Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:58, доклад
В современных условиях, когда прирост производства сельскохозяйственной
продукции связан с трудностями, когда идет жесткая конкуренция среди
производителей сельхозпродукции, как внутри страны, так и между странами,
когда идет массовое разорение сельхозпроизводителей, работающих неэффективно,
особая роль возлагается на сельскохозяйственную информационно-
консультационную службу. Задача службы - содействовать решению проблем
сельских товаропроизводителей путем интеграции образования, аграрной науки в
производство, обеспечить взаимодействие с организациями, влияющими на
развитие аграрного сектора.
1. Введение 1
2.Отечественный опыт информационно-консультационного обслуживания сельского
хозяйства 2
3.Опыт работы и история развития информационно-консультационной службы за рубежом 4
3.1 Дания 4
3.2 США 5
3.3 Голандия 6
3.4 Англия 7
3.5 Германия 7
3.6 Франция 9
3.7 Финлядия 9
4. Заключение 10
5.Использованная литература 11
за счет бюджетных средств .
Руководит сельскохозяйственной
службой внедрения
консультационный комитет, в составе которого 9 человек, из них 4 -
представители Министерства сельского и рыбного хозяйства и окружающей среды,
а 5 - представители фермерских организаций. Председатель правления
назначается Министром по предложению фермерских организаций. При комитете
работает 12 отраслевых советов.
В DLV работает около 600 специалистов, объединенных в 61 региональную
консультационную группу, имеющую представительства во всех 25 провинциях
Голландии. Эти группы называют внедренческими командами, а специалистов,
которые там работают - советниками, экспертами. Работа команд сводится в
основном к
индивидуальному
отраслям сельского хозяйства. Охват всех отраслей сельского хозяйства по
стране позволяет DLV быстро распространять информацию и полученные знания по
всем регионам страны.
Внедренческие команды являются независимыми организациями и не могут
преследовать коммерческие цели. Они должны быть гибкими и уметь быстро
переориентироваться на решение новых проблем. Их цели - получение и передача
новых знаний фермеру.
Информационные и консультационные услуги советников государственной службы
внедрения фермер не оплачивает. Частично эту службу финансируют фермерские
организации за счет обязательных отчислений.
Информационно-консультационную службу первого уровня представляют также
социально-экономические консультационные отделы фермерских организаций. Более
200 специалистов, которые состоят в штате этих организаций, предлагают
фермерам консультации по вопросам, не связанными с технологиями, например,
наследование, преобразование хозяйства, прекращение его деятельности, аренда,
заключение соглашений, вопросы законодательства и т.п.. Консультации доступны
всем фермерам, так как государство дотирует половину затрат этих служб, а
фермерские организации берут на себя основную часть затрат на их проведение.
Фермеры получают также необходимую информацию от консультантов обслуживающих
и перерабатывающих фирм. Часто эти услуги предоставляются при приобретении
какого-либо оборудования, техники, удобрений и др..
За отдельную плату фермеры получают консультации по бухгалтерскому учету,
строительству,
ветеринарии, банковскому делу.
3.4 Англия
Ведущая консультационная служба Англии АДАС была создана более 50 лет
назад, в те годы, когда страна испытывала недостаток продовольствия и ее
основная функция заключалась в увеличении производства продуктов питания путем
внедрения передового опыта, новых технологий.
В соответствии с законом, консультационные услуги для сельхозпроизводителей
были бесплатными. Однако, хотя предоставление консультационных услуг было
главной функцией
АДАС, она также выполняла
обязанности от имени Правительства по программам повышения продуктивности
сельского хозяйства.
В первые годы она была больше образовательной и передавала прогрессивные
методы и технологии производства, успешно применяемые в одних хозяйствах, в
том числе и
в собственных опытных
службы, другим хозяйствам в округе.
В 60-е годы был создан ряд экспериментальных хозяйств, на базе которых
проверялись новые породы скота, сорта, технологии, и где проводились
семинары. Число сотрудников этой службы достигало 5 тысяч человек.
С годами, когда
острая необходимость роста
сократилась, уменьшились и объемы финансирования службы из государственного
бюджета. С 1987 года служба начала переходить на коммерческую основу. Не
столь острой стала
и потребность в
штате АДАС состояло около 2 тысяч человек, из которых 1500 имели
профессиональную, научную, или техническую квалификацию.
Сегодня АДАС осуществляет три основные функции:
-предоставление
консультаций и содействие
технологий в отрасли;
-проведение научных исследований и подготовка рекомендаций в своих
экспериментальных хозяйствах и станциях;
-работа на
Министерство сельского
распределении субсидий, выделяемых на инвестиционные цели, борьбу с
заболеваниями растений и животных. Она обслуживает более 60 тысяч хозяйств по
различным направлениям деятельности.
В структуре АДАС имеется 6 региональных консультационных центров,
расположенных по географическому принципу, а также 10 исследовательских
центров. В каждом консультационном центре от 6 до 10 групп специалистов и в
каждую входит по 12-15 консультантов. Примером может служить структура юго-
восточного центра АДАС, в 7 производственных отделах которого работает 62
консультанта.
3.5 Германия
В Германии специальные консультационные службы появились в первой трети
этого столетия. Цель организации консультационной службы в Германии - повышение
эффективности хозяйственной деятельности ферм и, естественно, доходов
фермерских хозяйств. Консультации по вопросам сельскохозяйственного
производства и ведению хозяйства могут получить все желающие.
Важным гарантом эффективной деятельности консультационной службы в Германии
является государственная поддержка. Структура и организация консультационной
службы, единые в стране и включают в себя федеральные или земельные
консультационные службы (государственные организации), сельскохозяйственные
палаты, частные консультационные фирмы и объединения, а также частных
консультантов.
Федеральное министерство продовольствия, сельского и лесного хозяйства
осуществляет функции общего руководства консультационной службой, В системе
министерства имеется специальное управление по вопросам консультационного
обслуживания и образования в сельском хозяйстве, осуществляющее связь с
другими подразделениями министерства а также с внешними организациями.
Консультационные службы полностью или частично финансируемые за счет
государственных средств, считаются официальными или ведомственными.
Общей тенденцией для всех земель ФРГ является предоставление бесплатной
консультационной помощи крестьянам и членам их семей государственными
учреждениями или возмещение государством затрат при получении таких услуг от
частных консультационных фирм, если речь идет о перспективах развития
сельхозпредприятий и о социально-экономических проблемах работающих и членов
их семей, т.е. о вопросах, имеющих весомое общественное и социально-
политическое значение.
В землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Тюрингия
организация государственного (официального ) консультационного обслуживания
сельхозпроизводителей возложена на земельные министерства сельского
хозяйства.
Функции государственной консультационной службы осуществляются через научно-
исследовательские институты, сельскохозяйственные школы и университеты. Они
могут оказывать постоянные или разовые консультации, готовить или проводить
экспертизу строительных проектов, адаптировать новейшие технологии в
растениеводстве и животноводстве, давать консультации при покупке техники и
оборудования. Научные и учебные центры, опытные станции, постоянно
действующая сеть повышения квалификации в области сельского хозяйства имеет
большое значение для повышения эффективности сельскохозяйственного
консультирования.
В ряде северных земель Германии (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Северный
Рейн-Вестфалия) официальное консультационное обслуживание в сельском
хозяйстве осуществляют сельскохозяйственные палаты. Консультационное
обслуживание в рамках сельскохозяйственных палат проводится в следующих
организационных формах:
* Специалист-консультант
является служащим
осуществляет консультации по заявкам землевладельца или фермера, которые
компенсируют до 50% расходов, связанных с консультационным обслуживанием;
" Сельскохозяйственные производители создают консультационное объединение.
Для консультаций
привлекаются специалисты
других государственных организаций. Каждый член объединения может обратиться
за помощью к его консультантам. В рамках объединения проводятся
индивидуальные консультации в области производства, демонстрируются
результаты внедрения научных достижений в близлежащих опытных хозяйствах,
результаты проведенных экспериментов. Как правило, одно консультационное
объединение насчитывает 40 фермеров. Члены объединения выбирают и утверждают
консультанта руководителя, в обязанности которого, кроме оказания
индивидуальных консультаций, входят также организация лекций, экскурсий,
связь с государственной консультационной службой, учебными и научно-
исследовательскими учреждениями. Деятельность объединения регулируется
типовыми положениями, определяющими его цель и задачи, права и обязанности
членов, размер членских взносов, систему управления. Текущей работой
объединения руководят председатель и его заместитель, избираемые из числа
членов. В некоторых объединениях определены обязанности консультантов
(частота посещений хозяйств, ведение учета и др.). Более распространены
консультационные объединения, где консультанты оказывают услуги по всем
аспектам деятельности хозяйства, но есть и специализированные, как, например
в Киле. Там отдельные объединения специализируются на консультациях по
производству молока и откорму скота, откорму свиней, возделыванию различных
Информация о работе История информационно-консультационной службы сельского хозяйства