Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:25, реферат
Способы представления нематериальных объектов наследия в музеях (сохранения и актуализации). Нематериальное (неосязаемое) наследие – совокупность основанных на традиции творений культурного сообщества (типы: духовная кул-ра: музыка, танец, фольклор; технологии и производственные процессы: народные промыслы, с/х, ремесло; традиц. действия, ритуалы, обычаи, элементы быт. уклада, традиц. экологич., этические, эстетические и др. соц. представления). Сохранение: 1) отбор объекта в среде бытования, постановка его на учет (создание музеем базы данных по своему региону), 2) фиксация на материальных носителях информации, относящейся к объекту, 3) включение в фонды музея музейных предметов, документирующих немат. форму.
6Музеи прикладных знаний (вторая половина 19 в.) и их дальнейшая судьба.
С сер 19в. тенденция развития пром-сти, ж/д, пароходн сообщения. Переход от романтизма к позитивизму: превознесение практического опыта, внимание к утилитарным вещам, научный подход. 1870-е созд. музей прикладных знаний в Петербурге, отделы: с/х, технический, худож-но-промышл-ый, кустарный, педагогический – общее: наличие предметов на основе к-ых м-щ обучать, для подготовки педагогов, предложение обучаться в музее, показ технологии производства. В Москве созд. похожий Политехнический музей.
Созд-ие выставок (1851 в Лондоне – оно положило начало созд-ию нов музеев – музей мануфактуры в Кенсингтон на основе Кенсингтонского музея) Созд музей естественной истории и музей Виктории и Альберта в 1889. Они послужили примером для создания пром-ых музеев
Худож-но-промыл-ые музеи – база для подготовки высококлассных мастеров: в России Строгановское училище в Москве, музей Штиглица в Пет.
Появл-ся профильные музеи (ж/д-ый музей, музей связи) 1903 Немецкий музей в Мюнхене посвящен технике (приборы, машины), сырью, полуфабрикатам и результатам. Посетителям разрешалось участвовать
Появление музеев на периферии (земские кустарные музеи в России)
7. Создание первых музеев под открытым небом (конец 19 – начало 20 вв.)
Скансен Создатель Артур Хазелиус. За сохр-ие нац-ой культуры. Он коллекционировал предметы быта шведов, 1873 выставка в Стокгольме в частном доме ( подлинная обстановка, манекены в нац костюмах – ансамблевый метод)
Северный музей в Стокгольме на о. Юргарде –центр. этногр-ий музей Швеции. С 1891 открытие, постепенно расширяется. Постройки, фермы с инвентарем и дом-ей утварью, горная железная дорога, театр под открытым небом, площадка для танцев, огороды, сорудники носят традиц одежду, ведут хоз-ую деят-сть, проводят праздники) 1963 стал самост. отдельн музеем по сегодн. день. В Дании 1914 откр музей под открытым небом городской - как сохр-сь, а не перенесено. Созд-ся 10ки скансенов к 1920-ым. В России план создания в Ленинградск. нац геогр музея был не осущ-н. В 30-е положено начало в Каменском, 60-70-е созд скансен 9предм быта, орудия труда – предм археол и этногр. Пересмотр понятий наследие, адресат, музейное пространство. Нов способ презентации: воссоздание картин повседневности. Адресат – нация. Общение с посетителем живое, образоват программы преобрели форму досуга
8 Создание «общинных» музеев и «экомузеев».
После 2МВ, постколониальное время→общинные музеи ( обращен к рядовому ч-ку, его повседневным нуждам, заботам) первй опыт в США: 60-е Смитсоновским институтом осущ-н проект Общинного музея в Анакостии для снижения соц-ой напрженности – безработность, преступность. Цель поднять самооценку, социализация. Практическая польза населению. 1987 музей получает здание.
Фр. муз-г Джорж Анри Ревьер созд-ль нов напр-ия: экомузей. Юг де Варин – его ученик- предложил это понятие. Ривьер разраб-л модель экомузея: взять тер-рию центр промышл района к-ый после войны не возродился. Для помощи нас-ию задумано создать музей здесь. Сохр-ть вид, облик, совместная р-та с жителями, получился музей промышл-сти (заводы, шахты, дороги, традиц предм – музейный предм. Разработали серию маршртов. 1978 премия как лучший западноевр-ий музей. Ривьер разраб-л такой проект для с/х-ого района (Эльзас) Сохр-сь старые постройки, традиц уклад. Подражатели: Бельгия Португалия, Испания, Бразилия, Китай
9.Природные заповедники
и национальные парки как
Заповедник – особо охраняемые з-ном или обычаем пространства, полностью исключенные из любой хоз-ой деят-сти ради сохр-ия в нетронутом виде природных комплексов, их охраны и слежения за природными процессами. Осню функции: сохранение и восстановление эталонных экосистем и генофонда организмов (биологического разнообразия). Осн. напр-ия деят-сти: мониторинговые исследования (исслед-ют динамику ест-ых прир-ых явлений и процессов), поддержание и воссоздание биологического разнообразия, практическая работа по восстановлению исчезающих видов флоры и фауны. Н-р: Беловежская Пуща, Баргузинский, Кавказский. Биосферные заповедники-с уникальным ландшафтом, там осущ-ся экологический мониторинг, выполняются функции экологического просвещения и воспитания и они явл-ся музейными учреждениями. Зоны: заповедное ядро-мониторинговые исслед-ия, буферная зона – регулир-ие численности, подкормка, санитарно-игиеническ меры, зона устойчивого культурного земледелия - аграрная деят-сть, мониторинг природы в этих усл-ях, зона улучшения – примыкает к заповеднику, орг-ция рацион-ого природопользования. Просветительские программы- экскурсии по маршруту, фильмы, показ музеев. Заповедные акватории (В Австралии, США – 1-ый нац подводный парк «Форт Джефферсон» 1935, в России- 1 морской заповедник в заливе Петра Великого в Японском море 1970 (исслед-ия жизни моря,разраб-ся методы сохр-ия, восст-ия и разведения уникальных видов морской флоры и фауны)
Национальные парки – обширные природные территории с большим кол-вом уникальных объектов, используемые для активного отдыха и познавательного туризма в условиях сохранения природы в ее естественном состоянии. В России 30 нац парков. 3 типа: американский (значительная территория, удаленная от урбанизированных р-нов, с уникальными памятниками культуры и природы. Н-р: Йеллоустонский парк 1872. Проводятся науч исслед-ия мониторингового хар-ра, имеется ряд зон (зоны прир-ых ландшафтов, рекреационные, зоны интенсивного отдыха), главная функция – рекреационная деят-сть. Включают памятники соц-ой истории.) Европейский (нац парки Великобритании – активная вовлеченность в хоз-ый оборот и освоенность местности, представляют собой частные загородные земли, в пределах к-ых небольшые площади принадлежат парковым орг-циям, нельзя внедрять широкие программы средоподдержания, возможно сохр-ие отдельных памятников природы, фрагментов ест-ой растит-сти) Африканский (парки-резерваты, парки-рефугиумы, цель- сохранение местной флоры и фауны, в Африке, Азии, Австралии, Юж Америке: Цаво (Кения), Крюгер ( ЮАР)- убежище млекопитающих, растений, памятников природы, ведутся фундамент-ые мониторинговые исслед-ия, сохр-ся строгий режим заповедания, ограниченная просветит-ая деят-сть –маршруты.
1986 на генеральной ассамблее в Буэнос -Айресе принят кодекс музейной этики ИКОМ. В 2001, 2004, 2006 внесены поправки.(на фр. англ исп яз) Он предлагает минимальный стандарт деят-сти для музеев, дает ср-ва для саморегулировани, отстаивать принципы. Делится на 8частей: 1 музей несет отв-сть за матер-ое и нематер, культурное и некультурное наследие. Об отв-сти рук-лей музея (дирекции мин-ва) за принятие устава (юрид статус музея, задачи музея, подчеркнут некоммерч хар-р, распр-ть и следовать ему) обеспечивать помещением и доступ в приемлемое время, соблюдение стандартов по здоровью сотрудников, посетителей, их безопасность, достаточное финансирование муз-ой деят-сти, получение дохода не должна наносить ущерб репутации, предметам, обеспечить набор персонала (директор: опыт, знания, высокий уровень этики, сотрудники: право повышать квалификацию) не должен от персонала действовать вразрез этическому кодексу, работа с волонтерами: положит отн-ия, сотрудничество). 2 о коллекциях: музей обязан приобретать, сохранять, пропагандировать коллекции ля общ-ва, коллекции должны отвечать документированию, доступность, инструкции для коллекции. Ясное происхождение предмета, нельзя брать предмет добытый не законным путем, приобретать предм соответ-ий профилю музея, при отчуждении необх-мо соблюдать правила, решается руков-ими органами, директором при согласовании с советом, предм д б преложен другим музеям. Документация предм – описание предм , полная идентификация, его происхождение, местоположение указывается. Музей должен следить за предм, определить необх-сть консервации, реставрации, предметы нельзя бать в личное пользование даже на время. 3. Музей хранит в себе первоисточники знаний, музей отвечает за хранение, доступность, исследования д-ны соответ-ть целям и задачам музея. Сотрудники д-ны передавать опыт, знания другим, студентам, посетителям, развивать образ-ую функцию и привлекать широкие аудитории. 4 экспозиции, выставки. Гарантировать представление научно доказ-ую инф-ции, копии д б обозначены. Не исп-ть предм спорного происх-ия, публикации дб обоснованы, проверены. 5 музей владеет источниками предоставления услуги и дающий доход. ИКОМ запрещает музеям давать оценку стоимости предм частным лицам 6. Музей работает в тесном сотрудничестве с сообществами, развивать партнерские отн-ия, готовы к диалогу по возращению ценностей по з-нодат-ву (рестетуция), воздержаться отприобретения ценностей с оккупированных тер-рий, уважение к пожеланиям сообщества. 7 музеи д-ны работать на юрид-ой основе, выполняет руков-ий орган (Гарская конвенция, конвенция ЮНЕСКО по транспортировке, перевозке) 8 музей должен поддержать достоинство и честь своей профессии, знать з-нодат-во, реагировать на действия, поддерживать науч исслед-ия, сохр-ть конфеденциальн инф-ию, нельзя принимать подарки, не д-ны устраиваться на др работу, нельзя конкурировать в коллекциях с др музеем, участ-ть в сделках наследия, названия, логотип не должны исп-ся для коммерч мероприятия, интересы д-ны преоладать в случае конфликта.
21. Музей в концепции Н.Ф.Федорова.
Николай Федорович Фёдоров с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея. В конце XIX века Н.Ф.Федоровым предпринимается попытка создания модели идеального музея . Его главный труд носит название « Философия общего дела». В центре федоровской мысли - идея музея как основы будущего всеобщего воскрешения ушедших поколений и бессмертия. Дело воскрешения ушедших предков Н.Ф Федоров считал всеобщим .В своем философском учении Н.Ф.Федоров огромное значение придает музею. О нем он говорит в работе « Музей, его смысл и назначение» Н.Ф.Федоров дал целый ряд определений термину музей : «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц. Деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, восстановление умерших по их произведениям» «Музей - храм предков, по его предметам воссоздается жизнь и культура ушедших поколений. «Музей- это средство объединения и примирения людей» .Это высшая инстанция , которая может возвращать жизнь, но не отнимать её. Смысл и значение музея Н.Ф.Федорова прежде всего нравственное. По мнению Н.Ф.Федорова, музей осуществляет три основные функции: исследование, учительство и деятельность. В системе образовательных учреждений философ отводит музею главное место, считая его итогом образования. В своих рассуждениях Николай Федоров исследовательской функции музея отводит очень важное место.
Одна из ключевых идей Федорова как идеального музея – объединение школы с музеем и обсерваторией. Главное в концепции Федорова то, что музеи должны быть не просто местом, куда люди приносят предметы старины, но и местом где человек будет духовно, культурно развиваться.
3 Разделение музеев по типам и профилям. Музейная сеть. Выделяют 3 типа музеев:
- Музеи научно-
- Сугубо научно- исследовательские музеи( обычно при институтах, центрах, не публичные).
- Учебный. Задача: помогать в учебном процессе в учебных заведениях)
По профилям: Зависит от коллекций, а они связаны с определенной наукой или науками. Включает в себя музеи: - исторического профиля(чисто исторические музеи( ГИМ в Москве), археологические, этнографические(самый большой в Петербурге), военно-исторические( панорама Сталинградской битвы), музей современной политической истории, историко-бытовые музеи( по определ-й эпохе).
- Художественный профиль( музей ИЗО( ГМИС им. Пушкина, музей бр. Васнецовых), декоративно-прикладного искусства( оружейная палата), музей народного искусства( музей Вятских народных промыслов)
- Естественно- научный профиль( зоологический( В СПб), ботанический, минерологический и геологический, анатомические, географические, биологические).
- Технический профиль( политехнический( музей авиакосмической техники и космонавтики в США).
- Комплексного характера( краеведческий музей( отделы природы, истории, художественный)
- Музей Вассо( музей-корабль).
- Мемориальный музей( до 60-70х годов считались все музеи, которые посвящены какому-либо лицу или событию. В 60- годы специалистами доказано, что не всякий музей, посвященный личности, событию, а только если музей расположен на месте события).
- Монографический музей( посвященный одной теме, событию. Мемориальная квартира М.Джалиля).
Понятие музейной сети: это совокупность музеев существующих ( на какой-то территории, какого-то профиля). Половину составляют музеи комплексного профиля( большинство краеведческие), группа исторических музеев-20%, художественных-15%, литературных-9%.
В конце 20 в. ICOM. Учитывал 27 тысяч музеев в мире.
6. Музейная коллекция:
определение, типология
Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музейной коллекцией. Предметы группируются в коллекции по разным признакам- по типам источников, по происхождению, по содержанию.
Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку классификации- по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регионам, этническим группам называется- систематической коллекцией. Это может быть коллекция фарфора, археологическая коллекция и т.п. Коллекция, сформированная из музейных предметов разных типов( документов, фотографий), которые в своей совокупности раскрывают определенную тему, называются тематической.
Коллекция является мемориальной, если образующие её разнотипные предметы связаны с определенным лицом или историческим событием.
24. Приобретение «новой музеологией» официального статуса(1980-е); её влияние на теорию и практику музейной деятельности.
«Новая музеология», направление зарубежной музеологии, возникшее в 1980-х гг. на основе теоретического обобщения опыта развития общинных музеев, экомузеев и других музеев нового типа. Музей рассматривается новой музеологией прежде всего как форма, нацеленная на решение актуальных проблем местного сообщества. Основатели «Новой музеологии» французские музеологи Ж.-А. Ривьер и Ю.Де Варин сформулировали ее важнейшие положения, зафиксированные в Квебекской декларации (1984). Особое распространение идеи «Новой музеологии .» получили в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки. Музей «Анакостия» в США, первый музей современного типа. 1967- выставка посвященная крысам( посвящена бедным жителям Вашингтона). Сотрудники музея стали изучать историю жителей этого района. Через несколько лет был признан лучшим музеем США. В 1987г. открыто собственное здание. Этот музей стал называться общинным. В Европе такие музеи появились позже. Ж.А.Ривьер( 1987-1985) .Руководил ICOM с 1948 по 1965 г. Термин "экомузей" сформулировал Ю. Де Варин в 1971 г., когда началась работа по созданию первого музея нового типа - Музея Человека и Промышленности в Ле Крезо (Франция). Главная задача- общение с населением. Создана программа совместно с UNESCO. Шахты, ж.д., школа- все предметы музея. Ривьер разработал аналогичный проект для с/х района Франции в Эльзасе. Появляются такие страны в других странах, в основном во франко говорящих странах. Появляется группа сторонников «новой музеологии» в Лондоне. Принципы «новой музеологии» : не знакомство с наукой, историей, а взаимодействие с населением. Музей должен выйти за рамки традиционных задач. Пересмотр традиционной музеологии, музейных предметов, фондов. В 1985г. статья Ривьера о ЭКО-музее. Это музей о тебе, твоей природе. Это исследовательский центр, который готовит исследователей из местных жителей, это школа для местного населения.