Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:59, курсовая работа
Конкуренция - неотъемлемое свойство рыночной экономики. Устойчивость экономического развития, уровень использования производственного потенциала, удовлетворение спроса населения на продовольствие в немалой степени определяются развитием конкуренции и формированием здоровой конкурентной среды в сельском хозяйстве. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях продолжающегося, стремительного роста производственных издержек, глубокого диспаритета цен, монополизации и криминализации агропродовольственных рынков, демпинговых поставок продовольствия из-за рубежа.
Проведенный анализ ряда экономических показателей отражает объективно сложившуюся ситуацию, но не позволяет в полной мере оценить уровень конкурентоспособности сельскохозяйственных предпринимательских структур.
Также можно выделить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность сельскохозяйственных предпринимательских структур. В ходе написания курсовой работы было выявлено, что проблемной областью деятельности предприятий является стратегическое управление, и без соответствующей конкурентной стратегии практически невозможно достижение конкурентных преимуществ, также предприятия нуждаются в совершенствовании информационного обеспечения. Не менее важной проблемной стороной можно выделить необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов со стороны. Это связанно с тем, что в современных условиях обеспечение конкурентоспособности не может быть без оперативного анализа больших объемов информации и использования информационно-аналитических технологий. Информационно- консультационное обслуживание улучшает информационное обеспечение руководителей и специалистов, повышает степень обоснованности принимаемых решений, влияет на все стороны хозяйственной деятельности и соответственно на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства на уровне хозяйства, района, области.
2.2 Проблемы стабилизации и развития конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в условиях кризиса
В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него - на конкурентоспособность продукции. Как показала практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем.
Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя или его посредников. Нереализованные на рынке товара убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя, необходимо выпускать только то, что требует потребитель.
Иначе обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потребитель довольствуется лишь тем, что ему доступно. Требования к качеству резко снижаются. «Естественный» регулятор и критерий оценки качества - спрос и предпочтение покупателей - перестает «работать», оказывать должное воздействие на производство, поддержание минимально необходимого для реализации продукции качества ее изготовления. Качество требует больших усилий и затрат, своевременного обновления технической базы производства и его объектов. Но если кое-как сделанная продукция все равно раскупается, у производители исчезает стимул делать «лишние» усилия;
В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает, в конечном счете, покупатель (потребитель). Конкуренция - самый эффективный и дешевый метод экономического контроля. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью наоборот - производство и административно-командный механизм распределения регулировали потребление, формировали потребности и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке.
С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово- экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится, повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.
В международной практике считается целесообразным выпустить не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца. Чтобы оценить конкурентоспособность продукции, необходимо решить широкий круг вопросов, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать продукцию, о его конкурентах. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемая продукция не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция но техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.
Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимой продукции, подготовка и организация производства новых видов продукций. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, предприятия стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.
Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет, в конечном счете, о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.
В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать «товар рыночной новизны» с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.
При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.
Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием растениеводческой продукции, и другой сельскохозяйственной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к использованию.
В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора, и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что, внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты, а увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта.
Таким образом, для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новой его модификации или снятию с производства) необходимо попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта.
При выработке рыночной стратегии очень важно научиться своевременно, изымать экономически неэффективную продукцию из производственной программы сельскохозяйственного производства.
Глава 3. Основные пути повышения конкурентоспособности
сельского хозяйства
3.1 Себестоимость продукции сельского хозяйства и
факторы ее снижения
В условиях рыночной экономики роль и значение показателя себестоимости продукции резко возрастает. С экономических и социальных позиций ее снижение позволяет:
- увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а, следовательно, возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства;
- улучшить материальное стимулирование работников и решение социальных проблем;
- улучшить финансовое состояние предприятия;
- снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить объем реализации;
- в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.
Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно разделить на непосредственно зависящие от предприятия (внутренние) и внешние, не зависящие от него. Внешние факторы - это инфляция, рост тарифов и цен на сырье, топливо и т.д. Внутренние факторы лежат в основе мероприятий, направленных на более полное и экономное расходование материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия (внедрение передовой техники и технологии, оптимальная организация труда и управления и др.).
Уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции в 90-е годы существенно увеличился (табл. 8). Причины такого роста - повышение цен на промышленные товары, поступающие в сельское хозяйство, возрастание фондоемкости производства, недостаточно эффективное использование производственных ресурсов, а нередко просто бесхозяйственность и расточительность.
Таблица 8 - Производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции на сельскохозяйственных предприятиях, руб.
Вид продукции | 1991 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Зерно | 21 | 48 | 50 | 72 | 96 |
Сахарная свекла | 8 | 19 | 22 | 29 | 35 |
Подсолнечник | 25 | 68 | 73 | 88 | 139 |
Картофель | 41 | 83 | 101 | 110 | 175 |
Молоко | 71 | 162 | 188 | 195 | 243 |
Прирост живой массы: |
|
|
|
|
|
КРС | 585 | 1577 | 1887 | 1990 | 2076 |
свиней | 488 | 1583 | 1736 | 1684 | 2211 |
Информация о работе Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства