Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:58, доклад
В современных условиях, когда прирост производства сельскохозяйственной
продукции связан с трудностями, когда идет жесткая конкуренция среди
производителей сельхозпродукции, как внутри страны, так и между странами,
когда идет массовое разорение сельхозпроизводителей, работающих неэффективно,
особая роль возлагается на сельскохозяйственную информационно-
консультационную службу. Задача службы - содействовать решению проблем
сельских товаропроизводителей путем интеграции образования, аграрной науки в
производство, обеспечить взаимодействие с организациями, влияющими на
развитие аграрного сектора.
1. Введение 1
2.Отечественный опыт информационно-консультационного обслуживания сельского
хозяйства 2
3.Опыт работы и история развития информационно-консультационной службы за рубежом 4
3.1 Дания 4
3.2 США 5
3.3 Голандия 6
3.4 Англия 7
3.5 Германия 7
3.6 Франция 9
3.7 Финлядия 9
4. Заключение 10
5.Использованная литература 11
вызван прежде
отсталостью крестьянского
очередного бедствия – неурожая. Причины этой отсталости общеизвестны, корни
ее кроются в соответствующей политике государства, о чем уже шла речь. В свое
время на них указывал и А. В. Чаянов. В своей работе «Что такое аграрный
вопрос?» он в качестве одной из причин этой отсталости указывает на низкий
уровень знаний русского крестьянина. «Известно, что у нашего народа нет не
только необходимых ему сельскохозяйственных знаний, но даже часто и простой
грамотности. На 1000 человек населения у нас в Европейской России приходится
грамотных несколько более 229. Между тем в Австралии грамотных приходится на
1000 человек населения – 816, в Германии – 980, в Бельгии – 998».
Российским земским агрономам приходилось решать задачи, которые Запад уже
давно и безболезненно решил. Основной крестьянской массе приходилось
объяснять казалось бы очевидные истины, доказывать им пользу травосеяния,
применения минеральных удобрений, новых усовершенствованных орудий труда,
сортов растений, пород животных и т.д. На это порой уходили годы. Однако
общий строй российских земельных порядков, крестьянская бедность, выкупные
платежи, налоговый гнет, малоземелье, общинное землепользование и т.д. не
способствовали прогрессу в русской деревне. Движение в этом направлении будет
предпринимать лишь наиболее инициативное и предприимчивое меньшинство.
Иные общественные условия будут складываться на Западе, который пойдет по
фермерскому пути развития сельского хозяйства. Бурный рост городов и развитие
промышленности в середине XIX века потребуют увеличения объемов производства
продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Возможности прежних технологий
возделывания
почвы, выращивания
скота войдут в противоречие с реальными запросами рынка. Потребуется технико-
технологическое перевооружение отрасли. Развитие сельскохозяйственной науки,
с одной стороны, и техники, с другой, сделают свое дело, обеспечив
соответствующее предложение. На должный уровень будет поставлена система
сельскохозяйственного образования. Однако консультационная служба для
сельских товаропроизводителей будет создаваться немного позже. В Западной
Европе – примерно в 90-е годы XIX века. И толчком для этого послужит, прежде
всего, аграрный кризис, который даст о себе знать именно в эти годы. По сути
дела Европа впервые столкнется с кризисом перепроизводства, прежде всего
зерна, цены на которое будут неумолимо падать. В этих условиях на карту будет
поставлена судьба многих фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством.
Именно эти проблемы во многом поспособствуют становлению системы
сельскохозяйственного консультирования.
Таким образом, если появление общественной агрономии в России было вызвано
причинами постоянной угрозы голода в деревне, то развитие системы
сельскохозяйственного консультирования на Западе в первую очередь нужно
связывать с аграрным кризисом конца XIX в., впервые отчетливо выявившего
незащищенность
фермера в условиях игры рыночных
сил.
3.Опыт работы и история развития информационно-консультационной службы за рубежом
Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционирует
консультационные службы как форма распространения знаний среди
сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь
фермерам, не имеющим необходимого образования и опыта работы эффективно
хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того
чтобы обеспечить народ продуктами питания должны были вести интенсивное
производство, применять зачастую новые технологии сельскохозяйственного
производства. Сложившийся тип семейного фермерского хозяйства с его
коммерческой организацией в значительной мере зависел от постоянной технической
модернизации производства. Самим фермерам, находящимся вдали от научных и
учебных центров, при отсутствии средств связи, трудно было следить за новинками
сельскохозяйственного производства и использовать их в своих хозяйствах. Для
этого были необходимы специальные службы.
3.1 Дания
В одних странах, как, например,
Дания более 100 лет назад такая служба была создана самими фермерами. Она
представлена двумя уровнями: общенациональным и местным. Местный уровень - это
сеть, организованная крестьянскими ассоциациями и ассоциациями малоземельных
крестьян, которая состоит из 95 фермерских центров, консультанты которых
предлагают фермеру необходимые консультации и услуги. Консультационная служба
управляется непосредственно пользователями через фермерские организации.
Общенациональный
уровень представлен
хозяйства, который передает местным центрам информацию о новых научных
разработках в Дании и за рубежом, а также результаты собственных исследований.
Датская консультационная служба выполняет следующие задачи:
• Дает фермерам современные знания о методах производства и экономике;
• Дает советы в конкретных ситуациях по вопросам планирования и организации
производства;
• Проводит регистрацию
и обработку экономических
рентабельному ведению хозяйства;
• Организует курсы повышения квалификации и профессионального мастерства
фермеров:
• Служит связующим звеном между фермерами и научно - исследовательскими
учреждениями;
" Ведет бухгалтерский учет, рассчитывает исходные данные для заполнения
налоговых деклараций , дает советы по ведению хозяйства, в том числе по
вопросам финансирования.
3.2 США
В США созданию такой службы (экстеншн сервис) послужил закон об
организации науки,
сельскохозяйственного
среди фермеров, принятый в 1862 году. Эта задача возлагалась на
сельскохозяйственные колледжи, которые создавались в каждом штате. Поскольку ни
фермеры, ни власти штатов не имели необходимых для этого средств, то всем
колледжам была выделена земля, с доходов от использования которой они частично
финансировались.
Консультационная служба в сельском хозяйстве в каждом штате США входит в
организационную структуру университета и имеет центральный офис и филиалы во
всех графствах. Система экстеншн предоставляет свои услуги бесплатно, поэтому
в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений от коммерческих
структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников. Так,
например, в штате Пенсильвания из общего объема финансирования 50 млн.
долларов в год, доля федерального правительства составляет 35%, правительства
штата - 55%, администрации штата 9% и от частных инвесторов поступает до
1%. В консультационной деятельности занято 275 профессоров университета и
столько же консультантов в штатах.
Кроме государственной консультационной службы экстеншн имеются еще
коммерческие консалтинговые структуры и системы информационного обеспечения.
Консалтинговые структуры, к которым относятся и различные фирмы - поставщики,
осуществляют весь комплекс оперативных консультационных услуг по основным
аспектам
правовым, техническим и др.). В этом случае агент системы экстеншн чаще всего
выполняет роль информационного посредника, передавая запросы фермеров в
консалтигновые организации, и наоборот, предлагая фермерам конкретных
консультантов.
Система информационного обеспечения фермеров сформировалась как
самостоятельная в последние десятилетия. Сама программа экстеншн стала
структурным элементом университетской системы, выполняя роль информационного
моста между наукой, органами управления сельским хозяйством и
сельскохозяйственным
производством.
3.3 Голандия
В конце прошлого века во время европейского сельскохозяйственного кризиса
правительство Голландии перешло к политике повышения и укрепления
конкурентоспособности сельского хозяйства страны. Было положено начало созданию
системы сельскохозяйственных знаний, включающей в себя исследования,
образование (повышение квалификации) и внедрение (освоение научно-технических
достижений). Объединение исследований, образования и внедрения представляет
собой основу сельскохозяйственной модели Голландии, которая признана одной из
самых эффективных
в мире, благодаря системе
научно-техническая информация к голландским фермерам поступает намного быстрее,
чем в других странах.
Успех сельскохозяйственной политики во многом связывают с тем, что вопросы
образования, исследования
и внедрения находятся в
сельского и рыбного хозяйства и окружающей среды Голландии. В структуре
Министерства имеются национальные консультационные центры (DLV), которые
оказывают информационную помощь работникам образования и советникам
внедренческих организаций (J КС), имеющим непосредственный контакт с
фермерами.
Непосредственно с фермерами работают внедренческие организации первого
уровня: Сельскохозяйственная служба внедрения (Agricultural Extension
Service, DLV), социально-экономические
консультационные службы
организаций, а также консультанты обслуживающих и перерабатывающих фирм,
отдельные специалисты ( бухгалтеры, банковские работники, ветеринары и др.).
Основная роль
принадлежит
государственная организация, финансирование которой осуществляется в основном
Информация о работе История информационно-консультационной службы сельского хозяйства