Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:36, практическая работа
Практикум состоит из трех лабораторных работ, соответствующих учебной программе дисциплины. В первой лабораторной работе изучаются масштаб карты и географические координаты, рассматриваются основные свойства топографических карт и методика их использования. Большое внимание уделяется содержанию топографических карт разных масштабов, предлагаются задания по составлению тематических карт, начиная с расчета математической основы и заканчивая разработкой содержания карты. Во второй лабораторной работе рассматриваются принципы чтения рельефа с топоосновы и построения рельефа местности их по отметкам высот и по горизонталям. В третьей лабораторной работе рассматривается картографическая генерализация и алгоритмы построения совмещенных профилей.
Введение 4
Лабораторная работа № 1. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
5
1.Цель работы
2.Теоретические сведения
3.Содержание лабораторной работы
4.Контрольные вопросы
5
5
5
22
Лабораторная работа № 2. рельеф МЕСТНОСТИ 23
1.Цель работы
2.Теоретические сведения
3.Содержание лабораторной работы
4.Контрольные вопросы
23
23
24
32
Лабораторная работа № 3. Картографическая генерализация. Построение совмещенных профилей
1.Цель работы
2.Теоретические сведения
3.Содержание лабораторной работы
4.Контрольные вопросы
33
33
33
34
44
список ЛИТЕРАТУРЫ 45
Продолжение табл. 3.1
Номер варианта | Атласы, карты | Масштаб | Территория |
|
а) Атлас 7 класса.
Африка. Комплексная карта
б) Атлас 10 класса. Африка. Экономическая карта |
1:35 000 000 1:40 000 000 |
К западу от 20°
в.д. То же |
|
а) Атлас 7 класса.
Африка. Комплексная карта
б) Атлас 10 класса. Африка. Экономическая карта |
1:35 000 000 1:40 000 000 |
К востоку от
20° в.д. То же |
|
а) Атлас 7 класса.
Северная Америка. Физическая карта
б) Атлас 10 класса. Северная Америка. Физическая карта |
1:35 000 000 1:40 000 000 |
К северу от 40°
с.ш. То же |
|
а) Атлас 7 класса.
Южная Америка. Комплексная карта
б) Атлас 10 класса. Латинская Америка. Экономическая карта |
1:35 000 000 1:40 000 000 |
К северу от 20°
ю. ш. То же |
7 | а) Атлас 7 класса.
Южная Америка. Комплексная карта б) Атлас 10 класса. Латинская Америка. Экономическая карта |
1:35 000 000 1:40 000 000 |
К югу
от 10° ю. ш. То же |
Продолжение табл. 3.1
|
Продолжение табл. 3.1
|
3.1 Построение совмещенных профилей
Построение совмещенных профилей явлений предполагает использование карт разных тем, но построенных в одной проекции и желательно в одном масштабе. Не рекомендуется строить профили по линиям большой протяженности, на которых изменяются частные масштабы. Наиболее подходящими для таких работ можно считать карты в региональных (областных) атласах. Используя совмещенные профили двух или нескольких природных или социально-экономических явлений, можно изучать закономерности в размещении каждого явления и взаимосвязях между ними.
Задание 3.3. Построить совмещенные профили. Преподавателем выдается одно из шести заданий (табл. 3.2) по атласу, указанному в задании 3.1.
Методические указания. Построение профилей следует начинать с явления, имеющего статистические показатели и отображенного на карте способом изолиний (рельеф, климат, фенологические явления и т. п.).
Сначала следует внимательно изучить физическую карту: масштаб, шкалу сечения рельефа, густоту расчленения его и т. д. Будьте внимательны: в шкале сечения может использоваться один цвет для нескольких слоев сечения.
Горизонтальный
масштаб профиля следует
Пример.
Разберем построение профиля рельефа,
растительности и почв по картам атласа
Московской области (рис. 3.2).
Таблица 3.2
Название карты | Масштаб карты | Номер варианта | Линия профиля |
Физико-географическая карта | 1:20 000 000 | 1
2 |
Мурманск - Волгоград
Мурманск - т. 50° с. ш., 60° в. д. |
Климатическая карта | 1:30 000 000 | 3 | Мурманск — Омск |
Почвенная карта | 1:30 000 000 | 4 | Чита — Нижневартовск |
Карта растительности | 1:30 000 000 | 5
6 |
Норильск — Улан-Удэ Норильск — Иркутск |
Рис. 3.2 Совмещенный профиль рельефа, почв и растительности (по атласу Московской области)
Абсолютные высоты: минимальная 100 м, максимальная 290 м. Максимальное превышение 290 - 100 = 190 м. Рельеф всхолмленный. Выбираем высоту профиля 2 см. Тогда вертикальный масштаб:
Масштаб следует округлять до чисел, кратных 1000 и соизмеримых с горизонтальным масштабом. Таким образом, в нашем примере выбран вертикальный масштаб 1:10 000.
Построение профиля выполняется так же, как по топографической карте (см. лаб. раб. 1).
На построенный профиль рельефа следует нанести ситуацию, указанную в задании. Для этого на карту заданной тематики по линии профиля накладывают полоску бумаги и переносят на нее точки пересечения линии профиля с границами распространения показателей другого явления (почв, растительности и др.).
Если масштабы карт совпадают, то полоску бумаги с карты накладывают на построенный профиль рельефа и на нем отмечают точки пересечения линии профиля и границ ситуации.
Оформить профили (см. рис. 3.2), подписать их начало и конец, указать горизонтальный и вертикальный масштабы.
Сделать вывод о взаимосвязи явлений.
Если масштабы карт разные, то для переноса точек на линию профиля строят клиновой масштаб.
На горизонтальной линии откладывают расстояние между двумя точками на карте более крупного масштаба и в конце линии восстанавливают перпендикуляр. На нем откладывают это же рассто-
Рис. 3.3.
Клиновой масштаб: 1-2— положение измерителя
при работе
яние
на карте более мелкого масштаба и соединяют
полученную точку с началом горизонтальной
линии. Для перехода от одного масштаба
к другому надо отложить измерителем длину
L с карты крупного масштаба и на перпендикуляре
получить ее же длину, но в другом масштабе.
Пример построения и использования клинового
масштаба дан на рис. 3.3.
4.
Контрольные вопросы
Библиографический
список
Основная
Дополнительная
Приложение 1
Варианты заданий по составлению рельефа