- Понятия «музеография», «музеология», «музееведение». Музеология как научная дисциплина: объект, предмет, структура, методы, место в системе знаний. Музеография (термин введен в научный оборот в 1727 г. – «Музеография» К. Найкель (Лейпциг, Германия). «Музеография» содержала краткое описание и историю создания известных к тому времени музеев, коллекций. Этот термин входит в немецкий и французский языки. В России в кон. 19 века введена отдельная рубрика «Музеография» в журнале «Известия» общества археологии, истории и этнографии (1879-1930-е гг., КУ) – описание конкретных музеев. Во второй половине 19 в. возник термин «музеология» - его ввел в научный обиход в 1883 г., директор дрезденского музея «Зеленый свод» Йозеф Грассе. В основанном им «Журнале по музеологии и антиквароведению» была опубликована его статья «Музеология как наука». В ней он обозначил исследовательский потенциал этой области знания и сделал попытку утвердить ее как новую науку. В нач. ХХ века заявлено о необходимости развития музейной науки – директор нумизматического музея, профессор Д. И. Набуевский (термин «музеоведение», статья 1906 г.). Понятие «музеоведение» трансформируется в «музееведение» (20-е гг. ХХ века). Термин «музеология» используется крайне редко. Г. Л. Малицкий разделяет понятия «музееведение» и «музеология». После перестройки в СССР появляется специальность «музеология». Музееведение привязано к отдельным профильным дисциплинам, музеология основана на понимании что такое «музей». Музеология (музееведение) – формирующаяся научная дисциплина, изучающая феномен или специфическое музейное отношение человека к действительности, исследующая процессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов. Объект – музей и музейное дело (знание о музеях), предмет – расхождения: 1) музей как социокультурный институт (институциональный подход), 2) предмет, вещи (предметный подход – исслед-е вещи – Ян Долак); 3) комплексный подход (институциональный+предметный); 4 антропологический ( ч-з призму интересов ч-ка); 5) эмпирический (запад, нет теории). Методы (профильных и вспомагат-ых ист-их дисциплин, методы применяемые в педагогике, психологии, естест-ых науках): рентгенография, спектрография, методы полевого исследования, наблюдения, экспериментальн методы(ист-ие), метод моделирования. Место в сист наук: сегодня музееведение рассматр-ся в кач-ве гуманитарной науки,одящейся в тесных взаимоотн-ях с науками общ-ыми, естест-ыми и техническими (методы и понятийный аппарат). Структура музеологии (Дж. Льюис) включает теорию и практику: общая теория (общ. пон-я о дисциплине; теория документирования, комплектования музейных фондов – отбор предметов; теория тезоврирования – описание и сохранение ценностей; теория коммуникации – передача информации) и практическая (прикладная) музеология (методика музейной деятельности – способы действия, совокупность приемов; техника – средства устройства экспозиции и организация музейного дела и управления – менеджмент, маркетинг)
- Способы представления нематериальных объектов наследия в музеях (сохранения и актуализации). Нематериальное (неосязаемое) наследие – совокупность основанных на традиции творений культурного сообщества (типы: духовная кул-ра: музыка, танец, фольклор; технологии и производственные процессы: народные промыслы, с/х, ремесло; традиц. действия, ритуалы, обычаи, элементы быт. уклада, традиц. экологич., этические, эстетические и др. соц. представления). Сохранение: 1) отбор объекта в среде бытования, постановка его на учет (создание музеем базы данных по своему региону), 2) фиксация на материальных носителях информации, относящейся к объекту, 3) включение в фонды музея музейных предметов, документирующих немат. форму. 1) та или иная форма наследия прекратила функционирование в среде бытования→метод моделирования (фиксация информации на материальных носителях, хранение); 2) включение нематер. объекта в актуальную культуру→фиксация или ревитализация (возрождение)→актуализация – наличие человека, «носителя традиции».
- Возникновение музеев в эпоху Возрождения: типы, адресат, социальные функции. Типы: К. Найкель («Музеография», 1727 г.) – обобщение опыта музеев империи Габсбургов - выделено 7 групп музеев: 1) шатцкамера (сокровищница драгоценных предметов, предметов искусства и естественнонаучных); 2) кунсткамера (предметы худ. ремесла, керамики, стекла, монеты, медали, науч. инструменты и т. д.); 3) раритеткамера (собрание редких предметов: рог единорога); 4) антиквотеткамера (каб. древностей); 5) натуркамера (каб. предметов трех царств: жив-е, раст-я, минералы); 6) студео-музео (хранилище книг, рукописей); 7) галерея. В Италии, Франции и др. европ. странах бытовали такие понятия, как «кабинет», «студиоло», «этюды» (музеи-кабинеты), «кунсткамера» (комплексное музейное собрание, 1550 г., Вена). Опыт античн. коллекционеров: галерея – коллекции живописи и скульптуры с сохр. ант. терминологии (пинакотека, глиптотека), ант. сад (скульптура – Антиквариум Юлиана, Ватикан), недвижимые арх. памятники или арх. раскоп, музеи-кабинеты (систематизированные собрания ест-ист. материала). Адресат: правители, церковные иерархи. Соц функции: презентация светских (формирование образа просвещенного правителя) и духовных правителей. Уффици Медичи, Кунсткамера Габсбургов, Лувр
- Появление музеев национальной истории как отражение процесса формирования национального самосознания (19 век). В ходе наполеоновских войн и борьбы за независимость пробудилось и стало крепнуть национальное самосознание евр. народов→потребность в учреждении, хранящем и демонстрирующем их историч. и культ. наследие. Нач. XIX в. – публичные музеи (Венгерский нац. музей, 1802 – сохр. и признание нац. особенностей народов; Нац. музей в Праге, 1818; Музей северных древностей в Копенгагене, 1819; Герм. нац. музей в Нюрнберге, 1852, Музей нац. древностей в Сен_Жермене (Франция), 1862, Нац. музей древностей в Бухаресте, 1864). Россия – первая треть XIX в. – проекты создания нац. музеев. 1817 г. историк и лингвист Аделунг – проект русского нац. музея (журнал «Сын Отечества») – освещение истор. прошлого народа, его культуры, совр. эконом. состояние страны и ее природ. богатства – идеи частично нашли отражение в Румянцевском музее (1831): минералогический кабинет, мюнцкабинет, собрание редкостей и библиотеки: печатные книги по рос. истории и рукописи, живопись, частично этнограф. материалы. Один день в неделю музей был открыт для шир. публики. Нач. 60-х – музей переезжает в Москву (Дом Пашкова). Создание Московского публ. музея (дары, пожертвования, ест-науч. коллекции МУ, румянцевское собрание)→»Московский публичный музеум и Румянцевский музеум». 1872 - создание рос. исторического музея в Москве (открыт в 1883 – Музей имени Александра III) – Уваров, Забелин – собрание памятников религии, законодательства, военной истории, науки, литературы, предметы искусства, ремесел и быта; хронологическая последовательность, воссоздание картины жизни каждой отдельной эпохи рос. истории – современность – Государственный Исторический музей. «Северный музей», «Скансен» - А. Хаселиус.
- Академические и университетские музеи в 17 – 20 вв.: принципы и методы комплектования, структура, характер экспозиции, виды деятельности. Универ. музеи: изначально естественноисторические («три царства» природы). Комплектование: этап становления – дарение, специально сделанные закупки, позже возник. необходимость перевода комплектования на регулярную основу→создаются науч. общества – экспедиционные сборы, приобретение (посредством покупки или обмена) недостающих предметов, описание новых видов флоры и фауны, систематизация материала. Нач. ХХ в. введена полевая практика (сбор и первичная обработка экспонатов – преобр. професс. навыков.). Муз. фонд: научный (проведение исследований) и учебно-вспомогат. – тематическая подборка коллекций в соответствии с образоват. программами. Систематическая основа построения композиции. 60-70-е – попытка построения экспозиции на экологич. основе. Деятельность направлена на оптимизацию профес. подготовки специалиста-предметника. Начало ХIХ в. – процесс дифференциации естествознания→становление ряда самостоятельных наук→появление первых профильных музеев (зоологических, ботанических, минералогических; возрастает доля гуманитарных дисциплин и точных наук→коллекции по биологии, медицине, истории, истории искусства. 30-е гг. ХIX – закрепление статуса профильных кабинетов и музеев – 8 видов учебных музеев: минералогический, зоологический, ботанический, технологический, собрание машин и моделей, анатомический и зоотомический театры и собрание препаратов, музей изящных искусств и древностей.30-60-е гг. возникают неуставные кабинеты и музеи – музеи физиологической анатомии и агрономии. 70-80-е развитие истории, археологии и этнографии, истории искусства→художественные и исторические музеи. В структуре универ-та музеи имеют разную подчиненностб; сущ. при кафедре, факультете, имеют общеунивер. статус, вне стен универ-та→связ. с лабораториями, заповедниками, стационарами. Академ. музеи: Кунсткамера (Россия). Принципы комплектования: 1) академ. экспедиции, 2) пополнение за счет член-корреспондентов; 3) кругосветные плавания. Комплектование на регулярной основе→разработка методики научного описания и системат. муз. предметов, спец. программы по сбору, описанию и обработке материалов. Нач. XIX в. – обособление самост. структурных подразделений – кабинетов и отделов («три царства природы») – минералог. кааб-т (1804), ботанич. отдел (1824), зоолог. отдел (1831). 30-е гг. кабинеты и отделы→профильные музеи. Кунсткамера → 7 академ-их музеев (1836) – минерологич-ий, ботанич, зоологич и зоотомич-ий, азиатский, нумизматич-ий, египетский, этнографич-ий. Отделы, лаборатории в составе института. Структура соответствовала разделам дисциплины. 20век – по названиям этих музеев созд-ся одноименные институты.
- Изучение посетителя как направление музейной деятельности. Музейная социология – изучение посетителей музея. Нач. ХХ века – статья Б. Джилмена «О муз. усталости» (1916) – посетитель – потребитель муз. информации; необходим учет физ. и псих. особенностей восприятия посетителя при создании экспозиции→изучение музейных посетителей (Россия – анкетирование (Третьяковская галерея)), изучение муз. зрителя, изучение отд. групп посетителей – в практической музеологии используются принципы социологии и педагогики. 20-е - 30-е гг. – проводятся исследования, направленные на определение спектра поведенческих моделей различ. категорий посетителей – фиксация особенностей его поведения в музее (Робинсон, Мелтон – США). 40-е гг. – совершенствование экспозиции→улучшение ее восприятия (изуч. влияния цвета, света и т. д.). Ключ. фигурой явл. непрофессионал - опрос→оценка экспозиции. Теория музейной коммуникации (Д. Камерон, Канада, 1968) – посетитель – собеседник, партнер→монолог музейного работника сменяется диалогом, преодоление отчужденности музея от общ-ва. Изучение реальных и потенциальных посетителей – социологическое исследование: 1) подготовит. этап – сост. программы – формулировка проблемы, цели, объекта и предмета изучения, методов сбора информации, способы обработки и анализа информации. Методы: наблюдение, опрос, анкетирование (самый распр.) Анкета (закрытая – да или нет, предлагаются ответы; открытая): 1) вступление: обозначается цель, называется организация, проводящая анкетирование; 2) вопросы; 3) в конце паспортичка (личные данные – пол, возраст, род занятий, степень достатка).
- Школьные и детские музеи. Появление музейной педагогики. В ХVIII – XIX вв. музей активно осваивает новую область соц. практики – сферу образования. Школьные музеи: сер. XIX в. – потребность в реформировании школ. образования (развитие промышленности→испол. нов. оборудования и совр. технологий→требование более глуб. знаний, умений→ их внедрение для нач. профессионализации учеников→появл. нов. предметы (родиноведение), использ. активн. методы освоения программы в преподавании (экскурсионный – ознакомление, сбор экспонатов – основа школ. музея). Шк. музей – природоведческий, позже многопрофильный. В структуре – мастерская и лаборатория (овлад. навыками сбора, сушка экспонатов, препарирование, консервация, изготов. моделей и приборов по физике, химии и т. д. – лучшее освоение теории, преобр. практических навыков). Детские музеи 20-е гг. ХХ века – детский музей – внешкольное учреждение. В концепции такого музея гл. фигурой стан. ребенок как формирующ. личность. (изуч-ся его игровая деят-ть, особенности восприятия окруж. мира). Зеленко – ориентация на психол. особенности ребенка – чувственное познание. Шмит – музей детского творчества – экспонирование дет. рисунков - презентация. Музейная педагогика (А. Лихтварк): в узк. смысле – примен. к подрост. поколению, в шир.- общ. напр. в муз. деятельности. Музееведение (приклад. дисц.)→музеология (направ. в познании). Детский музей – главное не фонд (наследие), а посетитель (ребенок), цель: обучение и воспитание→музейная коммуникация – гл. напр. муз. деят. (учитыв. возр. особенности, диалог, разраб. спец. экспозиций, потребность в музейный педагог работа с различными категор. посетителей.
- Музеефикация недвижимых памятников истории и культуры.
Музеефикация – преобразование историко-культурного
или природного объектов в объект музейного
показа. Цель: мах-ое сохранение предмета
и выявление его ценности. Недвижимые
памятники: 18 век – археолгич-ие памятники
(Помпеи) В России – Керчинский музей древностей,
реконструкция Царского кургана 1865. После
рев-ции – массовая музеефикация (Строгановский,
Шереметьевский дворцы). Господство фиксирующего
подхода – сохранение убранства и тд.
20-30 гг – идеологизация – закрываются
эти музеи →перепланировка. ВОВ → реставрация.
Создание музеев ( арх-ые ансамбли – Троице-Сергиева
Лавра , заповедники на местах сражений,(
археологич хар-р). Подход: реконструкция.
70-80гг реконструкция (воссоздание приходит
на смену фиксированию), разраб-ся методы
и принципы музеефикации объектов. Формы
музееф-ции: подмузей (исп-ся помещение
для показа), какмузей ( помещение как объект
показа). Совмещение функции зданий (предм
показа, место жительства) Этапы: 1.исслед-ие
памятника, выявление его ист-ого значения,
2. консервация объекта, 3 реставрация (д
б нучно обоснована, нельзя смешивать
подлинное с воссозданным), 4 интерпритация
(пояснительная запись, история, маршруты
показа, сценарий, сайты). Музеи: экологические
( в прир. среде), этнографич (на месте
жизни людей), историческ, археологические.
Глобальные масштабы музеефикации. Музеи-заповедники.
Типы: 1 на базе историч-их городов (Владимиро-Суздальский)
2 на базе монастырских комплексов, 3 на
базе крупных архитектурных ансамблей,
4 на базе усадеб, на базе закрытых промышл-ых
учреждений, 6 на базе историч-их дорог,
7 на базе археологического наследия. Омузеивание
природы→национальные парки.
9.Музеи эпохи Просвещения
(конец 17-18 вв.): особенности коллекций
и типы музеев, адресат, социальные функции. Эпоха Просвещения – использование
музейных коллекций, развивающимся рациональным
знанием – естествознанием (изучение
трех царств природы – жив-й, раст-й и неорганический
минеральный миры – комплексные музеи).
Новый вид музея возникает в рамках университетской
науки в Европе (наряду с обучением проводились
различные научные исследования, обеспечение
фактическим материалом - учебная (подготовка
специалистов) и исследовательская функции)
и академической науки - в России (Кунсткамера).
Развитие естествознания→кардинальное
изменение методологии познания, развитие
точных наук→культ разума→вера в прогресс. Опора на эксперимент→активное использование музейных коллекций
«натуралиев». Университетские и академические
музеи (англ. садоводы Трейдесканты –
«Лембетский ковчег»→Публичный Эшмоловский
музей – служ. учебн. целям; ботаническая
коллекция Слоуна – основа Британского
нац. музея; анатомическая и зоологическая
коллекции – анатом. зал Лейденского университета
(Голландия); ботан. сады – развитие новых
с/х и плантационных культур). Принципы
комплектования: 1) академ. экспедиции,
2) пополнение за счет член-корреспондентов;
3) кругосветные плавания. 70-е гг. XVIII
разработка методик обработки и консервации
экспонатов. Адресат – ученые, исследователи,
студенты, интеллектуалы, знатоки.
- Современная трактовка понятия «музей» в документах ИКОМ, в законе «О Музейном фонде РФ и музеях РФ», в «Российской музейной энциклопедии». Социальные функции музея.
В док. ИКОМ: Музей – постоянное некомерческое учреждение
находящееся на службе общ-ва и его разв-ия
и открытая для людей; оно приобретает,
сохраняет, изучает, популяризует и экспанирует
в образ-ых, просветительных и развлекательных
целях материальное свид-во ч-ка и окруж-ей
его среды.
В з-не РФ: Музей – некоммерч-ое учреждение культуры
созданное собственником для хранения,
изучения и публичного представления
музейных предметов и коллекций.
Рос. Энц. 2001: ист-ки обусловленный многофункциональный
институт соц-ой памяти посредством к-ого
реализуется общ-ая потребность в отборе,
сохранении и репрезентации специфической
группы природных и культ-ых объектов
осознаваемых общ-вом как ценность подлежащая
изъятию из среды бытования и передача
из поколения в поколение – музейных предметов.
Соц. Функции:
- документирование (собирание предм.,
хранение, отбор, изучение, предм. Выступают
как подлинное свид-во объективной реальности)
- образовательно-воспитательная (культурно-образ-ая,
экспозиц-ая деят-сть, изуч. Способствует
воспитанию, социализации ч-ка, созд.
экспоз-ий, лекции, экскурсии)
- рекреационная
- коммуникативная
2. Воспроизведения музейных
предметов: копии, репродукции,
макеты, модели, муляжи, слепки, голограммы.
демонстрация в экспозиции в
случае невозм-сти или нежелательности
экспонирования подлинника, эти предм.
должны выполнять функцию первоисточника.
Копия применяется по отн-ию к произв.
иск-ва и письм. док-там. м.б. выполнена
в другом материале и иметь иные размеры.
Цель: заменить предмет,/ повторить произ.иск-ва
(римск.копии),/копии выполненные самим
автором произв-ия – реплики. /новодел
– воспроизведение утраченных памятников.
Репродукция – копия, выполненная с применением множительной
техники. В 16веке- гравюра резцом, в 19в-
техника: ксилография, литография.
Макет и модель изгот-ют когда необх-мо
воспроизвести внемузейные объекты. Макет- трехмерное изображение
подлинника, воспроизводящим его внешние
формы с допустимой долей условности и
в соответст-ем масштабе. (здания, ансамбли
тер-ии)
Модель должна демонстрировать устройство
и функции воспроизводимого объекта (показать
принцип д-ия)
Муляж воспроизводит внешний вид предмета.
(в масштабе 1:1, повторяет форму и цвет
оригинала) для доманих вещей, письм. документов.
Слепки- копии трехмерных объектов, изготавливаемые
контактным путем. (с произв. Пластического
иск-ва, с объектов природы)
Голограммы- трехмерные иллюзорые воспроизведени
музейных предметов, получаемые при помощи
спец-ой техники и воспроизводимые в натуральную
величину под воздействием света.
3Музейная коммуникация.
Понятие ввел в 1968г. канадск. Музеолог
Дункан Камерон. М. К. – процесс общения
посетителя с музейными экспонатами, представляющими
собой реальные вещи. В основе общения
лежит умение создателей экспозиции выстраивать
с помощью экспонатов особые невербальные
пространственные высказывания и способность
посетителя поймать язык вещей. Сущ-ет
передатчик (раб-к музея), посредник (вещи),
приемник(посетитель). Ком-ция – общение
посетителя с предметом в виде монолога/
диалога, визуального/вербального способа
передачи инф-ции. Ввел понятие обратной
связи от посетителя к раб-ку. Музей и посетитель
равноправны, учитываются интересы. Стали
изучать посетителй, рассматривать ком-цию
как ведущую функцию музея. Гнедовский
разраб-л объяснение ком-ции: 1. антропологический
подход (на глав. месте – посетитель), 2.культурологический
(ком-ция- обмен культ-ыми текстами носителями
культуры) 3. диалогический (участие 2и
более субъектов,разнящихся по своим позициям,
участники равноправны) 4. Аксеологический
подход (ценность в диалоге, общение) Калугин,
Поляков, Никишин: теория ком-ции д-на отражаться
в работе музея.
4Музейный предмет: понятие,
свойства, функции, ценность. Классификация
музейных предметов по типам,
видам, подвидам.
Муз. предм. – включенное в музейное собрание ист-ко-культ-ый
/ природный объект, обладающий музейной
ценностью, явл-ийся источником знаний
и эмоционального воздействия
Ввел понятие Дружинин. В 1955 после
издания учебн. «Основы советского
музееведения» применено понятие. Музейный
предмет как первоист-к знания. 1960-80 в муз.
предм. стали подчеркивать возможность
вызывать эмоции, ассоциации (учитыв. при
создании экспозиции). В к.20в. предм рассмативается
как ист-ий ист-к
Вазгон Аврам Алексеевич –возглавляет
отеч. школу музееведения. Его опред-ие:
муз. предм – извлеченный из реальной
действительности предмет музейного значения
включенное в музейное собрание и способный
длительно сохраняться. Важн. черта –
подлинность. Муз. предм – движимый объект
реальной действительности, он обладает
научно-ист-ой ценностью. Чтобы стать музейным
предм. объект д.б. 1)выявлен из ест. среды
бытования, 2) изъятие предм. из среды бытования,
3) принятие на хранениеи учет в музей,
4) первичная обработка.
Не все предм. имеют значение памятника.
Памятник- ценностная категория, к-ая зависит
от значения данного предмета. Классификация:
п-ки истории, п-ки археологии, п-ки градостроительства
и арх-ры, документальные п-ки, изобразительные
п-ки.
Черты муз. предм: 1. Информативность (предм обладает информативным
потенциалом, информ-ое поле- то, что выяснено,
внешнее(свед.где бытовал, кому принадлежал,
эпоха) и внутреннее (вид, размер) информационное
поле, 2. Экспрессивность(вызывает эмоции)
3. Аттрактивность (привлечение внимания
– размеры, яркость)
Репрезентативность (представляет явлие,
процесс)
Ассоциативность (вызывает ассоциации,
зависит от воспр-ия посетителя) →сов-сть
этих св-в – музейность
Ценность предмета- 1 научная 2худож-ая,
3мемориальная, 4ист-ая
Делятся на типичные (распр-ое явл-ие,
серийный предм), редкие (их мало), уникальные
(произв иск-ва, мемориальн. вещи)
Соц. Функции предм: 1. генетическая ф. (создатель дал ему
ф-ию),2. Утилитарно-потребительская 3 культурная
4. Ф-ия моделирования 5. Коммуникативная
6 научно-познавательная
Класс-ия муз предм. по типам: письменные, вещевые, изобразительные,
комплексные (кино-фото и фоноист-ки). Типы
делятся на виды: на осн-ии общих существенных
признаков (материал, техника. функцион.
назначение)Н-р: тип вещевой – вид: по материалу(керамика)-
подвид: фарфор
5 Выставки
колониальных товаров и музеи
заморских территорий (19 – начало
20 вв.). Их дальнейшая эволюция
после Второй мировой войны.
цель их состояла в том, чтобы
увлечь население метрополий экзотикой
колоний и оправдать свое присутствие
там. Лейденский музей, Музей Центральной
Африки в Бельгии, музей тропиков
в Амстердаме, Музей колоний в
Париже.
Выставки знакомили с природой,
ресурсами, бытом и нравами коренного
населения. включала товары, сырье. Используют
традиц. постройки сопровождалась театрализованными
представлениями, знакомившими с культурой
и искусством коренных народов (танцы,
кухня, ремесла, хоз-во). Колониальные фрагменты
заменяются масштабными аттракционами
с показом людей, флоры и фауны.
После Второй мировой
войны в условиях распада колониальной
системы и формирования в бывших
колониях самостоятельных государств
концепция колониального музея
претерпела трансформацию. Прежние
контексты сменились серьезной
интерпретацией национальной, конфессиональной
и этнической истории, а также
культуры и искусства. Музеи на
пути своего развития оттолкнулись от
политических рамок и взяли за основу
научный подход, опираясь на этнографию
и прочие науки, связанные с национальным
вопросом. Большие изменения происходят
в отношении к музейному предмету.
В соответствии с новыми условиями
были скорректированы комплектование
и другие направления музейной деятельности,
в частности просветительская работа.