Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание

Конкуренция - неотъемлемое свойство рыночной экономики. Устойчивость экономического развития, уровень использования производственного потенциала, удовлетворение спроса населения на продовольствие в немалой степени определяются развитием конкуренции и формированием здоровой конкурентной среды в сельском хозяйстве. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях продолжающегося, стремительного роста производственных издержек, глубокого диспаритета цен, монополизации и криминализации агропродовольственных рынков, демпинговых поставок продовольствия из-за рубежа.

Работа состоит из  1 файл

Моя Курсовая по экон. отрасли.doc

— 600.00 Кб (Скачать документ)

 

Проведенный анализ ряда экономических показателей отражает объек­тивно сложившуюся ситуацию, но не позволяет в полной мере оценить уро­вень конкурентоспособности сельскохозяйственных предпринимательских структур.

Также можно выделить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность сельскохозяйственных предпринимательских структур. В ходе написания курсовой работы было выявлено, что проблемной областью деятельности предприятий является стратегическое управление, и без соответствующей конкурентной стратегии практически невозможно достижение конкурентных преимуществ, также предприятия нуждаются в совершенствовании информационного обеспечения. Не менее важной проблемной стороной можно выделить необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов со стороны. Это связанно с тем, что в современных условиях обеспечение конкурентоспособности не может быть без оперативного анализа больших объемов информации и использования информационно-аналитических технологий. Информационно-  консультационное обслуживание улучшает информационное обеспечение руководителей и специалистов, повышает степень обоснованности принимаемых решений, влияет на все стороны хозяйственной деятельности и соответственно на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства на уровне хозяйства, района, области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы стабилизации и развития конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в условиях кризиса

В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него - на конкурентоспособность продукции. Как показала практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем.

Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя или его посредников. Нереализованные на рынке товара убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя, необходимо выпускать только то, что тре­бует потребитель.

Иначе обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потреби­тель довольствуется лишь тем, что ему доступно. Требования к качеству резко снижаются. «Естественный» регулятор и критерий оценки качества - спрос и предпочтение покупателей - перестает «работать», оказывать должное воздействие на производство, поддержание мини­мально необходимого для реализации продукции качества ее изготовления. Качество требует больших усилий и затрат, своевременно­го обновления технической базы производства и его объектов. Но если кое-как сделанная продукция все равно раскупается, у производители исчезает стимул делать «лишние» усилия;

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний кон­троль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает, в конечном счете, покупатель (потребитель). Конкуренция - самый эффективный и дешевый метод экономического контроля. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нуж­ного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек произ­водства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой моно­полизации производителей регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью наоборот - производство и административно-командный механизм распределения регулировали потребление, формирова­ли потребности и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурен­тоспособности товара у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке.

С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово- экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится, повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпу­стить не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметри­ческие ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - по­купатель будет искать другого продавца. Чтобы оценить конкуренто­способность продукции, необходимо решить широкий круг вопро­сов, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать продукцию, о его кон­курентах. Особенно это относится к оценке тех потребностей, кото­рые предполагаемая продукция не удовлетворяет, к выявлению отри­цательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция но техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимой продукции, подготовка и организация производства новых видов продукций. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагае­мых товаров, предприятия стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации произ­водственной базы речь идет, в конечном счете, о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стрем­ление создать «товар рыночной новизны» с высоким уровнем конку­рентоспособности относительно других аналогичных товаров.

При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплек­са услуг, связанных со сбытом и использованием растениеводческой продукции, и другой сельскохозяйственной продукции и обеспечива­ющих их постоянную готовность к использованию.

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каж­дым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора, и осво­ения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что, внедряя товар на новый рынок, мож­но продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты, а увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта.

Таким образом, для дальнейшего развития конкурентоспо­собности товара (прежде чем перейти к новой его модификации или снятию с производства) необходимо попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта.

При выработке рыночной стратегии очень важно научиться своевременно, изымать экономически неэффективную продукцию из производственной программы сельскохозяйственного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные пути повышения конкурентоспособности

сельского хозяйства

3.1 Себестоимость продукции сельского хозяйства и

факторы ее снижения

В условиях рыночной экономики роль и значение показателя себестоимости продукции резко возрастает. С экономических и социальных позиций ее снижение позволяет:

- увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприя­тия, а, следовательно, возможность не только простого, но и рас­ширенного воспроизводства;

- улучшить материальное стимулирование работников и реше­ние социальных проблем;

- улучшить финансовое состояние предприятия;

- снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить объем реализации;

- в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.

Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, ко­торые можно разделить на непосредственно зависящие от пред­приятия (внутренние) и внешние, не зависящие от него. Внеш­ние факторы - это инфляция, рост тарифов и цен на сырье, топ­ливо и т.д. Внутренние факторы лежат в основе мероприятий, направленных на более полное и экономное расходование мате­риальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия (внедре­ние передовой техники и технологии, оптимальная организация труда и управления и др.).

Уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции в 90-е годы существенно увеличился (табл. 8). Причины такого роста - повышение цен на промышленные товары, поступающие в сель­ское хозяйство, возрастание фондоемкости производства, недоста­точно эффективное использование производственных ресурсов, а нередко просто бесхозяйственность и расточительность.

Таблица 8 - Производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции на сельскохо­зяйственных предприятиях, руб.

Вид продукции

1991 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Зерно

21

48

50

72

96

Сахарная свекла

8

19

22

29

35

Подсолнечник

25

68

73

88

139

Картофель

41

83

101

110

175

Молоко

71

162

188

195

243

Прирост живой

массы:

 

 

 

 

 

КРС

585

1577

1887

1990

2076

свиней

488

1583

1736

1684

2211

Информация о работе Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства