Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:16, курсовая работа
целью стала попытка вычленить основополагающие принципы сюрреалистического движения. Для наиболее полного раскрытия темы нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сюрреализм как течение в мировом искусстве, исследуя истоки его зарождения и основные моменты существования;
раскрыть суть творческого метода и мировоззрения одного из основателей сюрреализма - Макса Эрнста;
изучить творчество и выявить концепцию художественной деятельности выдающегося художника сюрреализма - Рене Магритта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основные принципы становления сюрреализма
ГЛАВА 2. Творчество Макса Эрнста (1891-1976)
ГЛАВА 3. Рене Магритт. Творческий путь художника (1898-1967)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Вообще, как таковой, термин
узаконил французский поэт Г. Аполлинер,
употребив эффект удивления (surprise).
Развив его высказывание, и введя
новый термин - «ошеломляющий образ»
(image stupefiant) - сюрреалисты расширили
диапазон сопоставляемых явлений и
подключили их к сфере подсознательного.
Используя данный термин, Бретон настаивал
на потенциальной возможности
Именно поэтому, основополагающим
принципом сюрреалистической
Не менее важной составляющей является особое понятие «объективной случайности», - почти обязательное обращение к черному юмору и значение игрового начала: «сюрреализм - это, прежде всего, игра, всевластная игра» Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. С. 211. Именно эти определяющие черты и являются, по мнению последователей сюрреализма, предпосылками рождения «ошеломляющего образа».
Так же, необходимым условием
рождения нового искусства Бретон считал
наложение грезы на явь - не просто
предпочтение сновидению, но именно полное
равноправие, смешение пригрезившегося
и реально видимого. Бретон возмущался
привычкой сознания придавать совершенно
разное значение случившемуся в состоянии
бодрствования и пережитому во сне.
«Мы полагаем, - уточнял Бретон, -
что все эти веши должны совпадать
или же накладываться друг на друга
на этой границе…» Шенье-Жандрон
Ж. Сюрреализм. С. 213. Той «новой реальности»,
которая открывалась таким
Стремясь уяснить явления,
протекающие в бездонных
Именно поэтому, родовой признак сюрреализма - это досконально выписанные и легко узнаваемые предметы, поданные, однако, в сочетаниях, которые ставят в тупик. Сюрреалистическая предметность близка предметности театра абсурда: бытовое здесь предстает в чудовищных комбинациях, порождая ощущение фантасмагории. Абсурдные сочетания обычных, почти банальных предметов - основа сюрреалистической поэтики. То, к чему мы привыкли в комнате, вынесено из нее, то, что должно быть на просторе - оказывается в замкнутом пространстве.
В классической литературе
сюрреализм традиционно представлен
как течение, основанное отчасти
на теории психоанализа З. Фрейда. И
действительно, представители сюрреализма
искали мистическую истину на уровне
о двух определяющих инстинктах - эросе
и танатосе. Однако, по мнению Ж. Шенье-Жандрон,
чьи сведения базируются на изученных
ею заметках записной книжки А. Брентона,
между представителями
Именно поэтому, в одном
из писем Бретону, Фрейд благодарит
за внимание к своим трудам, но признает
свою неспособность понять, «чего
же хочет сюрреализм»; а в другой
раз он вообще называет сюрреализм
«фетишизированным извращением»
Таким образом, творчество сюрреалистов хоть и представляется на наш взгляд достаточно своеобразным, тем не менее, мы не можем не согласиться с мнением исследователей в том, что в истории мирового искусства это течение осталось как одно из самых ярких явлений, и, не смотря на прошедшие десятилетия, и в настоящее время влияет на современное искусство не самым последним образом. И если говорить о сюрреализме как о самобытном художественном направлении, то будет уместным завершить данный обзор следующим высказыванием, характеризующим подлинное стремление сюрреалистов: «поддержать в живом, активном состоянии ту поистине безграничную систему аналогий, которая позволяет человеку связать между собой предметы, внешне предельно удаленные, и хотя бы отчасти открыть природу наполняющих вселенную символов» Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. С. 59.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО МАКСА ЭРНСТА (1891-1976)
Макс Эрнст родился в германском городке Брюль, недалеко от Кёльна. Его отец, Филипп Эрнст, преподаватель в школе глухонемых и несостоявшийся живописец, мечтал о том, чтобы Максимилиан стал художником и всячески поощрял его занятия рисованием - «именно отец подтолкнул юношу к занятиям искусством» - отмечает Г. Диль Диль Г. М. Эрнст. С. 16.
Таким образом, мы видим, что
истоки творчества художника тянутся
еще с детских лет, что подтверждается
и следующими его воспоминаниями:
«меня… неотразимо притягивали всякие
никчемности, мимолетные радости, чувство
упоения… истории выдуманных или
действительных путешествий… словом,
все то, что наши преподаватели
этики именовали «химерой», а
преподаватели закона Божия - «тремя
источниками зла»…привлекало
Молодой художник с первых шагов проявил себя как яркая и талантливая личность. Знакомство с А. Макке позволило ему войти в круг художников: он завел контакты с «Новым объединением художников» в Мюнхене, познакомился с Кандинским, Аполлинером, Делоне, Арпом и др., глубоко его восхищавшими мастерами.
С началом Первой мировой войны Эрнста мобилизуют, и он попадает в артиллерию, откуда его вскоре переводят в штаб полка. Стремясь «преодолеть отвращение и мучительную тупость, вызываемые службой и ужасами войны» Диль Г. М. Эрнст. С. 23, Эрнст использует любую возможность, чтобы рисовать и писать, и, вернувшись в Кельн, художник с жадностью берется за прерванную работу.
За то время пока художник
был на фронте, в Германии развернулось
и окрепло движение Дада, и Эрнст
тут же присоединяется к их борьбе,
организуя совместно с
Именно в это время Эрнст начинает работать в технике коллажа, модернизируя его. В отличие от коллажей кубистов и дадаистов, которые использовали рваную бумагу и различные предметы, он использует фрагменты гравюр из научных изданий и таблиц, а также каталогов, рекламных проспектов и плакатов, и даже иллюстрации бульварных романов. А Арагон даже характеризует этот вид его творчества как «поэтический коллаж» Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 33.
Позднее художник вспоминал,
как родилась идея этой техники: «Однажды,
в 1919 году…я был поражен наваждением,
приковывавшем мой раздраженный
взор к страницам иллюстрированного
каталога, на которых красовались
предметы… Я нашел там
Изобретенная техника открыла перед художником широкие изобразительные возможности, стала своеобразным окном в новые фантастические миры. Открытие Эрнста не могло не заинтересовать его французских коллег, также стоящих на позициях дадаизма, но уже провидящих в нем черты сюрреализма. В 1921 году Андре Бретон, заинтересовавшись работами Эрнста, приглашает его с выставкой в Париж. Будущий лидер сюрреалистов писал по этому поводу: «Это замечательный дар: не выходя за пределы контекста нашего опыта, охватить два далеких друг другу мира, ввести их во взаимный контакт и высечь из этого контакта искру» Сюрреализм. С. 305.
Параллельно, Эрнст по-прежнему поддерживает тесные отношения с Арпом, который перебрался в Кёльн, а также знакомится с П. Клее. Однако, настоящим откровением для него оказывается знакомство с картинами Де Кирико, влияние метафизической живописи которого художник будет испытывать на протяжении всей жизни.
В 1922 году Эрнст переезжает в Париж, где и живет до начала Второй мировой войны. С первых же дней он активно включается в деятельность группы, возглавляемой Бретоном, где особенно близко сошелся с четой Элюаров: некоторое время он был одним из многочисленных любовников Гала - Музы сюрреалистов. При этом с Элюаром его связывала тесная дружба: они издали две совместные книги «Повторения» и «Несчастья бессмертных», причем во второй Эрнст выступал и как литератор.
Таким образом, за два года
до появления «Манифеста сюрреализма»
Эрнст художественными
В 1924 году Эрнст присоединяется
к группе сюрреалистов. Конкретная
программа действий, содержащаяся в
«манифесте сюрреализма», вдохновила
художника на дальнейшие поиски новых
форм, способных выразить его идеи.
Эрнсту было тесно в рамках традиционных
графических техник, поэтому он постоянно
изобретал все новые и новые
формы самовыражения, искал новые
подходы к классическим техникам
и материалам. Так, еще в 1921 году им
было введено новое понятие «
Художник использовал и другие автоматические техники: например, разбрызгивал краску на полотне или совмещал две только что написанные картины, получая на обоих холстах спонтанные изображения, которые дорисовывал, максимально сохраняя при этом фактуру, полученную автоматическим путем.
Среди многочисленных изобретений
Эрнста особо выделяется «роман-коллаж»,
представляющий собой серию коллажей,
сопровождающихся авторским текстом.
Первый из них, «Стоголовая женщина»
(1929) состоял из 149 композиций, составленных
из фрагментов старых гравюр, которые,
сочетаясь в причудливом
Начиная с первой выставки
сюрреалистов в галерее Пьер в 1925
году Эрнст был участником практически
всех групповых сюрреалистических
экспозиций, на практике убеждая Бретона
и его соратников в возможности
существования подлинно сюрреалистической
живописи. Своеобразие живописного
творчества Эрнста с особой силой
проявилось в том, что он привнес
в сюрреализм мистический, дух. По этому
поводу Бретон даже говорил: «у К.Д. Фридриха,
особо чтимого им, Эрнст перенял
пантеистическое ощущуение
Информация о работе Сюрреализм как течение в мировом искусстве