных изменений и их непредсказуемость, нестабильность социального положения людей, непрочность социальных связей, переизбыток противоречивой информации - все это порождает потребность время от времени "отключаться", "расслабляться". И массовая культура позволяет удовлетворить обе потребности: проведения досуга, развлечения и расслабления.

   Массовая культура  постоянно подвергается критике  - и со стороны исследователей, и со стороны наиболее требовательной  и восприимчивой общественности. Критика вызвана низким качеством  продукции "культурной индустрии", зачастую играющей на самых  примитивных потребностях и инстинктах, не стремящейся к духовному  развитию потребителей. Другое направление  критики - коммерческий характер  массовой культуры, превращение  культуры в товар. Наиболее  склонные к философской рефлексии  авторы видят в массовой культуре  своеобразный наркотик, который  отвлекает людей от реальных  проблем общества и формирует  ложное, искаженное, "лакированное" представление о действительности, прививает людям потребительские  идеалы.

   Все эти негативные  стороны массовой культуры, действительно,  имеют место. И, тем не менее,  массовую культуру не следует  рассматривать только лишь в  негативном ключе. Как показано  выше, ее возникновение было обусловлено  важными структурными изменениями  в обществе и она выполняет  в этом обществе определенные  функции. Следует добавить также,  что не все образцы массовой  культуры заведомо низкого качества. Детективные романы Агаты Кристи  и Жоржа Сименона - несомненно, образцы  массовой культуры. Тем не менее,  они признаны "классикой жанра"  и обладают несомненными художественными  достоинствами. Музыка "Битлз" - ярчайший пример массового искусства.  Тем не менее, сегодня даже  музыковеды признают эту группу  осно-воположницей нового музыкального жанра. Кроме того, массовая культура не уничтожает культуру высокую, хотя её потребителей и ценителей значительно меньше. Но разве все греки читали Платона и Аристотеля? И весь ли русский народ учил наизусть стихи А.С.Пушкина при жизни поэта? Примеры можно умножать.

   Э. Шилз отмечал культурную неоднородность и культурное многообразие массового общества, выделял различные "уровни" культуры, существующие в нем:

   Одним из проявлений "несогласия" массового общества  выступает разделение его культуры по крайней мере на три уровня качества... Это так называемые "высшая", или "изысканная", "средняя" или "посредственная", и "низшая" или "вульгарная", культуры.

   Отличительным признаком  "высшей" культуры служит серьезность  избираемой основной темы и  затрагиваемых проблем, глубокое  проникновение в сущность явлений,  согласованность восприятий, утонченность  и богатство выраженных чувств..."Высшая" культура никак не связана с социальным статусом. А это значит, что степень совершенства в ней определяется не общественным положением создателей или потребителей объектов культуры, а лишь правдивостью и красотой самих этих объектов.

   Категория "средней"  культуры включает в себя произведения, к которым, независимо от усилий  их создателей, неприменимы критерии  оценок произведений "высшей" культуры. "Посредственная" культура менее оригинальна, чем "высшая", она в большей мере репродуктивна и, хотя оперирует теми же жанрами, что и "высшая" культура, проявляет себя также и в некоторых новых жанрах, еще не проникших в сферу "высшей" культуры...

   На третьем уровне  стоит "низшая" культура, произведения  которой элементарны. Некоторые из них имеют жанровые формы "средней" и даже "высшей" культуры (изобразительное искусство, музыка, стихи, романы, рассказы), но сюда входят также игры и зрелища (бокс, скачки), обладающие непосредственной выразительностью и минимальным внутренним содержанием. На этом уровне культуры глубина проникновения почти всегда ничтожна, утонченность отсутствует, а общая вульгарность ощущения и восприятия - характерная ее особенность...

   Массовое общество  поглощает значительно большее  количество культуры, чем любая  другая эпоха... Наибольший размах приобрело распространение "посредственной" и "низшей" культур, а пропорциональный запас "высшей" культуры резко сократился. Самые очевидные из причин подобного явления - большая доступность, уменьшение затрат труда, увеличение времени досуга и материального достатка большинства людей, распрстранение грамотности, откровенный гедонизм. При этом низшие и средние классы выиграли больше, чем элита...

   Потребление "высшей" культуры также возросло, хотя  и в меньшей степени.

   Что касается упомянутой  выше "лакировки" действительности  и формирования потребительских  идеалов, то в связи с этим  можно отметить некий парадокс. Массовая культура, в некотором  смысле, "всеядна", что обусловлено  ее коммерческим характером. Если  в обществе есть "спрос" на  критику существующего порядка,  то тут же появятся произведения, отвечающие этой потребности.  На современном массовом рынке  интеллектуальной литературы можно  найти огромное количество книг "критического" направления - как  научных и публицистических, так  и художественных. Массовая культура  не воспитывает -она предлагает разнообразный товар. Дело потребителя выбрать: дамский роман, "1984" Дж. Оруэлла или знаменитое критическое исследование современного массового общества философа и социолога Герберта Маркузе "Одномерный человек". (Правда, труд Г. Маркузе следует отнести всё же к элитарной или "высшей" культуре, поскольку его понимание требует определенной подготовки).

Информация о работе Причины возникновения массовой культуры, ее сущность и характер