Вышивальный промысел как вид ДПИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание

Цель – вызвать интерес к вышивальному промыслу в целом и к холуйскому в частном через следующие задачи:
Ознакомление с ДПИ как видом народного творчества на примере вышивки.
Введение в историю Холуя и возникновения в нём вышивального промысла.
Поделиться идеями и проектами о будущем Холуя.
Раскрыть особенности холуйской строчки как композиционные, так и технические.
Помочь овладеть техникой холуйского строчевого шитья на примере изделия и образцов, с подробным описанием поэтапного выполнения и предложений вариантности.

Содержание

Введение. 2-3
ДПИ как результат творчества многих поколений мастеров. 4-7
Вышивка как промысел ДПИ. 8- 15 Из многовековой истории вышивального ремесла. 8- 10 – Российская народная вышивка как современный промысел. 10-13 – Орнамент в вышивке. 13-15
Холуй - один из центров вышивального промысла. 15-18 – Слово о Холуе. 15-17 - Холуй и современники. 17 - Холуй будущего. 17-18
Практическая работа. 18-24 – Понятие о строчевом шитье 19 - Оборудование и инструменты 20 - Этапы выполнения изделия 20 - Ход работы 20-24
Техника безопасности при вышивке. 24
Советы, рекомендации и примечания. 25
Заключение. 26
Литературный ряд. 27

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

К у р с о в  а я   р а б о т а

 

 

Тема:  Вышивальный промысел как вид ДПИ                                                 на примере Холуйского  строчевого шитья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

                                                                                                          стр.

 

  1. Введение.                                                                                               2-3
  2. ДПИ  как результат творчества многих поколений мастеров.         4-7
  3. Вышивка  как  промысел  ДПИ.                                                         8- 15 Из многовековой истории вышивального ремесла.                         8- 10                                                     – Российская народная вышивка как современный промысел.    10-13                                                                                                                                                                                                                                                                           – Орнамент в вышивке.                                                                      13-15
  4. Холуй  - один из центров вышивального промысла.                      15-18                                                – Слово о Холуе.                                                                                 15-17                            -  Холуй и современники.                                                                     17        - Холуй будущего.                                                                              17-18         
  5. Практическая работа.                                                                         18-24                                                                       – Понятие о строчевом  шитье                                                             19      - Оборудование и инструменты                                                           20                                   - Этапы выполнения изделия                                                              20                                           - Ход работы                                                                                       20-24    
  6. Техника безопасности при вышивке.                                                  24                                                                     
  7. Советы, рекомендации и примечания.                                                25
  8. Заключение.                                                                                           26 
  9. Литературный ряд.                                                                                27

ВВЕДЕНИЕ.

 

«Храним наследие своё ».

 

    Вышивка –  один из самых древних и  широко распространённых видов  народного творчества в нашей  стране.

    Праздничная и будничная одежда, предметы бытового обихода с незапамятных времён имели сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка. Вот почему на Руси по установившемуся издавна   обычаю девочку с малых лет начинали обучать этому не простому, но увлекательному виду творчества.

   В ногу со временем  идет прогресс. Он не только  строит, но и несет с собой   разрушение для прошлого. А так  ли это нужно нашему поколению,  которому не хватает духовности  и культуры? Мы, дети будущего, получая  и осваивая новые технологии, забываем о пище духовной и душевной. Отсюда наше невежество и черствость, неумение понять и сострадать, потеря индивидуальности. Недаром народная поговорка говорит о ребенке, выплеснутом вместе с водой из ванны. Общество можно считать здоровым, когда здоров каждый индивид. И физическое здоровье здесь – не главное, нужно обратить особое внимание на его внутренний мир, внутреннее здоровье. Личность должна быть духовно и культурно богата, а значит, и общество в целом. Нужно соблюдать равновесие между физическим и духовным, ибо только человек с чувством прекрасного может создать вещь не только полезную, но и красивую. Разрушишь фундамент – упадет весь дом, поэтому нельзя получить развитие искусства и всего прекрасного, перечеркнув прошлое и не сохранив наследия, оставленного нам предками. Одним из таких наследий и является Холуйский вышивальный промысел, находящийся под угрозой исчезновения.

     Исходя  из этого, своей курсовой работой  я выбрала одну из традиционных техник холуйского вышивального промысла – строчевое шитьё.

 

Цель – вызвать интерес к вышивальному промыслу в целом и к                                                                                                                 холуйскому в частном через следующие задачи:

  1. Ознакомление с ДПИ как видом народного творчества на    примере вышивки.
  2. Введение в историю Холуя  и возникновения в нём вышивального промысла.
  3. Поделиться идеями и проектами о будущем Холуя.
  4. Раскрыть особенности холуйской строчки как композиционные, так и технические.
  5. Помочь овладеть техникой холуйского строчевого шитья на примере изделия и образцов, с подробным описанием поэтапного выполнения и предложений вариантности.

 

 

 

Вышивка не только красивый, но и интересный вид искусства. Это увлекательный, творческий труд, который может принести много радости, заполнить досуг, введёт в мир прекрасного.

Вышивка имеет большое значение  в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать мы сможем обновить свою одежду, сделать  её нарядной, украсить и сделать многие полезные вещи – салфетку, панно,  фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким.

        При освоении приёмов не всё  сразу может получиться, так как   это занятие требует усидчивости,  внимательности, аккуратности. Но надо быть терпеливым!  Постепенно, с приобретением необходимых навыков, работа пойдёт легче. И  из любителя мы перейдём в разряд профессионалов.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДПИ  как результат творчества

многих  поколений мастеров.

 

 

ДПИ   едино в своей  художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное среди земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Само существование  человека неотделимо от природы, которая  дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Поэтому и находит все это отражение в произведения народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно – технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение и т.д.

И сегодня художественные изделия, выполненные народными  мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, вышитые скатерти и деревянная игрушка, украшения женской одежды и т.д. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства.

Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца.

    Такой тип производства именуется художественной промышленностью.  К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей, завися от ручного творческого труда мастера – художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико  значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

Но народный мастер не одинок в своем творчестве. Производством  художественных изделий занимаются целые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое соревнование, через которое проявляется коллективный характер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в проверке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи.

По существу коллективный опыт всегда формировал и методику преемственности мастерства от старшего поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Следует подчеркнуть, что  коллективный опыт никогда не заслонял творческий потенциал отдельного мастера. Каждый, так или иначе проявлял свой характер в работе, создавал варианты типичных для промысла изделий. Складывалось диалектическое единство коллективного и индивидуального начала, дававшего новые импульсы развитию искусства.

Все эти особенности, характеризующие народное ДПИ, проявлялись  в ходе  его исторического развития.

Искусство, о котором  идет речь, изначально формировалось  в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. Путь от домашней промышленности, связанной  с переработкой сырья в своем  хозяйстве, до сложения художественных промыслов был долгим.

Формирование централизованного  русского государства, развитие рынка  создали условия продажи бытовых  изделий. На рубеже 17 – 18 веков в  России начинают складываться промыслы по производству продукции на рынок. Ремесленное дело становится основным занятием целых деревень и районов. В городах организуются ремесленные цехи, представляющие одну из форм художественных промыслов.

Народное ДПИ не везде  и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали  лишь там, где были соответствующие экономические условия. Наиболее активно развитие промыслов  во всех регионах России пошло во 2 половине 19 века.

Развитие промышленного  производства – сильного конкурента в изготовлении дешевых художественных изделий – заставили народных мастеров прекратить создание некоторых видов продукции. Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры. Художественные промыслы сохранили ценные традиции художественного наследия и обеспечили почву для возрождения и последующего развития художественного ремесла.

Артельную форму ведения  хозяйства еще до революции провели  мастера центров народного искусства.

В 1920-30е годы процесс  создания кооперативных промысловых  артелей художественного профиля  продолжался. Возникали новые производства, но главное внимание было обращено на укрепление традиционных помыслов в областях, где старинные центры народного искусства объединяли по несколько населенных пунктов. Рождались и новые виды изделий. Так мастера бывших иконописных промыслов переключились на лаковую миниатюру.

Возрождались центры народного искусства в других местах. Многие виды изделий художественных промыслов успешно продавались  за рубежом, демонстрировались на международных  и внутрисоюзных выставках. Организация  художественных училищ и ПТШ в местах расположения промыслов активно поддерживала подготовку кадров для промыслов.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война  прервала активный процесс деятельности НХП. Но уже в 1943 году началось восстановление народного хозяйства. По специальному распоряжению Советского правительства с фронтов отзывают наиболее талантливых мастеров и художников для продолжения творческой работы на промыслах.

Однако процесс восстановления после окончания войны проходил длительно и был трудным для  страны. Шла работа по возрождению предприятий художественных промыслов. Их коллективам пришлось в это время решать несвойственные им задачи – выпускать товары народного потребления, в которых проблема художественного уровня вещей была отодвинута на дальний план. Но это не заглушило творческий потенциал. Создавались уникальные работы, проводились научные экспедиции по сбору материалов для будущего развития искусства, находили мастеров в отдаленных районах.

К началу 1960х годов восстанавливаются  поставки художественной продукции на экспорт.

В соответствии с постановленными  в директивных документах задачами стали регулярно проводиться  экспедиции, конкурсы, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой комплексный  подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их достижений позволил каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу. Возрастало число молодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения, чтобы стать художником – мастером.

Информация о работе Вышивальный промысел как вид ДПИ