Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа
Цель – вызвать интерес к вышивальному промыслу в целом и к холуйскому в частном через следующие задачи:
Ознакомление с ДПИ как видом народного творчества на примере вышивки.
Введение в историю Холуя и возникновения в нём вышивального промысла.
Поделиться идеями и проектами о будущем Холуя.
Раскрыть особенности холуйской строчки как композиционные, так и технические.
Помочь овладеть техникой холуйского строчевого шитья на примере изделия и образцов, с подробным описанием поэтапного выполнения и предложений вариантности.
Введение. 2-3
ДПИ как результат творчества многих поколений мастеров. 4-7
Вышивка как промысел ДПИ. 8- 15 Из многовековой истории вышивального ремесла. 8- 10 – Российская народная вышивка как современный промысел. 10-13 – Орнамент в вышивке. 13-15
Холуй - один из центров вышивального промысла. 15-18 – Слово о Холуе. 15-17 - Холуй и современники. 17 - Холуй будущего. 17-18
Практическая работа. 18-24 – Понятие о строчевом шитье 19 - Оборудование и инструменты 20 - Этапы выполнения изделия 20 - Ход работы 20-24
Техника безопасности при вышивке. 24
Советы, рекомендации и примечания. 25
Заключение. 26
Литературный ряд. 27
К у р с о в а я р а б о т а
Тема: Вышивальный промысел как вид ДПИ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.
«Храним наследие своё ».
Вышивка – один из самых древних и широко распространённых видов народного творчества в нашей стране.
Праздничная и будничная одежда, предметы бытового обихода с незапамятных времён имели сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этому не простому, но увлекательному виду творчества.
В ногу со временем
идет прогресс. Он не только
строит, но и несет с собой
разрушение для прошлого. А так
ли это нужно нашему поколению,
Исходя
из этого, своей курсовой
Цель – вызвать интерес
к вышивальному промыслу в целом и к
Вышивка не только красивый, но и интересный вид искусства. Это увлекательный, творческий труд, который может принести много радости, заполнить досуг, введёт в мир прекрасного.
Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать мы сможем обновить свою одежду, сделать её нарядной, украсить и сделать многие полезные вещи – салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким.
При освоении приёмов не всё
сразу может получиться, так как
это занятие требует
многих поколений мастеров.
ДПИ едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Рожденное среди земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Поэтому и находит все это отражение в произведения народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.
Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно – технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение и т.д.
И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, вышитые скатерти и деревянная игрушка, украшения женской одежды и т.д. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства.
Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца.
Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей, завися от ручного творческого труда мастера – художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.
Но народный мастер не одинок в своем творчестве. Производством художественных изделий занимаются целые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое соревнование, через которое проявляется коллективный характер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в проверке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи.
По существу коллективный опыт всегда формировал и методику преемственности мастерства от старшего поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.
Следует подчеркнуть, что коллективный опыт никогда не заслонял творческий потенциал отдельного мастера. Каждый, так или иначе проявлял свой характер в работе, создавал варианты типичных для промысла изделий. Складывалось диалектическое единство коллективного и индивидуального начала, дававшего новые импульсы развитию искусства.
Все эти особенности, характеризующие народное ДПИ, проявлялись в ходе его исторического развития.
Искусство, о котором идет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве, до сложения художественных промыслов был долгим.
Формирование
Народное ДПИ не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия. Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России пошло во 2 половине 19 века.
Развитие промышленного производства – сильного конкурента в изготовлении дешевых художественных изделий – заставили народных мастеров прекратить создание некоторых видов продукции. Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры. Художественные промыслы сохранили ценные традиции художественного наследия и обеспечили почву для возрождения и последующего развития художественного ремесла.
Артельную форму ведения
хозяйства еще до революции провели
мастера центров народного
В 1920-30е годы процесс
создания кооперативных промысловых
артелей художественного
Возрождались центры народного искусства в других местах. Многие виды изделий художественных промыслов успешно продавались за рубежом, демонстрировались на международных и внутрисоюзных выставках. Организация художественных училищ и ПТШ в местах расположения промыслов активно поддерживала подготовку кадров для промыслов.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война прервала активный процесс деятельности НХП. Но уже в 1943 году началось восстановление народного хозяйства. По специальному распоряжению Советского правительства с фронтов отзывают наиболее талантливых мастеров и художников для продолжения творческой работы на промыслах.
Однако процесс восстановления после окончания войны проходил длительно и был трудным для страны. Шла работа по возрождению предприятий художественных промыслов. Их коллективам пришлось в это время решать несвойственные им задачи – выпускать товары народного потребления, в которых проблема художественного уровня вещей была отодвинута на дальний план. Но это не заглушило творческий потенциал. Создавались уникальные работы, проводились научные экспедиции по сбору материалов для будущего развития искусства, находили мастеров в отдаленных районах.
К началу 1960х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт.
В соответствии с постановленными в директивных документах задачами стали регулярно проводиться экспедиции, конкурсы, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой комплексный подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их достижений позволил каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу. Возрастало число молодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения, чтобы стать художником – мастером.