Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа
Цель – вызвать интерес к вышивальному промыслу в целом и к холуйскому в частном через следующие задачи:
Ознакомление с ДПИ как видом народного творчества на примере вышивки.
Введение в историю Холуя и возникновения в нём вышивального промысла.
Поделиться идеями и проектами о будущем Холуя.
Раскрыть особенности холуйской строчки как композиционные, так и технические.
Помочь овладеть техникой холуйского строчевого шитья на примере изделия и образцов, с подробным описанием поэтапного выполнения и предложений вариантности.
Введение. 2-3
ДПИ как результат творчества многих поколений мастеров. 4-7
Вышивка как промысел ДПИ. 8- 15 Из многовековой истории вышивального ремесла. 8- 10 – Российская народная вышивка как современный промысел. 10-13 – Орнамент в вышивке. 13-15
Холуй - один из центров вышивального промысла. 15-18 – Слово о Холуе. 15-17 - Холуй и современники. 17 - Холуй будущего. 17-18
Практическая работа. 18-24 – Понятие о строчевом шитье 19 - Оборудование и инструменты 20 - Этапы выполнения изделия 20 - Ход работы 20-24
Техника безопасности при вышивке. 24
Советы, рекомендации и примечания. 25
Заключение. 26
Литературный ряд. 27
Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития, но это не проявляется в каких – то резких переменах. Спокойное, неторопливое движение народного искусства в творчестве мастеров художественных промыслов объясняется прочными связями с традициями, которые на протяжении столетий отражали человеческую сущность и содержание народного искусства. А коллективный принцип творчества, регулирующий деятельность отдельных личностей, позволяет находить золотую середину между смелыми экспериментами и традициями. Поэтому произведения мастеров художественных промыслов – не архаика. Это – вещи, органически входящие в среду современного жилища и общественного здания, предметы, наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской. Например, современная женская одежда, украшенная вышивкой и кружевом и дополненная ювелирными украшениями из металла, кости, цветного камня и т.д. и т.п.
Нарядность, художественная содержательность изделий НХП создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие, удобные для перевозки вещи – сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.
Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И, помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-12му векам. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую, из шелка и бархата, одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта: полотенца, подзоры, столешники, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и проч. Изделия, как правило выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.
Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую и городскую.
Городская не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада.
Народная вышивка (
Вышивка не требовала сложного оборудования – игла, нитки, холст – вот и все, что нужно для того, чтобы выполнить нарядные изделия.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла и жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды. Швы выполнялись по счету нитей ткани, их называли счетными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды. Вышивку располагали также вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся роспись, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Горьковской, Ивановской, Калининской, Владимирской, Ярославской и других областей.
Самые распространенные приемы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному фону. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Большое распространение по всему русскому Северу имела белая строчка, а в Верхнем Поволжье – строчка с цветным контуром. Цветные строчевые вышивки выполняли шелками нежных тонов, а также шерстяным гарусом.
Вышивка тамбуром была распространена в Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области.
Белая и цветная гладь характерны для Владимирской, золотое шитье – для Калининской, гипюры – для Горьковской и Ивановской областей.
В узорах северной вышивки изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом вышивки.
Для вышивок среднерусской полосы – Калужской, Тульской, Рязанской и Орловской и других областей – характерны многоцветность и геометрический характер узоров.
Одна из наиболее интересных
и распространенных вышивок среднерусской
полосы – цветная перевить (Смоленская,
Тульская, Калужская области). Она
отличается декоративностью и
Большим разнообразием технических приемов отличаются вышивки Рязанской области, то есть применялись несколько видов швов, а также полосы кумача, ленты, позумент, кружева с красной и синей нитками.
Как современный промысел.
Современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простотой цветовой гаммы. Это соответствует требованиям современного стиля убранства помещений, покроя одежды.
Процесс формирования современных строчевышивальных промыслов неоднозначный. В каждой местности он связан с укладом жизни, развитием общекультурной традиции, степенью взаимовлияния культур соседних народов.
На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора.
При наличии общих черт орнамента и приемов выполнения узора не только у каждого народа, а часто в каждой области или районе бытовал свой круг мотивов вышивки, свой композиционный строй орнамента и колорит. Эти местные особенности и легли в основу развития этого вида искусства на многочисленных строчевышивальных фабриках, (многие были организованы в первые десятилетия существования Советского государства).
Наряду с ручной зародилась машинная вышивка. При ней мастерицы знают все приемы и швы, используемые в ручной, и умеют наделить выполняемый узор красивой и разнообразной фактурой. Благодаря этому вышивка, украшающая предметы быта и одежду не утрачивает своих высоких художественных достоинств. Каждое произведение создается на основе вдумчивого и всестороннего изучения богатейшего народного наследия с бережным сохранением местных особенностей. Продолжает активно развиваться сквозная строчевая вышивка, особенно один из ее видов – белая строчка, где узор выполняется по мелкой сетке. Самым крупным центром этой вышивки является Ивановская область. Фабрики этой области выпускают женскую одежду, столовое и постельное белье. Своеобразны и разделки этой вышивки. Здесь нет виртуозных переплетений, подобных крестецким. Рисунок образуется в основном настилом и различными видами штопки, что придает узору нарядность, игру плотных и разреженных фактур. Ивановская строчка немыслима без сопровождения мережкой, которая насчитывает множество разновидностей: жучок, панка, сновочная, козлик, раскол и др. Также получила развитие белая строчка с цветной обводкой, которая в прошлом была особенно характерна для Ярославской области, ранее входившей в состав Иваново-Вознесенского края. Строчевые приемы с любовью и тщательностью выполняют мастера строчевышивальных предприятий – Ивановское, Шуйское, Палехское, Васильевское, Верхне – ландеховское, Лухское, Пучежское, Пестяковское, и только на Холуйской фабрике основу составляет белая гладь (допускается легкое добавление черной нитки), а для строчевого шитья характерна очень мелкая сетка.
В Палехе получил развитие
следующий прием вышивки – куба
В Рязанской, Калужской, Калининской,
Смоленской областях развивается другой
вид вышивки – цветная
Подготовка ткани к цветной перевити та же, что и при белой строчке, однако приемы нанесения узора на сетку совершенно иные. Цветными нитками плотно обвивают столбики сетки, и за счет смены цветных нитей вырисовываются очертания ромбов, квадратов, птиц, коней, растительных мотивов и др. В отдельных районах цветная перевить включает и белую строчку. В этом случае мастерица заполняет отдельные ячейки неперевитой сетки штопкой или настилом, а затем выполняет цветную перевить. Этот способ по неперевитой сетке называется стлань. Такой прием дает возможность выполнить более нарядный узор, придает ему большую выразительность.
В Калужской области используются трехчастные фризовые композиции с изображением женской фигуры с конями и птицами по бокам, а также «древо жизни».
Из семи фабрик Горьковской области две специализируются на выпуске детской одежды с яркой вышивкой, три – заняты исключительно женской одеждой. На Шахунской фабрике вышивку часто сочетают с ткачеством, выполненным здесь же на ручных ткацких станках. Очень популярны «горьковские гипюры». От белой строчки они отличаются крупной сеткой и длинными пушистыми стежками, из которых образуются разные формы орнамента, как геометрические, так и растительные. На Чкаловской фабрике эта необычная по красоте орнамента и разнообразию фактуры вышивка применяется для украшения скатертей, салфеток, полотенец, постельного белья и небольших сувениров. На Городецкой фабрике такой изящный прозрачный узор оформляет летние платья и блузки. На этом же предприятии развивают и другие виды яркой многоцветной вышивки – тамбур и гладь. Борская, Арзамасская, Лысковская фабрики тоже используют горьковские гипюры и стали возрождать многоцветную гладьевую вышивку, идущую от традиционных вышитых шалей.
Строчка получила широкое распространение и в Новгородской области. Самая популярная – крестецкая строчка – своеобразное сочетание традиционной белой строчки по крупной сетке (8-10 мм.) и игольного кружева. Разделки самые разнообразные: одинарная штопка, двойная штопка, настил, мыльный пузырь, воздушная петля и т.д. Сочетается с мережками. Выполняют скатерти, салфетки, полотенца и другие предметы декоративного назначения. Главный художник – заслуженный художник РСФСР И.Х.Федорова награждена серебряной медалью юбилейной выставки.