Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:07, контрольная работа
Новые течения в искусстве часто обозначают своё появление всякого рода манифестами, содержащими теоретические обоснования и, как правило, ниспровержение предшествующих «открытий». В агрессивной громкости подобных заявлений представителям футуризма нет равных. Это естественно: само название «футуризм» (от лат. futurum – будущее) должно было утвердить приверженность его сторонников тому новому, что несёт время, и их программный отказ от традиций. А программ и манифестов у футуристов было очень много, гораздо больше, чем творческих открытий.
Введение……………………………………………………………………………....3
«Манифест техники футуристической живописи»…………………………..…4
Три основных центра футуристического движения: Милан, Рим и Флоренция………………………………………………………………………..…..5
Движение - главный мотив футуристической живописи……………………...8
Симультанизм……………………………………………………………………...11
Живопись «Состояний души»……………………………………………………13
«Музыкальная» живопись………………………………………………………..16
Роль света в футуристической живописи…………………………………...….19
Заключение…………………………………………………………………………20
Литература……………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Филиал
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета
в городе Твери
Кафедра
гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«История мировой культуры»
На тему:
«Живопись итальянских
Студент 1 курса 13-З группы
№ зачетной книжки: 1671-З
Руководитель: Никитина О. Э.
(Фамилия И.О.)
Проверил:
(должность, ученое
звание, Ф.И.О.)
Тверь
2010
Рег. № ____________________________
Специалист
УМО __________________
Оглавление
Введение……………………………………………
«Манифест техники футуристической живописи»…………………………..…4
Три
основных центра футуристического
движения: Милан, Рим
и Флоренция………………………………………………………
Движение - главный мотив футуристической живописи……………………...8
Симультанизм…………………………………
Живопись «Состояний души»……………………………………………………13
«Музыкальная»
живопись……………………………………………………….
Роль света в футуристической живописи…………………………………...….19
Заключение………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Новые течения в искусстве часто обозначают своё появление всякого рода манифестами, содержащими теоретические обоснования и, как правило, ниспровержение предшествующих «открытий». В агрессивной громкости подобных заявлений представителям футуризма нет равных. Это естественно: само название «футуризм» (от лат. futurum – будущее) должно было утвердить приверженность его сторонников тому новому, что несёт время, и их программный отказ от традиций. А программ и манифестов у футуристов было очень много, гораздо больше, чем творческих открытий.
Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Филиппо Томмазо Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора»).
В манифесте отрицались все
духовно-культурные ценности
Прежде всего – движение. Итальянские футуристы стремились преодолеть статичность живописи. И конечно же, прославление техницизма, машины (в первую очередь – гоночной), индустриализации, урбанистической (городской) цивилизации. «Движение которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамической ощущение…» - заявляли футуристы.
Передача движения достигалась просто и без затей: на пространстве картины художники показывали его фазы одновременно, вот и всё. Появились термины и определения, обозначающие способы передачи движения, - «универсальный динамизм», «линии – силы», разрушающие, по утверждению футуристов, «материальность тел» и позволяющие обнаружить внутренние порывы.
Футуристы
посвятили себя изображению движения
во всех его видах. Иногда это выглядело
несколько наивно, вроде множества
ног у бегущей собаки или нескольких колес
у велосипеда, но на лучших полотнах возникали
какие-то силовые поля, энергетические
линии, пространственные вибрации и даже
ритмы планетарного масштаба. В полном
соответствии со своими заявлениями футуристы
выразили поэтику скорости, стремительного
движения, энергии нового мира, зачарованного
мощью машин и механизмов, на глазах менявших
облик повседневности.
«Манифест техники футуристической живописи»
В начале 1910 года состоялась встреча Маринетти художников У. Боччони, Л. Руссоло и К. Карра. В своих воспоминаниях Карло Карра так описывал создание первого манифеста живописцев. «На следующее утро (после знакомства с Маринетти.) Боччони, Руссоло и я собрались в одном из кафе на Порта Виттория недалеко от наших домов и с огромным энтузиазмом набросали план нашего воззвания. Окончательная письменная формулировка оказалась довольно трудоёмкой: мы работали весь день втроём и вечером вместе с Маринетти, и при помощи Дечио Чинти – секретаря группы дополнили все части манифеста, дали подписать его также Бонцани и Романи и отправили текст в типографию»1. Однако двое последних живописцев практически сразу покинули ряды футуристов. Первым объявил о своём уходе Романи. Предприимчивый Боччони сразу отправил в Париж, где тогда жил Джино Северини, письмо, предложив ему примкнуть к новой группе. Весной того же года был выпущен ещё один манифест футуристических художников, более подробно излагающий их живописную программу – «Технический манифест футуристической живописи» (11 апреля 1910 г.). В апреле Боччони прочитал его во время выступления футуристов в Неаполе. Скандал, сопровождающий этот вечер, заставил осторожного Бонцани также отказаться от членства в футуристической группе. Его место Боччони предложил занять своему бывшему наставнику,римскому живописцу Джакомо Балла.
Главные
положения новой программы
Три основных центра футуристического движения: Милан, Рим и Флоренция
К 1913 году среди живописцев-футуристов стал всё отчётливее выявляться независимый и индивидуальный характер их пути в искусстве. С этого времени художники футуристы уже не публикуют коллективных манифестов, и каждый из них действует в соответствии с внутренней логикой своего собственного творчества.
В 10-е и начале 20-х годов в Италии существовало три основных центра футуристического движения, каждый из которых обладал своими особенностями: Милан, Рим и Флоренция. Группа Миланских футуристов (Боччони, Карра, Руссоло, Северини) в 10-е годы, бесспорно, задавала тон всему движению.
Лидером и главным идеологом среди художников в эти годы был Умберто Боччони. Энергичный и властный, он поддерживал в кругу своих товарищей атмосферу постоянного творческого напряжения. Из живописцев он был наиболее последовательным сторонником виталистских концепций непрерывного становления и динамизма. Склонный к некоторому партийному догматизму, требующий безусловного подчинения своей творческой воле. Боччони был в то же время самым дерзким и бескомпромиссным экспериментатором, предлагавшим наиболее радикальные решения, остро и точно схватывавшим парадоксальный, подвижный и агрессивный дух современности. До своей смерти именно Боччони задавал основное направление в развитии футуристической живописи, формулировал главные теоретические положения.
Из миланских друзей Боччони Луиджи Руссоло обладал наиболее разносторонними интересами: живопись, музыка, поэзия, философия, искусство шумов. Руссоло можно назвать самым философски настроенным и литературным художником. Его живопись сохранявшая долгое время очевидную связь с культурой символизма, нередко страдала от чрезмерной умозрительности. Но элементы наивной иллюстративности всегда соединялись у него с напряженной экспрессией и драматизмом.
Ещё один миланский соратник Боччони, Карло Кара первым из пятёрки основателей нового направления покинул ряды футуристов. Даже в футуристический период его аналитическую натуру больше привлекали статические сюжеты и живописный анализ предметного мира, чем экспрессия и динамизм. Однако он был энергичным и страстным защитником и пропагандистом новой футуристической идеологии и мироощущения.
Джино Северини можно назвать самым «чистым» живописцем среди футуристов. Его произведения свободны от психологического напряжения, от социальных мативов, в них нет той бешеной энергии виталистского пафоса, которыми признаны работы других миланцев. Его не волновала загадочная и тревожная атмосфера современного города. Излюбленный круг городских сюжетов Северини – кафе, танцовщицы, модистки, парижские бульвары. Трезвый, изящный, немного холодный и не заходящий слишком далеко в своих экспериментах, склонный скорее к эксцентризму в жизни, чем к художественному радикализму, он был самым камерным футуристом, наиболее далёким от идеологического пафоса движения.
Римский живописец Джакомо Балла, самый старший среди футуристов, был уже достаточно известным художником к моменту возникновения нового направления. После смерти Боччони римская мастерская Балла стала новым центром притяжения для художников – футуристов. В отличие от экспрессивных миланцев, живопись Балла всегда отличалась научным объективизмом и его прежде всего интересовала физика движения и аналитические формулы динамизма.
Общая атмосфера римского кружка футуристов, тяготевших к игровой и театральной стилистике, не вписывались в агрессивную и иррационалистическую эстетику Баччони. В Риме вокруг Джакомо Балла сложилась ещё одна группа художников (Дж.Галли, Вердераме, Бернини, Мекоцци, Кастеллацци, Б.Каппа, Р.Заткова и др.) разработавших свою собственную стилистику идеологически и эстетически не всегда совпадавшую с миланской версией футуризма.
И наконец, особый вариант футуризма существовал во Флоренции. В каком-то смысле именно группа флорентийских литераторов и художников впервые сформулировала многие принципиальные положения будущей футуристической идеологии. В начале столетия во Флоренции вокруг журналов «Леонардо» и «Ла Воче» сформировалось объединение интеллектуалов, чья идеологическая программа во многом предвосхищала некоторые принципиальные положения футуристической эстетики и идеологии. Сильный нигилистический элемент, присущий их воззрениям, отрицание норм буржуазного общества, антидемократизм, антисоциализм нашли непосредственное продолжение в футуризме. Идеи Маринетти приблизить в Италии усилиями футуристов «полосу интенсивной жизни» кажутся прямым продолжением флорентийской программы.