Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Цель изучения:
- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
Показать значимость такого типа интеграции;
Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике исходя из содержания школьных программ.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
§ 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 5
§ 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. 8
§ 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 13
§ 4 ВЫВОДЫ К I ГЛАВЕ. 17
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТЬ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 18
§ 1 АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 18
§ 2 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНЫХ МАТЕРИАЛОВ. 22
§ 3 ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
БИБЛИОГРАФИЯ. 26
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Выполнил студент группы п60а
Шеренков Роман Николаевич
Руководитель: ассистент каф. ПиМНО
Комолова Е. Г.
г. Нижневартовск 2000 г.
Содержание
Система уроков развития речи, как и система художественно-эстетического воспитания школьника — два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.
Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших школьников.
Анализ педагогической периодики дает понять, что многие педагоги работали над использованием данного типа интеграции. В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»1 автор ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к искусству. Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество» 2 знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже отражён в нём. В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе» 3 автор говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений.
Исходя из изучения данной периодической и научной литературы было сделано заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния художественного творчества и речевого развития младшего школьника в учебном процессе.
Цель изучения:
- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством позволили сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных уроков развития речи и ИЗО позволяет повысить уровень развития речевых умений и творческих способностей у детей.
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»4.
Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в памяти.
Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.
Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения возникает не иначе, как на основе предыдущей»5. Л.С. Выготский экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность, способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую работу мысли».
Таким образом,
необходимость межпредметных
Многочисленные
исследования психологов
Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель, оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется.
На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности. Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным.
На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач
Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех сложных задач обучения. Поэтому активная работа каждого учителя по усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания школьников, формирования у них диалектического образа мышления.
Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников 7. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности. При этом важно отметить, что межпредметные связи в рамках традиционного учебного плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению.8
Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству, построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно творческой атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.9
Особенно эффективно
использование межпредметных
В психике ребенка
обнаруживаются важнейшие характеристики
творческой личности. И все же ставить
знак равенства между творческой
активностью детей и
Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.
Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в практике.
Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи позволяет:
Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».
Информация о работе Вид изобразительного искусства – графика