Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:16, курсовая работа
целью стала попытка вычленить основополагающие принципы сюрреалистического движения. Для наиболее полного раскрытия темы нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сюрреализм как течение в мировом искусстве, исследуя истоки его зарождения и основные моменты существования;
раскрыть суть творческого метода и мировоззрения одного из основателей сюрреализма - Макса Эрнста;
изучить творчество и выявить концепцию художественной деятельности выдающегося художника сюрреализма - Рене Магритта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основные принципы становления сюрреализма
ГЛАВА 2. Творчество Макса Эрнста (1891-1976)
ГЛАВА 3. Рене Магритт. Творческий путь художника (1898-1967)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основные принципы становления сюрреализма
ГЛАВА 2. Творчество Макса Эрнста (1891-1976)
ГЛАВА 3. Рене Магритт. Творческий путь художника (1898-1967)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В 20-х годах XX века во Франции
начинает бурно развиваться
На западе эту проблему исследователи подняли уже с конца 60-х годов XX и, поэтому, она достаточно хорошо изучена. В нашей стране, к сожалению, написано очень мало работ подобного плана, а часть из них просто переведена с французского, да и то лишь в последние годы.
Именно поэтому в нашей работе большое внимание уделяется работам западноевропейских исследователей. В первую очередь, это конечно, работа виднейшей ученой наших дней Жаклин Шенье-Жандрон «Сюрреализм» Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм.- М., 2002.. Это один из наиболее заметных трудов последних лет, выделяющийся как огромным охватом материала, так и стремлением выявить наиболее актуальные элементы философии, эстетики и практики сюрреализма. Автор четко и точно раскрывает такие особенности восприятия мира сюрреализмом, как внимание к сновидениям и подсознательному, этика риска, философия насилия и прямого действия, эротизм, анархизм, и др.
Несомненно, характеризуя положительно
данное направление, она говорит
о том, что «следует воздержаться
от чересчур упрощенного восприятия
сюрреализма как
Особое внимание Ж. Шенье-Жандрон уделяет влиянию черного юмора и мифологии на эстетику сюрреализма. Она согласна с С. Дубининым в том, что суть юмора сюрреалистов состоит «в разложении с помощью подрывного образа тех представлений, которые мы составляем себе о внешних событиях и об их угнетающей связи с нашим «я»» Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. С. 159.
Еще один важный аспект автор
затрагивает в связи с
Помимо этого, она одна из немногих исследователей, кто обратил внимание на тот факт, что эстетика сюрреализма в принципе не представлена в музыке, а, кроме того, автор дает великолепное сравнение теории сюрреалистов с психоанализом З. Фрейда, которое отчасти будет приведено ниже.
Не менее важной для
нас оказалась книга «
Таким образом, статьи, составляющие эту книгу, дают всесторонний обзор феноменов, которые могут быть соотнесены с принципами сюрреалистической поэтики от самого начала XX века до наших дней.
Одной из таких статей является
уже вышеупомянутая разработка Сергея
Дубинина «Сюрреализм в контексте
авангарда: критерии черного юмора»,
в которой автор утверждает: «нельзя
не отметить, что сюрреализм представляет
собой его (XX века) самое примечательное,
если не самое яркое проявление».
Кроме того, он отмечает, что основными
«находками» сюрреалистического движения,
ставшими вехами истории его собственного
существования стали «
В своей статье «Понятие
поэтического субъекта в творчестве
сюрреалистов и авангардистов» Ж. Шенье-Жандрон
вновь, как и в своей вышеуказанной
монографии, отдавая должное эстетике
сюрреализма говорит о том, что
«конечно, они делали ошибку, героизируя
искусство и придавая ему мессианское
значение, конечно, они делали еще
большую ошибку, скомпрометировав себя
связями с подозрительными
О том же говорит и Тамара Балашова: «если понять сам принцип - предпочтение не осмысленному, а спонтанно вылившемуся», то у нас будет возможность осознать насколько это важно «для понимания системы сюрреализма, а, следовательно, и его особого вклада в искусство XX века». Именно поэтому, отмечает автор, на вопрос, «жив ли сюрреализм, можно ответить двояко: давно распалась группа и мало кто помнит последователей Бретона, пытавшихся организационно реанимировать сюрреализм в 50-е годы, но бесспорно жива сюрреалистическая традиция в современной поэзии, прозе, живописи, кинематографе» Балашова Т. Многоликий авангард // Сюрреализм и авангард. С. 25.
Кроме того, автор обращает наше внимание на то, что сюрреализм при всем своем оптимизме учитывает в своем творческом поиске и прошедшее время: «они хотят вовлечь в свою орбиту историю - говорит она. Стремясь к будущему, в котором субъект мог бы проявить всю силу своей энергии, они ищут корни в архаике. Так, погружаясь в прошлое и в архаику, многие из них обретают энергию для создания грядущего мира» Балашова Т. Многоликий авангард // Сюрреализм и авангард. С. 27.
Андрей Базилевский, в
свою очередь, используя обобщающий
подход при сравнении эстетических
оснований сюрреализма и
Таким образом, мы видим, что
термин «сюрреализм» употребляется
в книге весьма многоаспектно. С
одной стороны, его использование
связано с наибольшей приближенностью
к строго-научному обозначению именно
тех явлений, которые организационно
связаны с возникшим во Франции
20-х годов литературным движением.
С другой - в связи с рассмотрением
предсюрреалистических
Еще одна монография, оказавшая
неоценимую помощь в нашей работе
- «Сюрреализм. 1919-1939» Гаэтана Пикона
Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939.- М., 1995.. Его
труд - это попытка рассказать историю
сюрреалистической живописи, а заодно
и всего течения сюрреализма.
Данная работа явилась очень интересной
в том плане, что вместо классического
построения текста, перемежающегося
с иллюстрациями, автор делает множество
ссылок на письма сюрреалистов, их высказывания,
порой воспроизводя достаточно большие
отрывки. Пикон прекрасно характеризует
историческую обстановку того времени
и, исходя из нее, делает и биографические,
и творческие экскурсы в жизнь
последователей сюрреализма. Он говорит
о том, что несправедливо считать
сюрреализм литературным направлением,
дополненным художественными и
пластическими течениями. На самом
деле, считает он, «произошел переворот
сознания и воображения. Были открыты
и освобождены подавленные
Вообще же, свою работу Пикон разбивает на несколько разделов, и некоторые из них хотелось бы рассмотреть более детально. Первому периоду - 1919 году - посвящено достаточно большое внимание, поскольку это год возникновения самой идеи сюрреализма как такового. Именно это время явилось отправной точкой сформировавшегося чуть позже течения, именно поэтому, всего лишь один год занимает в монографии целый раздел.
Следующий период - 1920-1924 года. В данном разделе автор прослеживает достаточно недолгий путь трансформации дадаизма в сюрреализм. Грубо говоря, это время, когда будущие представители сюрреализма еще находятся в рядах дадаистов. Характеризуя данное направление, Пикон приводит слова из одного высказывания Арагона: «это название Дада, данное по прихоти одного из нас, имеет то преимущество, что абсолютно двусмысленно. Дада - это мировоззрение… не существует истины Дада… Дада борется с вашими собственными рассуждениями» Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 39. Этот же поэт трактует дадаизм и еще таким способом: «нет больше художников, литераторов, музыкантов, скульпторов, религий… армии, полиции, родины. Довольно всех этих глупостей. Больше нет ничего, ничего, ничего…» Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 37.
Следующий раздел - 1924 год, так же достаточно значительный по объему, и, как не сложно догадаться, посвящен раскрытию всех фактов, связанных с непосредственным основанием сюрреалистического течения. Это первый реальный год направления, первый год «сюрреалистической революции». «Мы связали сюрреализм со словом «революция» воедино, чтобы выразить бескорыстность отношений и даже совершенно безнадежный характер этой революции» - говорил А. Бретон, описывая последующие пять лет ментальных размышлений Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 71.
Характерной особенностью данной работы является и повышенное внимание к личности Макса Эрнста. Пожалуй, Пикон является одним из немногих, кто утверждает тот факт, что Эрнст явился родоначальником сюрреализма наравне с Бретоном - «путь проложили именно Бретон и Эрнст» - говорит автор Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 26. Однако, исследовав другие работы, мы не обнаружили подтверждающие это материалы и, поэтому, далее будем придерживаться классической версии о том, что истинным основателем сюрреализма является А. Бретон.
Тем не менее, большие экскурсы в жизнь М. Эрнста помогли нам в следующей главе, посвященной непосредственно творчеству этого гениального художника.
Таким образом, можно заметить
насколько тепло автор
Помимо этих работ, нами были
использованы так же и такие книги,
как «Сюрреалисты» Э. Швинглхурста
Швинглхурст Э. Сюрреалисты.- М., 1998.,
который говорит о том, что
«сюрреализм как выражение
Сюда же следует отнести и энциклопедию «Сюрреализм» Сюрреализм. Энциклопедия/Авт.-сост. И.Г. Мосин.- Спб., 2005., и работу Т.В. Ильиной Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.- М.,2002.. Однако, в них, как и у Швинглхурста дается достаточно сжатый обзор составляющих сюрреализма, а основной акцент делается непосредственно на исторический экскурс, творчество мастеров, их работы и значение в мировом искусстве, что, конечно же, оказало нам большую помощь при написании следующих глав о художниках.
Информация о работе Сюрреализм как течение в мировом искусстве