Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 22:41, курсовая работа
В рамках данной работы я разбираю, прежде всего, такие основополагающие функции театральной критики, как независимая оценка эксперта, профессионала, посредничество в отношениях сцены и зрительного зала, выражение общественного мнения, сопоставление конкретного произведения с общекультурный контекстом времени. Также в курсовой рассмотрены оценки деятельности критика в профессиональном творческом и зрительском сознании, роль критики и референтных групп в приобщении к искусству, осуществлена попытка рассмотреть современные тенденции развития театральной печати.
Вступление..................................................................................................................2
Критик в профессиональном театральном сознании.........................................3
Роль критики в функционировании театра.........................................................5
Критик как посредник-коммуникатор в отношениях публики и театра.......9
Формы и жанры критики......................................................................................14
Роль критики и референтных групп в приобщении населения к театру.....17
Зритель как критик................................................................................................22
Влияние внехудожественных факторов на деятельность критика...............25
Заключение...............................................................................................................28
Список использованной литературы...................................................................29
Содержание
Вступление....................
Критик
в профессиональном
театральном сознании..........
Роль
критики в функционировании
театра........................
Критик
как посредник-коммуникатор
в отношениях публики
и театра.......9
Формы
и жанры критики...............
Роль
критики и референтных
групп в приобщении
населения к театру.....17
Зритель
как критик....................
Влияние
внехудожественных
факторов на деятельность
критика...............25
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Вступление
Предметом исследования
В рамках данной работы я
разбираю, прежде всего, такие
основополагающие функции
Исследование разбито на
При написании работы были использованы исследования В.Н.Дмитриевского, Г.Г.Дадамяна, Е.Л.Левшиной, а также статьи в периодической печати, материалы Большой советской театральной энциклопедии и др.
Критик
в профессиональном
театральном сознании
Спектакль создаётся в тесном, почти семейном сотрудничестве, усилиями людей, связанных сложными взаимоотношениями. Очевидно, что какими бы трудными и противоречивыми не были эти отношения, каждый человек в театре, причастный к творению постановки, чувствует единение с «собратьями», в противостоянии критику, находящемуся «вне клана», не осведомлённому о всех муках и жертвах, путём которых рождалась постановка. Ощущение несправедливости, необоснованности оценки «со стороны», должно быть, в большей степени зиждется на недоверии и пренебрежительности суждений практиков о рассуждениях теоретиков. Не так то просто бывает принять упрёки, пускай и справедливые, от человека, не только не участвовавшего в процессе подготовки конкретного спектакля, но и в принципе не задействованного в живом процессе создания какого-либо театрального действа.
Вместе с тем, в отличие от
обычного зрителя,
«Выступая с эстетической оценкой мы сразу задеваем больно «живое» и очень личное»1 - зачастую забывая об осторожности, с которой следует относится к детищу художника, который, даже если и ошибается, то редко это делает намеренно, критик попадает в положение оппозиционера, которому стоит противостоять, изживать, высмеивать, но уж никак не в положение эксперта, способного дать объективную оценку «со стороны», помочь театру в его творческих поисках.
Более того, в силу природы
своей деятельности, критик выражает
своё мнение публично, соответственно
может влиять на мнение
Всё вышеперечисленное и
Противостояние критики и
Роль
критики в функционировании
театра
Одна из самых очевидных
Важно найти тот уровень общения, на котором критик сможет быть действительно полезен художнику в качестве «независимого эксперта», не впадая при этом ни в излишний критицизм и грубость, ни в тотальное восхваление и лесть. Реакцией на первый тип критики, чаще всего, бывает чувство обиды, недопонимания. Ни к каким позитивным изменениям она привести не может, так как смысл её, даже если он сам по себе может иметь огромное значение для театра, не осознаётся творческими деятелями. Резкая и неэтичная форма, в которую были облечены упрёки такого критика, отбирают внимание режиссёра и актёров от идейного их содержания. В противоположном случае, когда рецензент пишет только благожелательные отзывы, критика также утрачивает своё значение для артистов, так как расслабляет их, не даёт, в большинстве случаев, объективной оценки их творчества. Негативным последствием второго типа может также оказаться недоверие к хвалебным рецензиям, щедро расточаемым на всё и вся, возводящим всех участников театрального процесса на один благостный уровень.
Существует и ещё одно явное противоречие: «независимый эксперт» сам формируется под влиянием определённого театрального течения, а значит, неизбежно, принимает его нормы и правила если и не в качестве идеальных, то, по крайней мере, служащих ему сравнительным ориентиром. Таким образом соблюдение условия не предвзятости, «открытости сцене», детской восприимчивости соблюдается лишь отчасти, лишь в случае осознанной рефлексии, кропотливой работы над возможностями собственного восприятия и аналитических способностей.
Не стоит забывать также, что объективность оценки затрудняется недолговечностью драматического действа. Театральное искусство сиюминутно и не поддаётся фиксации. Всякий раз приступая к написанию отзыва, автор анализирует постановку в том виде, в котором её уже нет и в котором она уже никогда не повторится. Ведь каждый показ предполагает, на уже известной структурной схеме, рождение спектакля заново, так как актёр творит прямо на глазах у аудитории. «В лице актёра органически сочетаются исполнитель и самостоятельно мыслящий художник»2. Трагедия заключается в том, что артист, в процессе ежевечернего творчества, подвержен множеству факторов, влияющих на его вдохновение, физическое и душевное состояние. Так, например, реакции публики непредсказуемы, в связи с чем исполнители испытывают огромный стресс, они вынуждены, сообразуясь с режиссёрской партитурой, прислушиваться к партитуре зрительской, зачастую абсолютно противоположной. Также нельзя забывать о том, что театр — искусство коллективное, а значит, состоятся оно может только при слаженной работе всех участников и благоприятном стечении огромного количества обстоятельств. Неисчислимы причины, по которым эффект от сценического действия может не отвечать ожиданиям не только зрителей, но и самих создателей.
Нередко можно слышать жалобы на безразличие критики ко всем вышеперечисленным трудностям. Тем не менее, жестокая правда заключается в том, что зрителю, пришедшему в театр сегодня, безразлично, каким прекрасным будет спектакль завтра, или каким он был вчера, и, уж тем более, каким он мог бы быть, не случись всем тем непредвиденным проблемам, не просчитанным ситуациям. Если бы постановки создавались исключительно ради внутритеатрального тренинга, тогда бы и критические отзывы не имели бы смысла, однако в реальной жизни любой, даже самый авангардный коллектив нуждается в публике, в её живой реакции.
Для установления контакта со
своей аудиторией, необходимо понимать
её настроения и вкусы,
Кроме того, мнение критика —
это мнение специалиста,
Идеальный рецензент также
Подробный разбор и грамотное
понимание концептуальной
Немаловажным, также, является тот
факт, что в руках рецензента
— сохранение актёрских и
Критик
как посредник
— коммуникатор в
отношениях театра и
публики
Театр обладает особой
Информация о работе Социальные и творческие условия деятельности театральной критики