Вид изобразительного искусства – графика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание

Цель изучения:
- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
Показать значимость такого типа интеграции;
Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике исходя из содержания школьных программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
§ 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 5
§ 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. 8
§ 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 13
§ 4 ВЫВОДЫ К I ГЛАВЕ. 17
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТЬ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 18
§ 1 АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 18
§ 2 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНЫХ МАТЕРИАЛОВ. 22
§ 3 ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
БИБЛИОГРАФИЯ. 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по методике преподавания изобразительного искусс.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения —  ИЗО рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это будет способствовать систематизации знаний, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал.

В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны»17 автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, одной из целей которого является: осуществить связь содержания уроков чтения с произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, с изобразительным искусством. В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение –  изобразительное искусство).

В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе». 18 автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие  предметы - литературное чтение, изобразительное  искусство и музыку, имеет общие  для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет  специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован  автором на базе школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

§ 2 Анализ содержания программных  материалов.

 

В настоящее  время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания. Базисный учебный план позволяет преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных заведений.19

В программе  «Изобразительное искусство и художественный труд» академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.20 Это становится возможным только если удастся закрепить в сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание изобразительного с музыкой и литературой»21.  Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

Как пример можно  взять урок 1 в 1 четверти 3 класса22. Тема урока «Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни (ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки. На других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

В программе  «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО, доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного образования ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием23. В основу программы включена система межпредметных связей с чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

§ 3 Выводы ко II главе.

 

Изучение опыта  работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки, ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень неплохие результаты.

В программных  материалах по изобразительному искусству  Б.М. Неменского и В.С. Кузина есть много  моментов сочетания изобразительного искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе. Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные нами программные материалы. Многие темы курса развития речи совпадают с темами курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности их интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности использования интегрированных уроков развития речи и  изобразительного искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по данной проблеме и пришли к следующим выводам:

  • необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии;
  • обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала;
  • систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся;
  • восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;
  • исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;
  • образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном процессе начальной школы;
  • интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе на практике используется не в полной мере, так как для этого многие учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в свою очередь требует более глубокой методической проработки интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

 Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997

 Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

 Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994

 Мелик-Пашаев А.А., Новлянская  З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

 Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

 Мурзо Г.В. Видеозапись  на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.

 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947.

 Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство и методика его преподавания  в начальной школе: Учеб. пособие  – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.

 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.

 Программы общеобразовательных  учреждений Начальные классы (1-3). /Сост. Вохмянина Л.А., Ингнатьева  Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.

 Программно - методические материалы.  Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995

 Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990.

 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.

 Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.

2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.

4 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

5 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.

6 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442.

 7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 307.

8 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 310.

9 Там же. с.312.

10 Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г. с. 30

11 Там же. с. 40

12 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

13 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

14 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994.

15 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993.

16 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.

17 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995.

18 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.

19 Программно -методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.

20 Там же с. 16

21 Там же с. 25

22 Там же с. 87

23 Программно -методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 137


Информация о работе Вид изобразительного искусства – графика