Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:40, курсовая работа
Знания – проверенные практикой результаты познания, научные сведения.
Познание – творческая деятельность индивида, ориентированная на получение достоверных знаний о мире, осуществляемая в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Существуют общенаучные
картины мира и картины мира с
точки зрения отдельных наук - физическая,
биологическая, астрономическая, сточки
зрения каких-то господствующих, просто
авторитетных в то или иное время
представления, методов, стилей мышления
- вероятностно-статистическая, эволюционистская,
системная, информационно-кибернетическая,
синергетическая и т.п. картины
мира. В мировоззренческом и
Научная картина
мира включает в себя важнейшие достижения
науки, создающие определенное понимание
мира и места человека в нем. В
нее не входят более частные сведения
о свойствах различных
Научная картина мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей.
Наиболее показательные
особенности различных картин мира
выражаются в присущих им парадигмах
(определенных стереотипах в понимании
объективных процессов и
В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску. Однако острота этих проблем несколько сгладилась в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию соотнесённости установления того или иного их соотношения. В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две "горячие точки" в ее развитии: стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук. Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Если речь идет о ЕНКМ, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы. ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени.
Историческая смена физических картин мира.
В существующей
исторической и методологической литературе
наиболее подробно проанализирована историческая
эволюция физических картин мира. В
ХVI-ХVII вв. вместо натурфилософской утвердилась
механистическая картина мира, распространившая
на все явления в мере законы механики
Галилея-Ньютона, которые принимались
за основу всех других законов природы.
Господствующее положение в научном
познании в духе этой картины занял
односторонний анализ, разделивший
мир на группы обособленных и неизмененных
самих по себе явлений. В ХIХ в.
в рамках механистической картины
сложилась термодинамическая
Научная картина мира служит промежуточным звеном между философией и теорией конкретной науки. Научная картина мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с другой стороны - опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы и категории конкретной науки.
Все естественно-научные
знания и воззрения входили в
единую недифференцированную науку, находившуюся
под эгидой философии. Дифференциация
наук впервые наметилась в конце
этого периода (александрийская
наука). Второй подготовительный период
характеризуется господством
Современная картина мира.
В ХХ в. на роль лидера научного познания наряду с физической претендует и биология, к которой относятся такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфере в целом.
Биологическая картина мира к которому принадлежит и человек, соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных исследованиях, кибернетике и теории информации.
В последние
годы на первый план все больше выходит
новое междисциплинарное
Это направление
возникло в начале 70-х годов и
связано в первую очередь с
именами И. Пригожина и Г. Хакена.
Синергетика ставит целью познание
общих принципов
Предмет синергетики - это прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.
Синергетика же
выявляет и формулирует общие
принципы самоорганизации любых
систем и в этом отношении она
аналогична системному методу, который
рассматривает общие принципы функционирования,
развития и строения любых систем.
В целом же системный подход имеет
более общий и широкий
Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире (как это могло показаться из предшествующего изложения). И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.
Научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. При этом научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и на миропонимание в целом.
Существует три основных революции в естествознании: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская. Однако, следует отказаться отнаивных и предвзятых представ-лений о них как процессах, связанных с ликвидацией прежнего знания, с отказом от преемственности в развитии науки и прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала, а признать и принять весьма актуальный в связи с существующей проблемой «радикальных прорывов» в науке принцип соответствия Н. Бора, который гласит, что ни одна новая теория не отрицает начисто предыдущую, а вбирает ее в себя на правах частного случая.
Начало естествознания
считается с XVII столетия, что привело
к коренным преобразованиям образа
жизни человека. В XII в., когда в
научном обиходе стало
Ученые сркдневековья.
Конечно, до XVII в.
были периоды Средневековья и
Возрождения. В течение первого
из них наука находилась в полной
зависимости от богословия и схоластики.
Для этого времени типичны
астрология, алхимия, магия, каббалистика
и другие проявления оккультного, тайного
знания. Алхимики пытались с помощью
химических реакций, протекающих в
сопровождении специфических
Великий английский физик И. Ньютон (1643-1727 гг.) завер-шил коперниковскую революцию. Он доказал существование тяготения, как универсальной силы - силы, которая одновре-менно заставляла камни падать на Землю и была причинойзамкнутых орбит, по которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга И. Ньютона была в том, что он соединил механическую философию Р. Декарта, законы И. Кеплера о движении планет и законы Г Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую теорию. После целого ряда математических открытий И. Ньютон установил следующее: для того, чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответствующими скоростями и на соответствующих расстояниях, определяющихся третьим законом И. Кеплера, их должна притягивать к Солнцу некая сила, обратно - пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому же закону подчиняются и, тела, падающие на Землю.
Ньютоновская революция.
Ньютон создал
свой вариант дифференциального
и интегрального исчисления непосредственно
для решения основных проблем
механики: определения мгновенной скорости
как производной от пути по времени
движения и ускорения, как производной
от скорости по времени или вто- рой
производной от пути по времени. Благодаря
этому ему удалось точно
Отдавая дань столь
великому вкладу ученого в становление
и развитие научной картины мира,
научную парадигму этого
И это вторая в истории европейской науки картина мира после аристотелевской. Ее основными достижениями можно считать:
натурализм-идею самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами;
механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;
квантитативизм-универсальный
метод количественного