Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – проследить творческий путь П. П. Рубенса.
Задачи курсовой работы:
1. выявить основные периоды творческой деятельности П.П.Рубенса;
2. раскрыть особенности воплощения стиля барокко в живописи художника;
3. определить влияние социально-экономической и политической ситуации изучаемого периода на формирование личности П.П.Рубенса;
4. дать характеристику картинам, написанным на библейские и мифологические сюжеты.
5. проанализировать особенности портретного жанра в творчестве П.П.Рубенса;
6. выявить специфику пейзажей П.П.Рубенса;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ П. П. РУБЕНСА 8
1.1. Художественное образование П.П.Рубенса 8
1.2. Итальянский период творчества 11
1.3. Антверпенский период творчества 14
ГЛАВА 2. П.П.РУБЕНС – ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТИЛЯ БАРОККО 20
2.1. Картины на библейские темы 20
2.2. Мифологические мотивы в творчестве П.П.Рубенса 22
2.3. Портретный жанр в творчестве П.П.Рубенса 27
2.4. Пейзажные работы П.П.Рубенса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Отто Вениусу приписывают почти всю честь превосходного воспитания Питера Пауля. Действительно именно Вениус довел Рубенса до мастерства и расстался с ним лишь тогда, когда он достиг «если не зрелости лет, то зрелости таланта»3.
По свидетельству Фромантена ван Ноорт предстал перед Рубенсом, как натура исключительная, непокорная, как единственный из живописцев, оставшийся фламандцем в то время, когда фламандцев по духу во Фландрии уже не осталось.4 Нет ничего более противоположного, чем контракт представленный ван Ноортом и Вениусом, этими двумя столь различными по оказываемому ими влиянию индивидуальностями. Но тем не менее противоположность их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколько и дерзновенной. В отдельности они представляли собой противоречивые, непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили самого Рубенса, со всей совокупностью заложенных в нем возможностей с его гармонией, равновесием и единством. Но именно любовь к фламандской культуре он почерпнул у ван Ноорта. Именно у ван Ноорта он научился писать душой, полагаться на свое восприятие, на свои чувства.
Сама
смена учителей говорит о неудовлетворенности
быстро развивающегося таланта юноши,
жаждущего все большего раскрытия
тайн и навыков живописного
Таким образом, систематическое школьное обучение оборвалось для Рубенса в 1590 году, когда ему было 13 лет. К этому времени он довольно хорошо знал латынь и немного греческий. В дальнейшем он неустанно всю жизнь пополняет и совершенствует свои познания чтением, общением с образованными людьми, изучением сохранившихся памятников древности. Взрослым он будет кроме фламандского и латыни говорить и писать по-итальянски, по-французски, и по-испански.
Сохранилась одна из немногих ранних картин Рубенса – «Адам и Ева в раю» (1597г.) [см. илл. 1], выставленная в доме Рубенса. Здесь еще ничто не предвещает бурный темперамент, живописную мощь и неистовое движение будущего мастера. Довольно суховатые, изысканные формы, эмалевидные тела, статичность фигур, спокойная ровная манера живописи, безмятежные лица – словом, типичный маньеристический стиль, составляющий особенность фламандского маньеризма конца XVI в., который Рубенсу предстояло преодолеть.
В натуре Рубенса заложены также жажда разнообразной деятельности и ненасытное желание знать и видеть; на протяжении своей жизни он немало путешествует. Какова бы ни была цель поездки, он никогда не упускает возможности увидеть нечто интересное. Его интересует многое, но более всего – живопись и античная древность. Причем обе эти области в его глазах тесно связаны между собой. И в юности и в зрелые годы его манит Италия, хранящая образцы живописи Возрождения и памятники древности.
В
двадцать три года Рубенс был принят
в гильдию Святого Луки, то есть
получил звание мастера, стал свободным
художником, который мог брать
самостоятельные заказы. Но образование
живописца в Нидерландах тогда
не считалось законченным без поездки
в Италию, в страну великого искусства.
1.2 Итальянский период творчества
Многие фламандские живописцы, в том числе и Вениус были убеждены, что «подлинный свет искусства идет только из Италии» и только там можно постичь его сокровенные тайны. Одержимый идеей попасть в сокровищницу живописи, скульптуры и архитектуры, в начале мая 1600г. Рубенс отправился в путь навстречу к своей мечте.
В Италии Рубенс оставался восемь лет и был придворным живописцем у герцога Мантуанского. Художник жил в разных городах, изучая памятники Древнего Рима, работы мастеров Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля; венецианцев — Тициана, Тинторетто и Веронезе; болонских академиков — Карраччи и Караваджо. Сильно влияют на Рубенса картины Караваджо с его мощными земными формами грубоватой натуралистичностью. Он изучает античное искусство, вращаясь в кругу римских археологов и ученых, обсуждая с ним сложнейшие вопросы классической истории и филологии. Его имя становится известным.
В том же году Рубенса приглашают ко двору Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского, который назначает его придворным живописцем. В 1601 году Рубенс в Риме. Он сделал множество копий, писал заказные портреты и монументальные алтарные картины. А поскольку Рубенс обладал не только смелой и проворной кистью, но был человеком образованным и обходительным, герцог Мантуанский в 1603-м отправил его с поручением в дипломатическую поездку Испанию, ко двору Филиппа III. Здесь его заваливают заказами.
После возвращения в Мантую весной 1604 года Рубенс получает крупный заказ от Винченцо Гонзага на украшение церкви св. Троицы. Рубенс [см. илл. 2]. Он закончил его в 1605 году. Три грандиозных холста обнаруживают не только глубокое проникновение северного мастера в суть итальянских завоеваний в искусстве – владение ракурсом, анатомией, подлинное чувство монументальности, но и новизну решения – соотнесенность композиции прежде всего с широким пространством церкви и расчет на массы зрителей. В работах можно видеть следы влияния Микеланджело и Рафаэля, даже отдельные близко повторенные мотивы.
С 1605 по 1607 г. художник живет в Риме. В конце 1606 года Рубенсу, а не известным итальянским мастерам, поручают выполнение крупного заказа на украшение алтаря недавно перестроенной братьями ордена оратории церкви Санта Мария ин Велличелла.
Первый
вариант суммирует его
Естественное выявление сложного пластического движения особенно заметно в фигурах ангелочков, порхающих вокруг изображения богоматери с младенцем. В работе чувствуется богатый опыт изучения постановки античных фигур, их пропорций, смысловой нагрузки жеста, та крепкая объемность и лепка форм, которые до сих пор были неведомы ни одному северному мастеру, да и итальянским живописцам того времени, даже Караваджо. Рубенс был и сам доволен и писал о картине как о лучшей своей работе. В 1607 г. Сопровождает герцога Мантуанского В Геную, где тщательно изучает архитектуру генуэзских дворцов, результатом чего явилась позднее изданная большая двухтомная работа «Дворцы Генуи».
Среди работ Рубенса итальянского периода знамениты портреты очаровательной генуэзской маркизы Бриджиды Спинола-Дория» (1606-1607, Национальная галерея, Вашингтон) [см. илл. 3] и портрет герцога Лермы (1603. Музей Прадо, Мадрид) [см. илл. 4], первого министра испанского короля. Герцог изображен в латах, но без шлема, на коне с развевающейся гривой, а на заднем плане мы видим сражение. «Автопортрет в кругу друзей из Мантуи» (около1606, Музей Вальраф-Рихартц, Кельн) [см. илл. 5]
У итальянцев Рубенс учился совершенству рисунка и ясности композиции, пластичности форм и искусству светотени, блеску колорита и энергии движения. Тщательность в выписывании деталей он получил в наследство от старонидерландских художников.
Благодаря
превосходно развившейся
Из Италии привез огромное множество своих рисунков и копий с картин Рафаэля, Леонардо, Микеланджело и Тициана, которого он особенно ценил.
Итальянский период имел большое значение для творческого развития Рубенса. Исключительная важность этого этапа состояла в том, что он не просто воспринял достижения художников Возрождения, был обогащен знанием тенденций современного искусства, личным знакомством с многими художниками, а также с образованными людьми, учеными гуманистами, но он стал художником в настоящем смысле этого слова, с первых же шагов ощутив себя мастером и развивая упорно свое мастерство в этой стране искусства. Работы Рубенса этих лет интересны не как подготовка к чему-то дальнейшему, совершеннейшему, а таят в себе самих немалую художественную ценность.
1.3. Антверпенский период
В 1608 году, в связи с болезнью и смертью матери, Рубенс вернулся на родину. Начался самый блестящий период его жизни и творчества. Рубенс стал придворным художником правителей Фландрии — Изабеллы и Альберта. И хотя двор их находился в Брюсселе, жил и работал мастер в Антверпене.
Вскоре по приезде домой Рубенс женился на Изабелле Брант, 18-летней дочери члена антверпенского магистрата. С женой он жил в любви и согласии, она родила ему троих детей.
Рубенс быстро завоевал славу лучшего живописца Фландрии. Так как количество заказов увеличивалось из года в год, и Рубенс не мог все их выполнить самостоятельно, он организует большую мастерскую. С 1616 г. у него работает Ван Дейк, с 1617-го Иорданс, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный, сын великого Питера Брейгеля Старшего.
В
письме от 11 мая 1611 г. Рубенс сообщает:
«Я до такой степени осажден
Он работал для храмов и дворцов, ему поступали заказы от королевских дворов Европы. Один из них — от французской королевы Марии Медичи, пожелавшей украсить Люксембургский дворец 24 картинами огромного размера (приблизительно 3 на 4 метра), прославляющими ее жизнь и правление. Рубенс блестяще выполнил эту задачу соответственно духу своего времени и затейливому стилю барокко. Сложные, динамичные композиции, где все приукрашено, помпезно, величаво, он наполнил символами, аллегорическими и мифологическими фигурами.
Действительно заказ был одним из самых крупных, которые Рубенс когда-либо выполнял, поскольку он должен был соответствовать пространственным требованиям, но и скрыть многое из жизни Марии, чтобы не оскорбить ее. Обладая огромным воображением, Рубенс окружил Королеву олимпийскими богами, водными нимфами и купидонами, и всевозможными добродетелями. Они сопровождают королеву всюду, при различных событиях ее жизни. Таким образом, довольно скучные, истинные исторические факты с необыкновенным изяществом и мастерством, замаскированы богатой архитектурой, нарядами, необыкновенно красивыми персонажами. К примеру «Мария Медичи в образе Беллоны»(1622-1625. Музей Лувр, Париж.) [см. илл. 6]
Королева Франции Мария Медичи (1573-1642), жена Генриха IV, мать Людовика XIII, в 1610-1614 годах была регентшей при малолетнем короле. По достижении Людовиком совершеннолетия продолжала править от его имени вместе со своим фаворитом, маршалом д'Анкром. В 1617 д'Анкр был убит, а Марии Медичи пришлось бежать. Мария Медичи дважды пробовала поднять восстание против кардинала Ришелье, организовывала заговоры и в конце концов навсегда была вынуждена оставить Францию. Беллона, в римской мифологии богиня войны. Изображалась с мечом или бичом, часто в центре битвы, на колеснице. Беллона также почиталась и богиней подземного мира. Ее считали матерью Марса, иногда кормилицей.
Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и идеализируя ее, Рубенс писал этот портрет Марии Медичи. «Мария Медичи, королева Франции» (1622, Музей Прадо, Мадрид, Испания). [см. илл. 7]
«Образование Марии Медичи» (1622-1625, Лувр, Париж, Франция) [см. илл. 8]. Боги покровительствуют Марии и занимаются её образованием: Аполлон, покровитель искусств, учит музыке, Афина(Миневра), покровительницa науки, учит читать, Гермес(Меркурий), посланец Олимпийских богов,— красноречию. Три Грации дают ей красоту.
Картины из серии Марии Медичи стали самыми драгоценными сокровищами Франции и одним из самых ярких, одержанных художником, триумфов.
Для церкви иезуитов в Антверпене Рубенс создал 3 алтаря и 39 картин плафона в венецианском стиле с эффектными ракурсами — настоящий триумф барокко! Но знакомы мы с этой работой только по эскизам — она погибла в пожаре 1718 года.
Информация о работе Рубенс - глава фламандской школы живописи