Художник воспроизводил
в своем произведении не субъективное
видение окружающего мира, а выражал
заранее заданную и определенную
истину. Поэтому традиционная китайская
живопись не открывала новое,
не учила, а поучала, служила
нравственному совершенствованию.
Задача художника состояла в
том, чтобы раскрыть трансцендентную
идею, единую и вечную в преходящих
формах бытия. В определенной
мере этим обусловливалась и
традиционность живописи, поскольку
использование готовых формул
считалось наиболее эффективным
приемом для выражения вечной
истины. И то обстоятельство, что
художник должен был всегда
руководствоваться готовыми художественными
формулами, заставляло его идти
на поиски самых тонких импровизаций,
в которых и могла бы раскрыться
индивидуальность художника. Соответственно,
и зрителям приходилось учиться
воспринимать подобные нюансы. В
целом, то обстоятельство, что
живописные свитки представляли
собой серии символов, способствовало
тому, что в сфере восприятия
искусства развивалась система
ассоциаций, ибо прочтение этих
символов требовало ассоциативного
мышления, которое создавало общность
и целостность восприятия разрозненных
символов.
В целом, подводя
итог данному обзору, надо сказать,
что работа Е.В. Завадской, несмотря
на некоторые досадные неточности
(вызванные пробелами в познаниях
автора в науках, далеких от
искусствоведения и культурологии),
представляет собой замечательное и подробное
исследование, содержащее массу фактического
и аналитического материала, и в то же
время написанное вполне доступным и живым
языком.
(Сдана в РГГУ в 2002 году)