Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа
Цель – вызвать интерес к вышивальному промыслу в целом и к холуйскому в частном через следующие задачи:
Ознакомление с ДПИ как видом народного творчества на примере вышивки.
Введение в историю Холуя и возникновения в нём вышивального промысла.
Поделиться идеями и проектами о будущем Холуя.
Раскрыть особенности холуйской строчки как композиционные, так и технические.
Помочь овладеть техникой холуйского строчевого шитья на примере изделия и образцов, с подробным описанием поэтапного выполнения и предложений вариантности.
Введение. 2-3
ДПИ как результат творчества многих поколений мастеров. 4-7
Вышивка как промысел ДПИ. 8- 15 Из многовековой истории вышивального ремесла. 8- 10 – Российская народная вышивка как современный промысел. 10-13 – Орнамент в вышивке. 13-15
Холуй - один из центров вышивального промысла. 15-18 – Слово о Холуе. 15-17 - Холуй и современники. 17 - Холуй будущего. 17-18
Практическая работа. 18-24 – Понятие о строчевом шитье 19 - Оборудование и инструменты 20 - Этапы выполнения изделия 20 - Ход работы 20-24
Техника безопасности при вышивке. 24
Советы, рекомендации и примечания. 25
Заключение. 26
Литературный ряд. 27
С искусством Крестецкой строчки связано превосходное мастерство многих поколений вышивальщиц. И, несмотря на то, что сейчас при выполнении строчки используется машина (22 класс), преемственность традиций здесь прослеживается очень четко. Особенно популярны в нашей стране и за рубежом банкетные скатерти.
Изящна и воздушна вышивка «Вологодские стекла», техника выполняется по вырезанным квадратам, выполняющим роль клеток сетки.
Не менее ажурна и Кадомская строчка или строчка по сетке филе. Особенность вышивки заключается в двухэтапной работе. Сначала плетется сетка мелкого, крупного или среднего размера и натягивается в пяльцах, пришиваясь за каждую клеточку. Затем на сетке выполняется рисунок
Многие фабрики используют белый, красный или цветной тамбур, выполняемый на машинах ВМ – 50 , но особенно характерна эта вышивка для Кировской фабрики имени 8 Марта и Карельской фабрики «Заонежская вышивка». Основной ассортимент – предметы убранства интерьера.
Во Владимирской области издавна
развивалась белая и цветная
гладь. Так в работах Александровской
фабрики преобладает
Золотое шитье ранее применяли для изготовления предметов культового назначения, а также для украшения головных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегородской, Тверской и других областей. Однако наибольшее развитие она получила в Торжке, где и развивается по сей день. Здесь используются трудоемкие приемы этого шитья: кованый шов, литой шов, в прикреп и др. Для достижения большого эффекта рельефности узора при его выполнении под настил подкладывают кусочки картона, бересты или кожи. Вышивают бювары, обложки для записных книжек, небольшие настенные панно, пояса, воротники, знаки отличия, дополнения к современной народной одежде из замши, бархата, сукна, шерсти и шелка. Используются самые разнообразные узоры – от простых полос, звездочек до сложных композиций растительного орнамента. Как и раньше, золотую вышивку дополняют нашивками блесток и включением самых разнообразных разреженных швов.
Не меньшей известностью пользуются национальные вышивки Чувашской, Мордовской, Марийской, Татарской, Башкирской и Удмуртской республик. Здесь также бережно хранят и развивают народные традиции.
Орнамент в вышивке.
Не всякий рисунок подходит для вышивки. В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений. Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность. При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции. Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать». Им украшают и оформляют изделия прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала. При переработке рисунка в орнамент отбираются основные характерные черты предмета. Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, линией, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия.
При создании узоров для вышивки современных изделий часто используют мотивы крестьянских вышивок 18-19вв., в которых всегда сохраняются принципы орнаментальной композиции.
Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Например, ягоды и листья клубники изображаются по-разному, все зависит от того, какими швами они будут выполняться (см. рисунок).
Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиции.
Характер композиции определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом.
Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета или его часть, отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (скатерть) и т.д.
Для построения орнамента
могут быть использованы
Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух и нескольких осей симметрии.
Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора, уравновешивают друг друга.
Часто узор строится в
замкнутой плоскости. В зависимости
от формы изделия и замысла
исполнителя форма и
Особенностями в Холуйском орнаменте являются растительные мотивы. Изображаются растения данной местности, но стилизованные. Традиционный цвет белый, но допускается введение цветной нитки – черной.
Холуй. Поэтичный уголок Ивановской области – воплощение прелести древнерусской природы – не случайно явился благотворной средой для вдохновенного творчества народных мастеров русского декоративного искусства.
Поселок живописно раскинулся вдоль серебристой речки Тезы. Старые ивы, склоненные к ней, украшают прихотливо извивающиеся берега и отражаются в ее водной глади. На фоне деревьев и прозрачного неба хорошо рисуется церковь с высокой белокаменной шатровой колокольней – памятник русской архитектуры 18 века – и прилегающие дома, местными жителями любовно отделанные резьбой по дереву. Луга, среди которых возвышаются могучие, вековые дубы, широко и привольно раскинулись вокруг. Еще живы воспоминания, когда проходили быстроходные катера по реке к ближайшему шлюзу или проплывали груженые баржи.
Поэтичен и притягателен вечерний Холуй, и еще более в весеннее половодье, когда этот русский поселок напоминает прославленную Венецию.
Каждый дом имеет свой ботник.
Холуй известен своим мастерством вышивки и миниатюрной живописью на изделиях из папье-маше. Здесь складывались богатые художественные традиции. Издавна существует на этой земле русское народное декоративное искусство, в бывшем Суздальском княжестве. В этом Суздальском крае развивались накопленные веками художественные традиции, и создавалось замечательное древнерусское шитье, называемое «живописью иглы». Часто Холуй упоминается в исторических и литературных источниках как село, где существовал этот промысел. Из первого русского «Трактата об искусстве», послании царскому изографу Симону Федоровичу от изографа Иосифа, и грамоты 1668 года царя Алексея Михайловича мы узнали, что Холуй был вотчиной Троице – Сергиевой лавры и Суздальского Спаса-Евфимиева монастыря и был приспособлен ими к иконописному делу.
Считается, что Холуй основали суздальцы, спасающиеся от монгольской конницы. В книге ивановского писателя М.Д. Шошина «По родной области» находим: «Батый сжег, разорил Владимир и Суздаль в 1238 году, в первых числах февраля. Трудно было во Владимиро - Суздальском ополье… потому все живое двинулось отсюда на северо – восток, в дебри глухоманного тогда волго-окского угла…». Однако первое упоминание о Холуе относится к 1546 году. Мы знаем, что в 1574 году частью Холуя уже владел суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
Предание до наших дней сохранило, что первые жители Холуя имели клички «Баранка», «Коска», «Юрка», «Путилка», «Суска». Впоследствии из кличек образовались фамилии, которые и сейчас наследуют в Холуе: Барановы, Костерины, Юрьевы, Путиловы, Сусины.
Первоначальным промыслами были солеварение, добыча рыбы, пушного зверя и бобра. Сюда стали приезжать купцы за продуктами промыслов и строчевышивальными изделиями. В Холуе появились торжки. Благодаря наличию водных путей, Холуй имел хорошую связь совсем Московским государством.
В 1612 году жители Холуя присоединились к ополчению Дмитрия Пожарского.
Около 1650 года его сыном возле Холуя был построен деревянный монастырь. В дни праздников он привлекал к себе богомольцев и торговцев. Ярмарки в Холуе приобретали все большее значение.
Первоначально холуяне сами занимались сбытом своей продукции. Но вскоре появляются офени. Это неутомимые ходоки с большими черными коробьями на спинах. Сбыт офенями изделий увеличил размеры торговли на местных ярмарках, количество которых возросло до пяти в год.
Известный книгоиздатель И.Д. Сытин держал в Холуе книжную лавку. В 1853 году в Холуе было 6 книжных лавок, действовал гостиный двор на 300 лавок, кроме того, около него строилось до ста балаганов. Большую роль играло судоходство по Тезе. С 1731 года реку стали застраивать мельницами, первая была построена в Холуе. К 1837 году было построено 5 шлюзов. Единственный сохранившийся и по сей день шлюз – в Холуе.
В 19 веке широкое развитие получила вышивка наравне с иконами. После Великой Октябрьской революции 1917 года, в отличие от иконописного промысла, вышивальный сохранился, но претерпел некоторые изменения в сюжете композиций. Стали появляться темы патриотического характера. Поэтому вышивка – более древний промысел, нежели миниатюрная живопись на папье-маше.
Холуй и современники.
В 20 веке появляются вышивальные артели, которые перерастают в мастерские. Вышивальный промысел становится производственным, поэтому белошвейки работают теперь не на дому, а в цехах, что позволяет не думать о сбыте продукции. Возникают учебные классы, а затем и профессионально – техническая школа, которая готовит кадры для вышивального промысла.
Продукция часто представляется на различных выставках, ярмарках общероссийского масштаба. Изделия холуйских мастериц становятся известны и за рубежом.
После Великой Отечественной войны, в 50-е годы 20 века разросшиеся мастерские переросли в фабрику.
Во времена существования социалистического государства, когда широко практиковалось соц. соревнование и конкурсы, многие мастерицы, принимавшие в них участие, стали известны на всю страну и им были присвоены различные звания и вручены награды. Это Бушуева Анна Тимофеевна, главный художник фабрики. Она неоднократно была отмечена и премирована различными наградами, ее изделия и по сей день, украшают витрины Холуйского художественного музея. Многие жители поселка до сих пор с уважением вспоминают о знаменитой мастерице.
Это также и Колганова Надежда Владимировна, получившая за свои работы, представленные на ВДНХ, звание мастера – золотые руки; и Сивкова Мария Федоровна, и Шахова Валентина Александровна, и Грязнова Нина Николаевна, и Молькова Александра Николаевна, и Пакина Стефанида Васильевна, добившаяся успехов в машинной вышивке.
Холуй будущего.
В настоящее
время вышивальное искусство
Холуя, как и большинство
Администрация
Южского района выступила с
замечательной инициативой