Топографические карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:36, практическая работа

Описание

Практикум состоит из трех лабораторных работ, соответствующих учебной программе дисциплины. В первой лабораторной работе изучаются масштаб карты и географические координаты, рассматриваются основные свойства топографических карт и методика их использования. Большое внимание уделяется содержанию топографических карт разных масштабов, предлагаются задания по составлению тематических карт, начиная с расчета математической основы и заканчивая разработкой содержания карты. Во второй лабораторной работе рассматриваются принципы чтения рельефа с топоосновы и построения рельефа местности их по отметкам высот и по горизонталям. В третьей лабораторной работе рассматривается картографическая генерализация и алгоритмы построения совмещенных профилей.

Содержание

Введение 4
Лабораторная работа № 1. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
5
1.Цель работы
2.Теоретические сведения
3.Содержание лабораторной работы
4.Контрольные вопросы
5
5

5

22

Лабораторная работа № 2. рельеф МЕСТНОСТИ 23
1.Цель работы
2.Теоретические сведения
3.Содержание лабораторной работы
4.Контрольные вопросы
23
23

24

32

Лабораторная работа № 3. Картографическая генерализация. Построение совмещенных профилей
1.Цель работы
2.Теоретические сведения
3.Содержание лабораторной работы
4.Контрольные вопросы


33
33

33

34

44

список ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

Практикум_1.doc

— 2.05 Мб (Скачать документ)
 

     Нанести на основу все высотные отметки, аккуратно подписать их значения. Линии водоразделов отмечены на схеме пунктирной, а линии русел рек - сплошной линией. Перенести на свою карту эти линии, если они имеются на вашем фрагменте.

     Метод интерполирования по отметкам высот состоит в следующем: между двумя соседними точками с известными отметками высот ищут след прохождения основных горизонталей с помощью специальной палетки (рис. 2.4). Такую палетку нужно вычертить в тетради с интервалом между линиями в 5 мм. Число линий соответствует числу горизонталей, проходящих по данному фрагменту рельефа; нижняя линия - по горизонтали, проходящей ниже самой нижней, а верхняя - выше самой верхней отметки горизонтали. На вспомогательном листке бумаги отмечают карандашом расстояние между двумя точками на карте, затем прикладывают край листка бумаги на палетку таким образом, чтобы карандашные отметки на нем совпали с уровнями высот на палетке. Точки пересечения линий палетки с краем бумаги нужно отметить карандашом - это и будут искомые следы горизонталей, проходящих между двумя соседними точками.

     Интерполирование  производится по линиям водораздела (1-2), тальвега (3-4) и вниз по склонам (1-3), (3-6), но нельзя интерполировать поперек этих линий (3-5) и (1-6). Не допускается также перекрестное интерполирование (1-7) и (2-3).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.4. Интерполирование по отметкам высот:

• - след пересечения горизонтали с линиями палетки 

     Перенесите  на составляемый фрагмент карты намеченные карандашом следы горизонталей, приложив вспомогательную бумагу к отметкам высот. Такую последовательность соблюдайте при работе на всех других участках карты. При прохождении только одной горизонтали допускается интерполирование на глаз. Переходя от одной пары точек к другой, проводите линии горизонталей, используя полученные при интерполировании точки.

     Фрагмент  карты оформить следующим образом:

    • выделить утолщенные горизонтали, кратные 5 м;
    • для уплощенных участков рельефа, где линии горизонталей расположены далеко друг от друга, провести дополнительные горизонтали на половине основного сечения;
    • подписать некоторые горизонтали с основанием цифр в сторону понижения ската. Поставить бергштрихи на замкнутых горизонталях.

4. Контрольные вопросы 

  1. Дать определение  понятию бергштрихи.
  2. Для чего используется метод интерполирования?
  3. Как вычислить магнитный и истинный азимут?
  4. Чем отличается седловина от лощины?
  5. Дайте определение топографической карте.
 

Лабораторная  работа № 3. Картографическая генерализация. Построение совмещенных профилей

     1 Цель работы

     Усвоение правил чтения и всевозможных приемов составления рельефа местности. Выработать навыки построения совмещенных профилей двух явлений для изучения связей между ними.

     2 Теоретические сведения

     Географическая  карта - это пространственно-временная модель земной поверхности, созданная по определенным математическим законам, уменьшенная, обобщенная и передающая информацию в системе условных обозначений.

     Картографическая  генерализация - отбор главных, существенных, характерных для данной территории явлений и объектов и обобщение их качественных и количественных характеристик. Невозможность отобразить все объекты и явления ввиду значительного уменьшения карты по сравнению с местностью приводит к необходимости выбора только более важных объектов и отбрасывания остальных.

     Генерализация выполняется в виде норм и цензов отбора. Норма отбора - показ какого-либо количества объектов на определенной площади карты (например, 25 отметок высот на 1 дм карты) Ценз отбора - ограничение отображаемых объектов по их минимальной величине (например, показываются все реки длиннее 1 см на карте, населенные пункты, в которых более 10 000 жителей, или только города).

     Обобщение качественных характеристик проявляется  на картах в основном изменением ступеней в шкалах почв, растительности, плотности населения и т. п.

     Степень генерализации зависит от масштаба карты, ее назначения, особенностей картографируемой территории (например, в азиатской части России можно показать больше рек, населенных пунктов, т. е. снизить степень генерализации по сравнению с европейской частью, так как общий объем информации там мал). 
 
 

     3 Содержание лабораторной  работы 

     3.1 Картографическая  генерализация

     Задание 3.1. Генерализация на картах разного масштаба. По географическому атласу России (ПКО «Картография», 1998) или СССР (ГУГК, 1985) изучить карты разных масштабов на одну территорию и одного назначения. Для этого использовать обзорные физические карты европейской части России и отдельных регионов.

     Методические  указания. Степень генерализации определяется путем сравнения коэффициентов густоты речной сети для участков территорий, ограниченных одними и теми же линиями географической сетки.

     Задание выполнить в виде рабочей табл. 1.

     Густоту речной сети на данной территории можно  вычислить делением суммарной длины рек на площадь. Однако можно обойтись без трудоемкого, полного ошибок измерения длин рек. Поскольку искажения в разных частях карты различны, ошибки также будут разными по величине, а возможно, и по знаку. Кроме того, будут при- 

Рабочая таблица 1

Название карты Территория Масштаб
Карта 1 Карта 2
Способ 1    
Число рек    
Площадь, км2    
Коэффициент густоты речной сети Кг, км/км2    
Способ 2    
Число пересечений    
Сторона палетки, км    
Площадь, км2    
Коэффициент густоты

Кг, км/км2

   
Вывод: Соотношение масштабов ...

Соотношение Кг...

Сформулировать  изменение степени генерализации  с изменением масштаба карты

 
 

сутствовать ошибки самих измерений для определения  коэффициента Кг ,поэтому применяют вероятностные картометрические способы. Они особенно эффективны при сравнении территорий по картам одного масштаба и одного назначения.

     Коэффициент густоты Кг можно вычислить двумя способами. Один из них заключается в подсчете числа рек на определенной территории (например, в бассейне реки или на трапеции, образованной линиями географической сетки, и др.), другой - с использованием палеток.

     Способ 1. На выделенном участке подсчитать число всех рек n, лучше по их верховьям.

     Определить площадь участка Р (см. лаб. раб. 1). Если участок представляет собой трапецию, ограниченную линиями сетки, то ее площадь легко найти из таблиц длин дуг и площадей полей, заключенных между меридианами и параллелями (cм. приложение 2)

     Коэффициент густоты речной сети вычисляется  по формуле 

. 

     Пример. На рис. 3.1 дан участок между двумя параллелями двумя меридианами. Площадь заключенного между ними поля находится по широтам 48° и 50°; она равна 32 550 км2 (cм. приложение 2). Число рек на участке - 39. Тогда

     Способ 2. Для вычисления Кг используются палетки с различной формой ячеек. Наиболее точными считаются шестиугольные сетки, но можно пользоваться и квадратной палеткой - ее проще строить. Частота сетки зависит от характера речной сети (чем больше мелких рек, тем чаще должна быть село), от масштаба карты (чем мельче масштаб, тем чаще сетка). Чем крупнее сетка, тем ниже точность. Оптимальной считается палетка со сторонами квадратов 0,5-1,0 см. Палетка вычерчивается на любом прозрачном материале (пластике, кальке).

     Для увеличения точности палетку накладывают дважды, параллельно рамке карты и под углом 45°. Подсчитывают число пересечений рек с линиями палетки сначала по горизонтальным, а затем по вертикальным линиям. Находят среднее число из двух положений палетки.

     При этом способе коэффициент густоты вычисляют по формуле

,

где D - суммарная длина рек, км; d - размер стороны палетки, км; Р - площадь участка, км2; п - среднее число пересечений с линиями палетки из двух ее положений.

     Пример. На рис. 3.1 нанесена квадратная палетка со сторонами d - 25 км. Число пересечений п = 100, площадь Р = 32 550 км2. Тогда

км/км2.

     Если  густота рек определялась двумя  способами, берут среднее значение из результатов:

     Способом 2 можно вычислить густоту любых  линий на карте: густоту дорог, границ любых выделов, расчлененность рельефа (чем больше густота границ, тем  мельче контуры; чем больше извилистость горизонталей, тем больше расчлененность и т. п.).

     Задание 3.2. Генерализация на картах разного назначения.

      Сравнить карты одной и той  же территории и одного или близких масштабов в атласах (табл. 3.1).

     Методические  указания. Обратить внимание на изрезанность и длину береговой линии морей, наличие островов, извилистость рек и наличие притоков, на число населенных пунктов, дорог, других элементов местности, а также на способы отображения информации. Сделать вывод о степени генерализации. Задание выполнить в виде рабочей табл. 2.

Рабочая таблица 2

Назначение  и элементы карты Атлас, карта (а) Атлас, карта (б)
Назначение    
Масштаб    
Проекция    
Частота географической сетки    
Географическая  основа: береговая линия реки населенные пункты пути сообщения рельеф границы    
Тематическое  содержание: классификация основного  явления число градаций по элементам способы отображения по элементам    
Вывод: Конкретизировать разницу между картами и указать причину ее возникновения
 

Таблица 3.1

Номер варианта Атласы, карты Масштаб Территория
    1
а) Атлас 7 класса. Африка. Физическая карта

б) Атлас 10 класса. Африка. Физическая карта

1:35 000 000 
 

1:40 000 000

К северу от экватора 

То же

    2
а) Атлас 7 класса. Африка. Физическая карта

б) Атлас 10 класса. Африка. Физическая карта

1:35 000 000 
 

1:40 000 000

К югу от 10° с. ш. 

То же

Информация о работе Топографические карты