Земельная реформа 1967 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:51, реферат

Описание

Цель земельной реформы как важнейшей части экономической реформы, проводимой в России- формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одно из основных ее направлений – установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Это обуславливает радикальное изменение земельного строя России, основанного на исключительной собственности государства на землю. Первостепенным компонентом земельной реформы, необходимым средством решения стоящих перед нею задач являются право и юридическое закрепление и развитие реформируемых земельных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Начало реформы……………………………………………………..3
2. Первые правовые акты земельной реформы………………………5
3. Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период…………………………………………………………….7
4. Земельный кодекс РСФСР 2001 г…………………………………11
5. Современный этап развития реформы……………………………13
6. Результаты реформ…………………………………………………14
7. Проблемы…………………………...………………………………15
Заключение………………………………..………………………………16
Список литературы……………………………………...………………..17

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 31.87 Кб (Скачать документ)

24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять  полномочия Президента РФ, издал  Указ № 2228 «О приведении законодательства  Российской Федерации в соответствие  с Конституцией РФ». Он отменил  часть ЗК РСФСР, ряд статей  Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной  реформе, 8 статей Закона о зерне.  Это создало пробелы и неопределенность  по многим вопросам регулирования  земельных отношений. В частности,  были признаны недействующими  статьи, определяющие компетенцию  государственных органов по предоставлению  земельных участков в собственность  и пользование; статьи, устанавливающие  порядок предоставления и изъятия  земельных участков, что на практике  порождало пробелы в законодательстве  и правовой беспредел.

В соответствии с Указом Б. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатся два раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их купле–продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с  землей включились органы Госкомимущества.

Ельциновский указ "О  реализации конституционных прав граждан  на землю" от 7 марта 1996 г. еще более  расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению  прав граждан на земельные участки  и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного  производства, свободного выхода для  организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского  хозяйства; предусмотрено право  местных органов власти выкупа у  крестьян земельных долей для  перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д. назначения» от 24 июля 2002 г.

Период «указного» регулирования  земельных отношений закончилось  с принятием в 2001 г. Земельного кодекса  РФ и федерального закона «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.

Земельный кодекс 2001 года

28 сентября 2001 года Государственной  Думой Российской Федерации принят  новый Земельный кодекс, в котором  страна нуждалась на протяжении  десяти лет, начиная с земельной  реформы 1990 года.

В Статье 1 земельного кодекса  приведены принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли  как основы жизни и деятельности  человека, согласно которому регулирование  отношений по использованию и  охране земли осуществляется  исходя из представлений о  земле как о природном объекте,  охраняемом в качестве важнейшей  составной части природы, природном  ресурсе, используемом в качестве  средства производства в сельском  хозяйстве и лесном хозяйстве  и основы осуществления хозяйственной  и иной деятельности на территории  Российской Федерации, и одновременно  как о недвижимом имуществе,  об объекте права собственности  и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли  как важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимого  имущества, согласно которому  владение, пользование и распоряжение  землей осуществляются собственниками  земельных участков свободно, если  это не наносит ущерб окружающей  среде;

3) приоритет охраны жизни  и здоровья человека, согласно  которому при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  такие решения и осуществлены  такие виды деятельности, которые  позволили бы обеспечить сохранение  жизни человека или предотвратить  негативное (вредное) воздействие  на здоровье человека, даже если  это потребует больших затрат;

4) участие граждан и  общественных организаций (объединений)  в решении вопросов, касающихся  их прав на землю, согласно  которому граждане Российской  Федерации, общественные организации  (объединения) имеют право принимать  участие в подготовке решений,  реализация которых может оказать  воздействие на состояние земель  при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной  деятельности обязаны обеспечить  возможность такого участия в  порядке и в формах, которые  установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных  участков и прочно связанных  с ними объектов, согласно которому  все прочно связанные с земельными  участками объекты следуют судьбе  земельных участков, за исключением  случаев, установленных федеральными  законами;

6) приоритет сохранения  особо ценных земель и земель  особо охраняемых территорий, согласно  которому изъятие ценных земель  сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых  лесами первой группы, земель  особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования  земли, согласно которому любое  использование земли осуществляется  за плату, за исключением случаев,  установленных федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации;

8) деление земель по  целевому назначению на категории,  согласно которому правовой режим  земель определяется исходя из  их принадлежности к той или  иной категории и разрешенного  использования в соответствии  с зонированием территорий и  требованиями законодательства;

9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации,  собственность субъектов Российской  Федерации и собственность муниципальных  образований, согласно которому  правовые основы и порядок  такого разграничения устанавливаются  федеральными законами;

10) дифференцированный подход  к установлению правового режима  земель, в соответствии с которым  при определении их правового  режима должны учитываться природные,  социальные, экономические и иные  факторы;

11) сочетание интересов  общества и законных интересов  граждан, согласно которому регулирование  использования и охраны земель  осуществляется в интересах всего  общества при обеспечении гарантий  каждого гражданина на свободное  владение, пользование и распоряжение  принадлежащим ему земельным  участком.

При регулировании земельных  отношений применяется принцип  разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования  отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами  могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства.

Современный этап развития реформы

На данном этапе до конца  января 2009 г. государство проводит работу по проведению территориального землеустройства. Гражданам необходимо зарегистрировать свои права на земельные участки, сформированные из земельных долей, находящихся в праве общедолевой  собственности, и уже в дальнейшем распоряжаться ими по своему усмотрению.

А муниципальным образованиям требуется сформировать земельные  участки из невостребованных земельных  долей и земельные участки  из земельных долей умерших, наследники которых не оформили соответствующие  правовые отношения на землю.

Сформированными собственниками земельных участков из земельных  долей необходимо распорядиться, т.е. сдать в аренду эффективному арендатору. Муниципальные образования имеют  все основания для приобретения в указанном порядке права  собственности на данные земельные  участки для их последующего вовлечения в хозяйственный оборот и пополнения местных бюджетов.

Результаты реформ

В результате государственная  монополия на землю была быстро ликвидирована. Крестьяне относились не всегда спокойно к разделу колхозно-совхозного имущества, так как далеко не все явно или  втайне мечтали стать самостоятельными хозяевами. Многим неплохо жилось в  колхозах и совхозах. Тем не менее  образовался, как тогда говорили, класс собственников на землю, тот  самый свободный от государства  крестьянин – мечта и надежда  реформаторов.

Реформа сельского хозяйства  проводилась на основе соответствующих  законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений правительства, областных законов.

В результате реформ сформировалась многоукладная экономика: сельскохозяйственные предприятия (коллективные), ЛПХ –  личные подсобные хозяйства сельских жителей и КФХ – крестьянские (фермерские) хозяйства.

Сельскохозяйственные предприятия  превратились в не только остатки  социалистической системы – колхозов и совхозов, но и образовавшиеся в результате объединения частных  собственников-пайщиков (дольщиков) СПК, АКХ, ОАО, ТОО, ООО, ЗАО, АОЗТ – новые  коллективные хозяйства. Результаты их деятельности представлены в приложении.

Земельные доли нарезали “в натуре” только тем, кто занялся  фермерством. Остальные работники  объединились со своими долями в агрофирмы (АФ), акционерные общества (ООО, ОАО, ЗАО), сельские производственные кооперативы (СПК) и др.

Развитие реформы

 

В 1970-е гг. СМ и Госплан  СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной  системы — тенденцию к росту  цен, стремление использовать максимально  затратные схемы хозяйственных  отношений (в том числе жертвуя  инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.

 

Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства»  были восстановлены, начиная с пятилетнего  плана 1971—1975 гг., директивные задания  по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся  объём новой продукции.

 

В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью  была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.

 

• «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию  управления промышленностью», постановление  ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г.[источник не указан 1355 дней]

 

В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой  продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), в  том числе: ЗИЛ, АЗЛК, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка.

 Новообразованные объединения  и комбинаты действовали на  основах хозрасчёта, осуществляли  основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи  предприятий. Министерствам отводилась  роль проводника общей научно-технической  политики. Резко сокращалось количество  форм документации и показателей  отчётности. Реорганизация сопровождалась  значительным высвобождением управленческого  персонала.

 

 Агитационный плакат 9-й пятилетки, 1975 г.  (укр.)

 

Следующей группой постановлений

 

• «О дальнейшем совершенствовании  хозяйственного механизма и задачах  партийных и государственных  органов» постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.

 • «Об улучшении  планирования и усилении воздействия  хозяйственного механизма на  повышение эффективности производства  и качества работ» постановление  ЦК КПСС и постановлением ЦК  КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979 г. [источник не указан 1355 дней]

 

вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции, учитывавший вновь созданную  стоимость — зарплата плюс усреднённая  прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и  затрат. Вводились поощрительные  надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.

 

В пореформенный период в  экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных  факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора  — увеличения числа занятых, что  было характерным для 1930-х — 1950-х  гг.

Информация о работе Земельная реформа 1967 год