Шпаргалка по "Музеологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Описание

Способы представления нематериальных объектов наследия в музеях (сохранения и актуализации). Нематериальное (неосязаемое) наследие – совокупность основанных на традиции творений культурного сообщества (типы: духовная кул-ра: музыка, танец, фольклор; технологии и производственные процессы: народные промыслы, с/х, ремесло; традиц. действия, ритуалы, обычаи, элементы быт. уклада, традиц. экологич., этические, эстетические и др. соц. представления). Сохранение: 1) отбор объекта в среде бытования, постановка его на учет (создание музеем базы данных по своему региону), 2) фиксация на материальных носителях информации, относящейся к объекту, 3) включение в фонды музея музейных предметов, документирующих немат. форму.

Работа состоит из  1 файл

музеология ответы на вопросы.docx

— 66.73 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

27. Международные и национальные  музейные организации. Профессиональная  периодическая печать 20-21 вв.(издания UNESCO, ICOM, отечественные и зарубежные журналы».

В 1889 г. первая музейная ассоциация в  Великобритании, в 1906 г. американская. В 1919 г. в США начинает выходить журнал «Музейная работа» Первый отечественный  музейный журнал- «Казанский музейный вестник». В 1926 г. при Лиге наций создана международная музейная служба. Выходил журнал «Мусейон» в 20-40-е г. 20 в. В разных странах появились музейные журналы.

Послевоенный период с 1948 г. журнал “Museum international” на франц., англ., исп., араб., русском языках( до 2002 г.)Издается большого формата с иллюстрациями, выпуски по тематикам. В 1946г. ICOM. ИКОМ – это международная организация музеев и музейных специалистов, которые занимаются хранением,  развитием и взаимодействием общества и мирового природного и культурного наследия. Штаб-квартира в Париже. Есть российский отдел с 1950 г. Кроме национальных интернац-е комитеты: ICOGOM, IVICOM, CAMOC( комитет музеев городов)., UMAC- комитет по университетским музеям и коллекциям, комитет по худ.музеям. Цель: организация и сотрудничество разных стран, защита интересов, развитие знаний в области музеологии, пропаганда роли музеев. Первым руководителем ICOM был Ривьер. За ним его соратник Юг де Валан. В 1977 г. учрежден праздник, который проводится 18 мая. Российский отдел возглавляет В.И.Толстой. С ICOM  связаны новейшие исследования в области музеологии. Сейчас в России выходят журналы: Вопросы музеологии, Музей, Мир музея.

14. Создание музеев национального  искусства и культуры европейских  стран( 19- нач.20 в).

Огромный интерес к отечественному искусству и формирование представительных коллекций из лучших его образцов стали в 19в. одной из характерных  особенностей художественной жизни  европейских народов. Дюссельдорфская картинная галерея была открыта для художников.  В 1818г. в Париже открылась экспозиция современной французской живописи, которая к 1937г. переросла в Национальный музей современного искусства. В 1876г. в Берлине на Музейном острове открылась Национальная галерея с экспозицией произведений художников немецкой школы. В 1897г. состоялось торжественное открытие Национальной галереи британского искусства. Конец столетия ознаменовался созданием крупнейших музеев национального искусства в обеих столицах Российской империи. Творцом одного из музеев стал П.М.Третьяков(1832-1898). Временем создания галереи можно считать 1874г. В 1893 г. состоялось торжественное открытие музея « Московская городская галерея Павла и Сергей Михайловичей Третьяковых». К тому времени музейное собрание включало 1287 картин русских художников, 75- западноевропейских работ. В 1895г. учреждение русского музея имени Александра III в Петербурге. Музею был выделен Михайловский дворец. Собрание музея формировалось произведениями искусства, поступавшим из Эрмитажа, Академии художеств и императорских дворцов. К моменту открытия экспозиции оно насчитывало 1,5 тыс. работ русских художников.

18. Комплексные местные  музеи (19- нач.20 в)

Краеведческие - комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта. Краеведческие  музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России , не имеют прямых аналогов за рубежом. Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций — художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические и т.д. Краеведческие музеи, как правило, имеют постоянные  экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края. Музеи проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение коллекций, ведут многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, проводят археологические раскопки и научные экспедиции.  Термин "краеведческие музеи" получил распространение в середине 1920-х гг. Прямыми предшественниками "краеведческого музея" являлись музеи местного края с комплексом отделов, отражавших природу, историю и экономику своего края. Возникновение таких музеев было общеевропейской тенденцией. И во Франции, и в Германии в начале 20 в. существовали десятки музеев, документировавших различные стороны жизни той или иной провинции, кантона, области, города. Первый музей местного края в России возник еще в 18 в. (Иркутский музей, 1872 г.), а их массовое появление приходится на вторую половину 19 в. Экспозиции местных музеев были систематическими. К 1917 г. в стране, по разным источникам, насчитывалось от 65 до 94 местных музеев. В дальнейшем во многих губерниях произошло их объединение с музеями статистических комитетов, других местных учреждений и обществ, в результате которого образовались губернские музеи — прообразы областных краеведческих музеев. После революции 1917 г. краеведческие музеи сыграли значительную роль в сохранении памятников истории и культуры, в т.ч. церковной старины, частных коллекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Протомузейные собрания и учреждения античности и средневековья.

Мотивы собирательства: а)сакральный характер- изображения животных, богинь, предметы жертвоприношений, реликвии христианских и других культов.б) экономический( сделаны из драг. Камней, металлов)в) социальный престиж( накопление предметов для подчеркивания статуса, принадлежность роду, городу), г)исследовательская деятельность.

Античность. Музей( древнегр. МУСЕЙОН- музы- храм муз ( 9 дочерей Зевса и Мнемозина)- покровительницы искусства, литературы и т.д.).

Рим-мусейон- место( роща, портик, площадь, сад) там складывались дары музам- подношения (имели материальные или условные значения). Главные сотрудники жрецы( вели учет подношений, составлявшиеся ими списки были очень подробны. В них указывались наименование предмета, материал, особые признаки, степень сохранности, имя бога). Здесь рождаются функции музея: учет и хранение, исследовательская. Возникает прообраз зоопарков, ботанических садов.

Александрийский мусейон (работала библиотека, предметы глиптотеки( скульптуры), произведения прославленной живописной школы греци обычно помещали в пинакотеках. Пинаки- картины, выполненные восковым, носили сакральный характер. Целенаправленное коллекционирование возникает в эпоху эллинизма.

Средневековье:Главной особенностью средневековой культуры был её глубоко религиозный характер. В культуре не было место античным собраниям худ.произведений и реликвий. Средневековый человек встречался с искусством главным образом в храме. Человека той поры притягивали яркие и сверкающие вещи, поэтому предметы культа старались создавать из дорогих и редких материалов.

Кроме того реликвии, связанные с  И.Х., Божьей матерью, апостолами и т.д. Особо почитались мощи святых. Их помещали в специальных вместилищах-реликварии. В церковных собраниях хранились изделия художественного ремесла античных мастеров. Встречались необычные минералы, бивни слонов, пальмовые ветви и т.д.

Огромной сокровищницей исторических реликвий был кафедральный собор  г.Реймса, где хранились коронационные регалии французских королей.

Одна из самых прославленных  сокровищниц принадлежали Карлу  Великому. Античные геммы, одежда из шелка  и парчи , дорогие оклады книг и т.д.  Не имела себе равных в Европе московская сокровищница русских царей. Начало формирования сокр. Исследователи относят ко вт. Пол. 13 в., когда Москва стала центром самостоятельного удельного княжества.

Жан Беррийский- целенаправленно искал византийские вазы, античные и восточные медали, платил большие суммы за часословы-молитвенники с прекрасными миниатюрами. Ок. 1380 г. специально для герцога был изготовлен золотой кубок ,богато украшенный изображениями из разноцветной эмали.(хранится в Британском музее, называется «Кубок французских и английских королей»

 


Информация о работе Шпаргалка по "Музеологии"