Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

Сельское хозяйство - одна из крупнейших сфер народного хозяйства страны, призванная обеспечивать население качественными продуктами питания в полном объеме. Большинство людей тратит более половины своих доходов на продукты питания и другие сельскохозяйственные товары. Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители поставляют сырье для перерабатывающих отраслей АПК. Это подчеркивает существенную значимость сельскохозяйственных товаропроизводителей в экономике любой страны.
C начала 1990-х гг. в этом секторе экономики России произошли качественные изменения в социально-экономических, организационно-экономических и организационно-юридических отношениях. В частности, возникли индивидуальная (частная) форма собственности на землю и воспроизводимые средства производства, а также появились новые типы ведения хозяйства, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Определение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………………………….6
1.1. Правовое регулирование организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств………………………………6
1.2. Понятие, признаки и правосубъектность крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………10
1.3. Состав крестьянского (фермерского) хозяйства………………13
Глава II. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………
2.1 Порядок создания и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………17
2.2 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………19
2.3 Права и обязанности граждан по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………30
Библиография…………………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.72 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Определение правового статуса крестьянского (фермерского)      хозяйства………………………………………………………………………….6

    1. Правовое регулирование организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств………………………………6
    2. Понятие, признаки и правосубъектность крестьянского (фермерского)      хозяйства………………………………………10
    3. Состав крестьянского (фермерского)      хозяйства………………13

Глава II. Особенности правового положения крестьянского (фермерского)      хозяйства…………………………………………………17

    1. Порядок создания и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………17
    2. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского)      хозяйства……………………………………………………………19
    3. Права и обязанности граждан по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………30

Библиография…………………………………………………………………32 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Сельское  хозяйство - одна из крупнейших сфер народного  хозяйства страны, призванная обеспечивать население качественными продуктами питания в полном объеме. Большинство  людей тратит более половины своих  доходов на продукты питания и  другие сельскохозяйственные товары. Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители  поставляют сырье для перерабатывающих отраслей АПК. Это подчеркивает существенную значимость сельскохозяйственных товаропроизводителей в экономике любой страны.

      C начала 1990-х гг. в этом секторе  экономики России произошли качественные  изменения в социально-экономических,  организационно-экономических и  организационно-юридических отношениях. В частности, возникли индивидуальная (частная) форма собственности  на землю и воспроизводимые  средства производства, а также  появились новые типы ведения  хозяйства, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

      За  прошедший период реформ темпы падения  сельскохозяйственного производства были выше, чем в целом в экономике  страны, и доходность отраслей сельского  хозяйства была ниже, чем других ведущих отраслей народного хозяйства.

      Одним из главных направлений радикального реформирования аграрных отношений  в России в начале девяностых годов  определялось создание качественно  нового сектора сельхозпроизводства - крестьянского (фермерского) хозяйства. Главной задачей последних, являлось обеспечение отечественных продовольственных  рынков, как необходимым сырьем, так и готовой продукцией. Формирование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств способствует усилению конкуренции  между различными сельскохозяйственными  предприятиями, что в, свою очередь, обеспечивает качество производимой продукции. Учитывая, что в последнее время  завоевание российского продовольственного рынка не редко используется иностранными производителями для сбыта недоброкачественной, с просроченным сроком годности, низкосортной продукции, не пользующейся спросом или вообще запрещенной к реализации на внутренних рынках развитых стран, роль крестьянских (фермерских) хозяйств возрастает. Особая значимость крестьянских (фермерских) хозяйств подчеркивается и тем, что их создание приведет к появлению дополнительных рабочих мест на селе, вовлечение в производственный процесс различных категорий населения (молодежи, пенсионеров), рациональному использованию различных сельскохозяйственных ресурсов, сокращению ежегодных потерь российских производителей от импортных интервенций продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

      И в настоящее время российское законодательство переживает бурное развитие. Переход от плановой экономики к  рыночным отношениям вызвал значительные изменения правового статуса  участников гражданского оборота. Приняты  законы о многих видах коммерческих и некоммерческих организаций (об акционерных  обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах, о сельскохозяйственной кооперации, о садоводческих, огороднических и  дачных объединениях граждан и др.). Вместе с тем правовое положение  крестьянских (фермерских) до сих пор  четко не определено, что вызывает множество споров в теории и на практике. В этих условиях особенно актуальной становится задача четкого  урегулирования правового положения  крестьянских (фермерских) хозяйств.

      В настоящее время, наиболее актуальной проблемой в условиях существенной продовольственной зависимости является проблема развития предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию, в особенности таких как крестьянские (фермерские) хозяйства. Их роль и важность в последние десятилетия в экономике страны постоянно усиливается.

      Целью курсовой работы является анализ теоретических  и практических проблем правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:

     - раскрытие правовых основ регулирования и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ;

     -    исследовать правовое регулирование института собственности крестьянских (фермерских) хозяйств;

     -     просмотреть все основные права  и обязанности граждан, занимающихся  крестьянским (фермерским) хозяйством;

     -     сделать основополагающие выводы  по данной курсовой работе.

     Цели  и задачи исследования обусловили структуру  курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Определение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства

 
             1.1. Правовое регулирование организации  и деятельности крестьянских        (фермерских) хозяйств
 

       В основе законодательства о крестьянских хозяйствах лежит Конституция Российской Федерации. Правовое положение крестьянских хозяйств определяется рядом законов Российской Федерации: Гражданским кодексом, Земельным кодексом и законом о крестьянском (фермерском хозяйстве). Также особое значение в регулировании деятельности крестьянских хозяйств имеют указы Президента (Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 года «о неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», создавший правовые основы для приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий; Указ Президента РФ от 2 марта 1992 года «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»; Указ Президента от 7 марта 1996 года «О реализации конституционных прав на землю» и др.). Кроме того важную роль в правовом регулировании деятельности крестьянских хозяйств играет Правительство РФ, принявшее по этим вопросам ряд постановлений: Постановление правительства РФ от 4 сентября 1992 года «о порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»; Постановление правительства РФ от 1 февраля 1995 года «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 “О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и др. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств также регулируется рядом ведомственных и межведомственных нормативных актов. 

      Правовые  нормы, посвященные вопросам организации  и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, нашли отражение в 23 статьях  сгруппированных в 9 глав новой редакции ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».1

      Этот  закон определяет правовые, экономические  и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и  гарантирует гражданам право  на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

      ГК  РФ, ТК РФ, другие Федеральные Законы и подзаконные акты также регулируют отношения в сфере организации  и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, но не полностью, а в отношении  определённых вопросов. Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» заключается в следующем:

1) была  введена новая формулировка фермерского  хозяйства. Прежнее определение  устанавливало, что фермерское  хозяйство – это самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами  юридического лица. В новом определении  подчеркнуто, что фермерское хозяйство – это объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и осуществляющих производственную деятельность, причем основанную на их личном участии в этой деятельности по производству, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

2) в  отличие от прежнего Закона  установлено, что фермерское хозяйство  не может быть зарегистрировано  в качестве юридического лица. Фермерское хозяйство осуществляет  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица, что соответствует положениям  ст. 23 ГК РФ (п. 3 ст. 1 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

3) право  на создание фермерского хозяйства  имеют как российские граждане, так и иностранные граждане. При  этом надо иметь ввиду, что  в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане имеют право обладать земельными участками только на праве аренды (п. 1 ст. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

4) в  ст. 23 ГК РФ глава фермерского  хозяйства признается предпринимателем. Однако государственной регистрации  подлежит фермерское хозяйство  на основании соглашения о  создании фермерского хозяйства,  подписанное всеми его членами,  а не его глава в качестве  индивидуального предпринимателя  (ст. 5 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

5) в  отличие от прежнего закона  в новой редакции отсутствуют  квалификационные требования (опыт  работы в сельском хозяйстве  и наличие специальной профессиональной  подготовки), предъявляемые к главе  фермерского хозяйства (ст. 3 и 16 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

6) членами  фермерского хозяйства могут  быть супруги и их близкие  родственники (родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки)  без ограничения их количества, но не более чем из трех  семей, а также не более пяти  граждан, которые не состоят  в родстве с главой фермерского  хозяйства (ст. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

7) количество  граждан, работающих в фермерском  хозяйстве по трудовому соглашению (наемные работники), не ограничивается (ст. 17 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

8) учредительным  документом фермерского хозяйства  является Соглашение его членов  о создании фермерского хозяйства.  Здесь прослеживается аналогия  с учредительным договором или  уставом юридического лица, хотя  фермерское хозяйство и не  является юридическим лицом (ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

9) порядок  владения, пользования и распоряжения  имуществом фермерского хозяйства  определяется соглашением, заключенным  между его членами (ст. 7 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

10) в  случае выхода членов фермерского  хозяйства гражданин имеет право  на получение только денежной  компенсации, соразмерной его  доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Раздел имущества допускается только в случае прекращения фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех членов (ст. 9 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

11) для  создания фермерского хозяйства  и осуществления его деятельности  земельные участки предоставляются  и приобретаются из земель  сельскохозяйственного назначения  в соответствии с гражданским  и земельным законодательством,  а для строительства зданий, строений  и сооружений разрешается также  предоставлять и приобретать  их и из земель иных категорий  (ст. 11 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

12) минимальные  размеры образуемых земельных  участков для фермерского хозяйства  устанавливаются законами субъектов  РФ, кроме случаев создания фермерского  хозяйства, основной деятельностью  которого является садоводство,  овощеводство защищенного грунта, цветоводство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство и другая деятельность по технологии, допускающей использование небольших по площади земельных участков (п. 7 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

Информация о работе Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств