История информационно-консультационной службы сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:58, доклад

Описание

В современных условиях, когда прирост производства сельскохозяйственной
продукции связан с трудностями, когда идет жесткая конкуренция среди
производителей сельхозпродукции, как внутри страны, так и между странами,
когда идет массовое разорение сельхозпроизводителей, работающих неэффективно,
особая роль возлагается на сельскохозяйственную информационно-
консультационную службу. Задача службы - содействовать решению проблем
сельских товаропроизводителей путем интеграции образования, аграрной науки в
производство, обеспечить взаимодействие с организациями, влияющими на
развитие аграрного сектора.

Содержание

1. Введение 1
2.Отечественный опыт информационно-консультационного обслуживания сельского
хозяйства 2
3.Опыт работы и история развития информационно-консультационной службы за рубежом 4
3.1 Дания 4
3.2 США 5
3.3 Голандия 6
3.4 Англия 7
3.5 Германия 7
3.6 Франция 9
3.7 Финлядия 9
4. Заключение 10
5.Использованная литература 11

Работа состоит из  1 файл

История ИКС.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

вызван прежде отсталостью крестьянского земледелия и постоянной угрозой

очередного бедствия – неурожая. Причины этой отсталости общеизвестны, корни

ее кроются  в соответствующей политике государства, о чем уже шла речь. В свое

время на них  указывал и А. В. Чаянов. В своей  работе «Что такое аграрный

вопрос?» он в  качестве одной из причин этой отсталости указывает на низкий

уровень знаний русского крестьянина. «Известно, что у нашего народа нет не

только необходимых  ему сельскохозяйственных знаний, но даже часто и простой

грамотности. На 1000 человек населения у нас  в Европейской России приходится

грамотных несколько  более 229. Между тем в Австралии грамотных приходится на

1000 человек населения  – 816, в Германии – 980, в Бельгии  – 998».

Российским земским  агрономам приходилось решать задачи, которые Запад уже

давно и безболезненно  решил. Основной крестьянской массе  приходилось

объяснять казалось бы очевидные истины, доказывать им пользу травосеяния,

применения минеральных  удобрений, новых усовершенствованных  орудий труда,

сортов растений, пород животных и т.д. На это порой  уходили годы. Однако

общий строй  российских земельных порядков, крестьянская бедность, выкупные

платежи, налоговый  гнет, малоземелье, общинное землепользование и т.д. не

способствовали  прогрессу в русской деревне. Движение в этом направлении будет

предпринимать лишь наиболее инициативное и предприимчивое меньшинство.

Иные общественные условия будут складываться на Западе, который пойдет по

фермерскому пути развития сельского хозяйства. Бурный рост городов и развитие

промышленности  в середине XIX века потребуют увеличения объемов производства

продовольствия  и сельскохозяйственного сырья. Возможности прежних технологий

возделывания  почвы, выращивания сельскохозяйственных растений и содержания

скота войдут в  противоречие с реальными запросами  рынка. Потребуется технико-

технологическое перевооружение отрасли. Развитие сельскохозяйственной науки,

с одной стороны, и техники, с другой, сделают свое дело, обеспечив

соответствующее предложение. На должный уровень  будет поставлена система

сельскохозяйственного образования. Однако консультационная служба для

сельских товаропроизводителей будет создаваться немного позже. В Западной

Европе –  примерно в 90-е годы XIX века. И толчком для этого послужит, прежде

всего, аграрный кризис, который даст о себе знать  именно в эти годы. По сути

дела Европа впервые столкнется с кризисом перепроизводства, прежде всего

зерна, цены на которое  будут неумолимо падать. В этих условиях на карту будет

поставлена судьба многих фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством.

Именно эти  проблемы во многом поспособствуют становлению  системы

сельскохозяйственного консультирования.

Таким образом, если появление общественной агрономии  в России было вызвано

причинами постоянной угрозы голода в деревне, то развитие системы

сельскохозяйственного консультирования на Западе в первую очередь нужно

связывать с аграрным кризисом конца XIX в., впервые отчетливо выявившего

незащищенность  фермера в условиях игры рыночных сил. 

3.Опыт работы и история развития информационно-консультационной службы за рубежом    

Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционирует

консультационные  службы как форма распространения  знаний среди

сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано  необходимостью помочь

фермерам, не имеющим  необходимого образования и опыта  работы эффективно

хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того

чтобы обеспечить народ продуктами питания должны были вести интенсивное

производство, применять  зачастую новые технологии сельскохозяйственного

производства. Сложившийся  тип семейного фермерского хозяйства с его

коммерческой  организацией в значительной мере зависел  от постоянной технической

модернизации  производства. Самим фермерам, находящимся  вдали от научных и

учебных центров, при отсутствии средств связи, трудно было следить за новинками

сельскохозяйственного производства и использовать их в своих хозяйствах. Для

этого были необходимы специальные службы.

3.1 Дания

 В одних  странах, как, например,

Дания более 100 лет назад такая служба была создана самими фермерами. Она

представлена  двумя уровнями: общенациональным и местным. Местный уровень - это

сеть, организованная крестьянскими ассоциациями и ассоциациями малоземельных

крестьян, которая  состоит из 95 фермерских центров, консультанты которых

предлагают фермеру  необходимые консультации и услуги. Консультационная служба

управляется непосредственно  пользователями через фермерские организации.

Общенациональный  уровень представлен консультативным  центром датского сельского

хозяйства, который  передает местным центрам информацию о новых научных

разработках в Дании и за рубежом, а также результаты собственных исследований.

Датская консультационная служба выполняет следующие задачи:

• Дает фермерам современные знания о методах  производства и экономике;

• Дает советы в  конкретных ситуациях по вопросам планирования и организации

производства;

• Проводит регистрацию  и обработку экономических данных, способствуя

рентабельному ведению хозяйства;

• Организует курсы  повышения квалификации и профессионального  мастерства

фермеров:

• Служит связующим  звеном между фермерами и научно - исследовательскими

учреждениями;

" Ведет бухгалтерский  учет, рассчитывает исходные данные  для заполнения

налоговых деклараций , дает советы по ведению хозяйства, в том числе по

вопросам финансирования.

3.2 США

     В  США созданию такой службы (экстеншн сервис) послужил закон об

организации науки, сельскохозяйственного образования  и распространения знаний

среди фермеров, принятый в 1862 году. Эта задача возлагалась  на

сельскохозяйственные  колледжи, которые создавались в  каждом штате. Поскольку ни

фермеры, ни власти штатов не имели необходимых для  этого средств, то всем

колледжам была выделена земля, с доходов от использования  которой они частично

финансировались.

Консультационная  служба в сельском хозяйстве в  каждом штате США входит в

организационную структуру университета и имеет центральный офис и филиалы во

всех графствах. Система экстеншн предоставляет  свои услуги бесплатно, поэтому

в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений  от коммерческих

структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников. Так,

например, в штате  Пенсильвания из общего объема финансирования 50 млн.

долларов в  год, доля федерального правительства  составляет 35%, правительства

штата - 55%, администрации  штата 9% и от частных инвесторов поступает до

1%. В консультационной  деятельности занято 275 профессоров  университета и

столько же консультантов  в штатах.

Кроме государственной  консультационной службы экстеншн имеются  еще

коммерческие  консалтинговые структуры и системы  информационного обеспечения.

Консалтинговые  структуры, к которым относятся  и различные фирмы - поставщики,

осуществляют  весь комплекс оперативных консультационных услуг по основным

аспектам сельскохозяйственного  бизнеса ( технологическим, финансовым,

правовым, техническим  и др.). В этом случае агент системы экстеншн чаще всего

выполняет роль информационного посредника, передавая  запросы фермеров в

консалтигновые  организации, и наоборот, предлагая  фермерам конкретных

консультантов.

Система информационного  обеспечения фермеров сформировалась как

самостоятельная в последние десятилетия. Сама программа  экстеншн стала

структурным элементом  университетской системы, выполняя роль информационного

моста между  наукой, органами управления сельским хозяйством и

сельскохозяйственным производством. 
 
 
 

3.3 Голандия

В конце прошлого века во время европейского сельскохозяйственного  кризиса

правительство Голландии перешло к политике повышения и укрепления

конкурентоспособности сельского хозяйства страны. Было положено начало созданию

системы сельскохозяйственных знаний, включающей в себя исследования,

образование (повышение  квалификации) и внедрение (освоение научно-технических

достижений). Объединение  исследований, образования и внедрения  представляет

собой основу сельскохозяйственной модели Голландии, которая признана одной из

самых эффективных  в мире, благодаря системе сельскохозяйственных знаний

научно-техническая  информация к голландским фермерам поступает намного быстрее,

чем в других странах.

Успех сельскохозяйственной политики во многом связывают с тем, что вопросы

образования, исследования и внедрения находятся в компетенции  Министерства

сельского и  рыбного хозяйства и окружающей среды Голландии. В структуре

Министерства  имеются национальные консультационные центры (DLV), которые

оказывают информационную помощь работникам образования и  советникам

внедренческих организаций (J КС), имеющим непосредственный контакт с

фермерами.

Непосредственно с фермерами работают внедренческие  организации первого

уровня: Сельскохозяйственная служба внедрения (Agricultural Extension

Service, DLV), социально-экономические  консультационные службы фермерских

организаций, а  также консультанты обслуживающих  и перерабатывающих фирм,

отдельные специалисты ( бухгалтеры, банковские работники, ветеринары и др.).

Основная роль принадлежит Сельскохозяйственной службе внедрения   - DLV. Это

государственная организация, финансирование которой  осуществляется в основном

Информация о работе История информационно-консультационной службы сельского хозяйства