Рубенс - глава фламандской школы живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проследить творческий путь П. П. Рубенса.
Задачи курсовой работы:
1. выявить основные периоды творческой деятельности П.П.Рубенса;
2. раскрыть особенности воплощения стиля барокко в живописи художника;
3. определить влияние социально-экономической и политической ситуации изучаемого периода на формирование личности П.П.Рубенса;
4. дать характеристику картинам, написанным на библейские и мифологические сюжеты.
5. проанализировать особенности портретного жанра в творчестве П.П.Рубенса;
6. выявить специфику пейзажей П.П.Рубенса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ П. П. РУБЕНСА 8
1.1. Художественное образование П.П.Рубенса 8
1.2. Итальянский период творчества 11
1.3. Антверпенский период творчества 14
ГЛАВА 2. П.П.РУБЕНС – ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТИЛЯ БАРОККО 20
2.1. Картины на библейские темы 20
2.2. Мифологические мотивы в творчестве П.П.Рубенса 22
2.3. Портретный жанр в творчестве П.П.Рубенса 27
2.4. Пейзажные работы П.П.Рубенса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

Рубенс .doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

      Мастер  запечатлел уходящие за горизонт просторы, высокие холмы и величественные деревья, долину с раскинувшимися селениями, пастушек и пастухов, стада коров  и овец. Великолепный пейзаж венчает  радуга, сверкающая нежными красочными оттенками.

      Пейзажи последнего десятилетия воспроизводят  эпический образ природы Фландрии, с ее просторами, далями, дорогами и  населяющими ее людьми. В изображении  им крестьян за работой присутствует уважение, что в XVII в. встречается крайне редко.

     Мастера классицизма писали спокойный пейзаж, проникнутый духом идеальной  гармонии. Иной предстает природа  на полотнах Рубенса, мастера барокко. В отличие от классицистов его  пейзажи передaют динамику окружающего  мира, бурную жизнь стихий, мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма

     Применяя  свой свободный, плавный стиль, разработанный  им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую  так долго глядел с восторгом  и любовью. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Кажется, что свет исходит из самой картины, из глубины. В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Много ли найдется художников, которые на вершине славы стали бы изучать  и копировать произведения других живописцев? Много ли таких мастеров, которые  в зрелом возрасте, постоянно совершенствуя свое умение рисовать и писать красками, смиренно учатся у более талантливых коллег? Таким был великий фламандский живописец XVII века Петр Пауль Рубенс. Это имя стоит в ряду самых прославленных художников мира.

     Его творчество было связующим звеном двух художественных культур – эпохи Возрождения и XVII столетия. Оно пронизано подлинным новаторством, стремлением открыть для искусства еще не изведанные пласты реализма.

     Питер Пауль Рубенс был человеком разносторонне  образованным. Он поражал обширными  познаниями в самых различных науках, свободно владел несколькими языками, интересовался современной литературой и философией. Кроме того, он превосходно знал античную историю,  мифологию, литературу и искусство.

     В силу отмечавшихся качеств искусство  Рубенса имеет исключительно крупное историческое значение. Оно не только определило пути развития фламандской школы, но продолжало влиять на последующие судьбы западноевропейского искусства. Воздействие Рубенса сказалось за пределами Фландрии прежде всего в живописных тенденциях генуэзской школы. Как и в этом случае, его влияние проявлялось всякий раз усилением колористического начала и возрастанием значимости живописного мастерства. В конце ХVII и начале ХVIII века имя Рубенса выдвигалось во Франции как лозунг в борьбе за эти живописные качества, против академизма. Ему же в сильнейшей степени обязана своими достижениями и живопись 19 века. Один из крупнейших ее представителей, Делакруа, говорил: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс — бог»13.

     Годы, проведенные в Италии, наложили отпечаток  на все последующее творчество Рубенса. По прошествии времени он писал. «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я даже не смел и помыслить». Художник пытался проникнуть в магию рисунка Микеланджело – гения в передаче анатомии человека и в волшебство колорита Тициана, совершившего подлинную революцию в живописи и отдавшего первенство мазку.

     На  протяжении всего своего творческого пути он неустанно стремился постичь тайны мастерства. Сам Рубенс был одареннейшим колористом и рисовальщиком, гениальным сочинителем композиций, наделенным могучей фантазией. Но он обладал также колоссальной работоспособностью, постоянно совершенствовал и тренировал свой глаз, руку, понимание формы и цвета. Это невероятное трудолюбие помогло ему не только создать множество произведений, из которых почти половина большие монументальные полотна, но и обрести поразительную свободу и виртуозность кисти.

     Рубенс  скончался в 1640 году. Он оставил большую  школу учеников и последователей во Фландрии, в том числе таких  мастеров живописи, как А.Ван-Дейк, Ф.Снейдерс, Я.Иорданс. Четыре столетия прошло со дня  рождения Рубенса, но его творчество остается для нас и по сей день образцом жизнерадостного и вдохновенного реалистического искусства.

     Родину  Рубенса - Нидерланды - на протяжении всей его жизни разрывала упорная  борьба за независимость от Испании. Она началась за десять лет до его  рождения и завершилась спустя восемь лет после его смерти. Трудно себе представить, что Рубенс мог рисовать свои жизнерадостные, ослепительные по колориту картины в такое мрачное время, когда повсюду торжествовали насилие и разорение.

     Сюжеты  из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии XVII века. Петер Пауль Рубенс работал во всех этих жанрах искусства.

     Величайший  художник, наставник молодых талантов, человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч картин и бесчисленное количество рисунков. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей Европы.

     Великолепная  коллекция работ Рубенса, собранная  в основном во второй половине XVIII века, находится в Государственном  Эрмитаже.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Авермат Р. Петер Пауль Рубенс. / Пер. с франц. Ю.Я.Яхниной. Общ. ред. и послесловия Т.А. Седовой. Примеч. Н.В. Кирдиной. – М., 1977. – 223с.
        2. Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств. – М., 1979.
        3. Буркхарт Я. Рубенс /Перевод с немецкого И. Стребловой; примеч. А.Лепорка – СПб., 2000.
        4. Варшавская М.Я. Петер Пауль Рубенс. –  М., 1973.
        5. Варшавская М.Я. Картины Рубенса в Эрмитаже.  – Л., 1975
        6. Великие художники Том 7 П.П.Рубенс – М., 2009. – 49с.
        7. Всеобщая история искусств. Т. IV. Под редакцией Колпинского Ю.Д., Робенберга Е.И. – М., 1963.
        8. Дьяков Л. Питер Пауль Рубенс // Искусство. – 2006. – № 24. – С.8 – 9.
        9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств., Вып. II. – М., 1989. – 318с.
        10. Долгополов И. Мастера и шедевры., в 3-х тт. Т 1. –  М., 1986.
        11. Ермолаева Е. Питер Пауль Рубенс // Искусство. – 2005. – № 22. – С. 9.
        12. История зарубежного искусства. Под общей редакцией Кузьминой Мальцевой Н.И. – М., 1984.
        13. Камчатова А.В. Нидерланды. Фландрия. Голландия: Биографический словарь – СПб., 2008.
        14. Лазарев В.Н. Рубенс. – В кн.: Старые европейские мастера. – М., 1974.
        15. Лебедянский М.С. Портреты Рубенса. – М., 1991. – 192с.
        16. Лекуре М.А. Рубенс / Пер. с фр. Е.Головиной; Предисл. А.П. Левандовского. – М., 2002. – 394с.
        17. Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О. В., Олесина Е. П. Мировая художественная культура. Эпоха просвещения СПб., 2006.
        18. Матвеева Е. История мировой живописи. Фламандская живопись XVII в. – М., 2008.
        19. Нере Ж. Питер Пауль Рубенс / Перевод с немецкого Л.И.Кайсаровой – М., 2005. – 96с.
        20. Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Переводы. Сост., вступит. Статья и примеч. К.С.Егоровой.М., 1977. – 480 с.
        21. Ротерберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в., М., 1971.
        22. Седова Т.А. П.П. Рубенс. Художник 1990, № 9.
        23. Самин. Д.К. 100 великих художников. – М., 2005. – 408с.
        24. Фейнберг Л.Е,Гренберг Ю.И Секреты живописи старых мастеров.  –  М., 1989.
        25. Фромантэн Э. Старые мастера. – М., 1966.
        26. Художественная галерея Рубенс. 21 – М., 2005. – 31с.
        27. http://artiques.ru/taxonomy/term/55
        28. http://biography.sgu.ru/ShowAuthor.php?var=578
        29. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/107665/Фламандская
        30. http://help-computers.ru/Art_Rubens.html
        31. http://impressionnisme.narod.ru/MUSEUMS/museum_rubens.htm
        32. http://iskunstvo.narod.ru/texts/4kursforeignwestartbarokko.htm
        33. http://j-art.ladimir.kiev.ua/pq/dic/a--RUBENS
        34. http://larchik.com.ua/p/rubens1.html
        35. http://msviderskaya.narod.ru/b.htm
        36. http://rybens.ru/
        37. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рубенс,_Питер_Пауль
        38. http://sobur.narod.ru/Rub.htm
        39. http://www.artprojekt.ru/library/arthistory4/03.htm
        40. http://www.biografia.ru/literatura/painters3.html
        41. http://www.bibliotekar.ru/Krubens/index.htm
        42. http://www.books.en.dmoza.net/ru/Рубенс,_Питер_Пауль.html
        43. http://www.centre.smr.ru/win/artists/rubens/biogr_rubens.htm
        44. http://www.greekroman.ru/gallery/art_rubens.htm
        45. http://www.la-fa.ru/history/history271.html
        46. http://www.muzeinie-golovolomki.ru/fragmenti.php
        47. http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=668611
        48. http://www.nearyou.ru/rubens/0rub.html

Информация о работе Рубенс - глава фламандской школы живописи