Естествознание и познание мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:40, курсовая работа

Описание

Знания – проверенные практикой результаты познания, научные сведения.
Познание – творческая деятельность индивида, ориентированная на получение достоверных знаний о мире, осуществляемая в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Работа состоит из  1 файл

ксе на печать.docx

— 48.01 Кб (Скачать документ)

Существуют общенаучные  картины мира и картины мира с  точки зрения отдельных наук - физическая, биологическая, астрономическая, сточки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время  представления, методов, стилей мышления - вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины  мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена  между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Научная картина  мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание  мира и места человека в нем. В  нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных  систем, о деталях самого познавательного  процесса. При этом научная картина  мира не является совокупностью общих  знаний, она представляет целостную  систему представлений об общих  свойствах, сферах, уровнях и закономерностях  природы.

Научная картина  мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических  знаний и образов, создаваемых с  помощью моделей.

Наиболее показательные  особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах в понимании  объективных процессов и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина  мира - это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

В классической научной  картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску. Однако острота этих проблем несколько сгладилась в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию соотнесённости установления того или иного их соотношения. В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две "горячие точки" в ее развитии: стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук. Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Если речь идет о ЕНКМ, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы. ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени. 

Историческая  смена физических картин мира.

В существующей исторической и методологической литературе наиболее подробно проанализирована историческая эволюция физических картин мира. В  ХVI-ХVII вв. вместо натурфилософской утвердилась  механистическая картина мира, распространившая на все явления в мере законы механики Галилея-Ньютона, которые принимались  за основу всех других законов природы. Господствующее положение в научном  познании в духе этой картины занял  односторонний анализ, разделивший  мир на группы обособленных и неизмененных самих по себе явлений. В ХIХ в. в рамках механистической картины  сложилась термодинамическая картина  мира, основанная на молекулярно- кинетической концепции и вероятностно-статических  законах. Окончательное крушение механистической  картины мира вызвала теория электромагнитного  поля, созданная М. Фарадеем и Дж. К. Максвеллом во второй половине ХIХ  в. Если до Максвелла физическая реальность мыслилась в виде материальных точек, то после него физическая реальность предстала в виде непрерывных  полей, не поддающихся механистическому объяснению. Наступила эра принципиально  новой физической картины мира, трансформировавшейся в ХХ в. в релятивистскую и квантовомеханическую картины мира. Соотношение, конкретное взаимодействие эмпирического базиса и собственно физических теорий друг с другом, а также научной картиной мира и философией детально рассмотрено  в рекомендуемой книге М.В. Мостепаненко.

Научная картина  мира служит промежуточным звеном между  философией и теорией конкретной науки. Научная картина мира, с  одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с другой стороны - опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы и категории конкретной науки.

Все естественно-научные  знания и воззрения входили в  единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце  этого периода (александрийская  наука). Второй подготовительный период характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и  спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком  теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники  на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в  систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного  влияния на развитие естественно-научных  знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых  фактов, подготовивших переход к  следующему периоду. В целом это  была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода естествознания. Период механического и метафизического  естествознания, начавшийся с возникновения  естествознания как систематической  экспериментальной науки в эпоху  Возрождения, отвечает времени становления  и утверждения капиталистических  отношений в Западной Европе. Естествознание этого периода революционно по своим  тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала 00 в. (формирование механического  естествознания - Г. Галилей) и конца 00 в. - начала 00 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон). Т.к. господствующим методом  мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в естествознании делались открытия, в которых обнаруживалась диалектика.

Современная картина мира.

В ХХ в. на роль лидера научного познания наряду с физической претендует и биология, к которой  относятся такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфере в целом.

Биологическая картина мира к которому принадлежит  и человек, соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных  исследованиях, кибернетике и теории информации.

В последние  годы на первый план все больше выходит  новое междисциплинарное направление  исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки  к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.

Это направление  возникло в начале 70-х годов и  связано в первую очередь с  именами И. Пригожина и Г. Хакена. Синергетика ставит целью познание общих принципов самоорганизации  систем разной природы - от физических до социальных, лишь бы они обладали такими свойствами, как открытость, нелинейность, не равновесность, способность  усиливать случайные флуктации.

Предмет синергетики - это прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.

Синергетика же выявляет и формулирует общие  принципы самоорганизации любых  систем и в этом отношении она  аналогична системному методу, который  рассматривает общие принципы функционирования, развития и строения любых систем. В целом же системный подход имеет  более общий и широкий характер, поскольку наряду с динамическими, развивающимися системами рассматривает  также системы статические. Эти  новые мировоззренческие подходы  к исследованию естественнонаучной картины мира оказали значительное влияние как на конкретный характер познания в отдельных отраслях естествознания, так и на понимание природы  научных революций в естествознании. А ведь именно с революционными преобразованиями в естествознании связано изменение представлений о картине природы.

Глава 3. Научные революции  в истории естествознания.

Развитие  естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире (как это могло показаться из предшествующего изложения). И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.

  Научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. При этом научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и на миропонимание в целом.

Существует три  основных революции в естествознании: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская. Однако, следует отказаться отнаивных  и предвзятых представ-лений о  них как процессах, связанных  с ликвидацией прежнего знания, с  отказом от преемственности в  развитии науки и прежде всего  ранее накопленного и проверенного эмпирического материала, а признать и принять весьма актуальный в  связи с существующей проблемой  «радикальных прорывов» в науке  принцип соответствия Н. Бора, который  гласит, что ни одна новая теория не отрицает начисто предыдущую, а  вбирает ее в себя на правах частного случая.

Начало естествознания считается с XVII столетия, что привело  к коренным преобразованиям образа жизни человека. В XII в., когда в  научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда, естественно, наука столкнулась  с теологией и пришла с ней  в противоречие. Разрешением этого  противоречия стала концепция двойственности истины. Но даже в этих обстоятельствах  еще очень долгое время все  опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, но не абсолютной достоверностью. В тех условиях религиозная картина  мира представлялась более очевидной  по сравнению с философско-научной.

  Ученые сркдневековья.

Конечно, до XVII в. были периоды Средневековья и  Возрождения. В течение первого  из них наука находилась в полной зависимости от богословия и схоластики. Для этого времени типичны  астрология, алхимия, магия, каббалистика и другие проявления оккультного, тайного  знания. Алхимики пытались с помощью  химических реакций, протекающих в  сопровождении специфических заклинаний, получив философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились мнете научные  открытия, были созданы технологии получения красок, стекол, лекарств, сплавов и т.д. В целом развивающееся  знание было промежуточным звеном между  техническим ремеслом и натурфилософией  и в силу своей практической направленности содержало в себе зародыш будущей  экспериментальной науки. Однако постепенно накапливающиеся изменения привели к тому, что представление о соотношении веры и разума в картине мира стало меняться: сначала они стали признаваться равноправными, а затем, в эпоху Возрождения, разум был поставлен выше откровения. В эту эпоху (XVI в.) человек стал пониматься не как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам себе творец, он - владыка природы. Снимается граница между наукой как постижением сущего и практически-технической деятельностью. Идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Начинается математизация физики и фиэикализация математики, которая завершилась созданием математической физики Нового времени (XVII в.). У истоков ее стояли Н. Коперник, И. Кеплер, Г Галилей. Так, например, Галилей всячески развивал идею системаческого применения двух взаимосвязанных методов - аналитического и синтетического, называл их резолютивным и композитивным. Главным достижением в механике было установление им закона инерции, принципа относительности, согласно которому: равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др.

Великий английский физик И. Ньютон (1643-1727 гг.) завер-шил  коперниковскую революцию. Он доказал  существование тяготения, как универсальной  силы - силы, которая одновре-менно  заставляла камни падать на Землю  и была причинойзамкнутых орбит, по которым планеты вращались  вокруг Солнца. Заслуга И. Ньютона  была в том, что он соединил механическую философию Р. Декарта, законы И. Кеплера  о движении планет и законы Г Галилея  о земном движении, сведя их в  единую всеобъемлющую теорию. После  целого ряда математических открытий И. Ньютон установил следующее: для  того, чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответствующими скоростями и на соответствующих  расстояниях, определяющихся третьим  законом И. Кеплера, их должна притягивать  к Солнцу некая сила, обратно - пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому  же закону подчиняются и, тела, падающие на Землю.

  Ньютоновская революция.

Ньютон создал свой вариант дифференциального  и интегрального исчисления непосредственно  для решения основных проблем  механики: определения мгновенной скорости как производной от пути по времени  движения и ускорения, как производной  от скорости по времени или вто- рой  производной от пути по времени. Благодаря  этому ему удалось точно сформулировать основные законы динамики и закон  всемирного тяготения. Ньютон был убежден  в объективном существовании  материи, пространства и времени, в  существовании объективных законов  мира, доступных человеческому познанию. Несмотря на свои огромные достижения в области естествознания, Ньютон глубоко верил в Бога, очень  серьезно относился к религии. Он был автором «Апокалипсиса», «Хронологии». Эта приводит к выведу, что для  И. Ньютона не было конфликта между  наукой и религией, в его мировоззрении  уживалось и то и другое.

Отдавая дань столь  великому вкладу ученого в становление  и развитие научной картины мира, научную парадигму этого периода  или научную революцию XVI-XVII вв. называют ньютоновской.

И это вторая в истории европейской науки  картина мира после аристотелевской. Ее основными достижениями можно  считать:

натурализм-идею самодостаточности природы, управляемой  естественными, объективными законами;

механицизм - представление  мира в качестве машины, состоящей  из элементов разной степени важности и общности;

квантитативизм-универсальный  метод количественного сопоставления  и оценки всех предметов и явлений  мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья;

Информация о работе Естествознание и познание мира