Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:51, реферат
Цель земельной реформы как важнейшей части экономической реформы, проводимой в России- формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одно из основных ее направлений – установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Это обуславливает радикальное изменение земельного строя России, основанного на исключительной собственности государства на землю. Первостепенным компонентом земельной реформы, необходимым средством решения стоящих перед нею задач являются право и юридическое закрепление и развитие реформируемых земельных отношений.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Начало реформы……………………………………………………..3
2. Первые правовые акты земельной реформы………………………5
3. Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период…………………………………………………………….7
4. Земельный кодекс РСФСР 2001 г…………………………………11
5. Современный этап развития реформы……………………………13
6. Результаты реформ…………………………………………………14
7. Проблемы…………………………...………………………………15
Заключение………………………………..………………………………16
Список литературы……………………………………...………………..17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Начало реформы…………………………………………
2.
Первые правовые акты
3.
Земельная реформа и развитие
земельных отношений в
4. Земельный кодекс РСФСР 2001 г…………………………………11
5.
Современный этап развития
6.
Результаты реформ…………………………………
7.
Проблемы…………………………...………………………
Заключение………………………………..………………
Список литературы…………………………………
Введение
Реформа – это преобразование в какой-либо отрасли человеческой деятельности, переустройство. Цель реформы – улучшение состояния дел в реформируемой отрасли, в конце концов – улучшение условий жизни людей, занятых в отрасли хозяйства, и в целом в государстве.
Цель земельной реформы как
важнейшей части экономической
реформы, проводимой в России- формирование
социально ориентированной
В 1990г. в Российской Федерации началось
осуществление земельной
Начало реформы
Реформа осуществляется, во-первых,
на основе специальных земельно-правовых
актов; во-вторых, на основе развития общего
законодательства: о приватизации;
о собственности; о предприятиях
и предпринимательской
Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах о земельной реформе.
В соответствии с законодательством
земельная реформа — это
Цель и суть земельной
реформы заключались в
— переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);— приватизация земель;
— децентрализация права собственности на землю. В результате возникла множественность форм права собственности на землю:
— частная (индивидуальная,
общая долевая и общая
— государственная, которая
подразделяется на федеральную собственность
и собственность субъектов
— муниципальная;
— иные формы права собственности.
Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это — право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право аренды.
Но земельная реформа
не самоцель. Она должна была привести
и к множественности форм хозяйствования,
и к подъему сельского
На основе данной множественности
форм собственности и других прав
на землю появились и развиваются
различные организационно-
— государственные;
— кооперативные;
— муниципальные;
— частные — индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные общества и др.
Указанные субъекты новых аграрных отношений одновременно являются и субъектами новых земельных отношений.
Конституция Российской Федерации
1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в России
закреплены частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности
на землю. Статья 36 специально посвящена
праву частной собственности
на землю граждан: они вправе самостоятельно
или вместе с другими владеть,
пользоваться и распоряжаться принадлежащими
им земельными участками по своему
усмотрению, не причиняя при этом вреда
другим лицам, и соблюдать требования
экологического законодательства. Право
частной собственности
Первые правовые акты земельной реформы
Первые правовые акты земельной
реформы были приняты еще бывшим
СССР. Верховный Совет СССР в апреле
1990 г. принял Основы законодательства
о земле. Однако в те времена шла
острейшая дискуссия: нужно или
не нужно вводить частную
Основы законодательства
о земле не ввели право частной
собственности на землю. Реформа 90-х
гг. ХХ в. тоже имела благородные
цели: решить наконец продовольственную
проблему, как говорили в начале
реформы – “накормить Россию”;
поднять благосостояние сельского
(и городского тоже) населения; повысить
эффективность аграрного
Достичь этого предполагалось
посредством следующих
Предвиделось следующее:
едва в селах распространится
частная собственность и
Земельная реформа и развитие
земельных отношений в
Новый этап развития земельного
законодательства относится к периоду
так называемой перестройки. В 1989 г.
была предпринята попытка
Земельная реформа в Российской
Федерации началась в 1990 г. Следует
различать два этапа: 1–й этап, когда
она развивалась на основе ранее
действовавшей Конституции
В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все земельные общественные отношения нового земельного строя.
Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.
Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).
Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы'". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:
— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);
— при переселении в другую местность;
— при передаче в собственность по наследованию;
— при внесении вырученных
средств в местную
Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.
Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.
Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.
Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.
Законодательный орган —
Верховный Совет Российской Федерации,
со своей стороны, принимал законы,
направленные на дальнейшее расширение
права частной собственности
на землю. В Конституцию РФ (ст. 12)
были внесены дополнение и изменение,
которыми разрешалась свободная
купля-продажа земельных
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
— индивидуального жилищного строительства.
Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.
Указом Президента Российской
Федерации о регулировании