Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций
Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.
Синергетика как наука о самоорганизации и эволюции сложных систем.
Одним из ярких проявлений
процессов самоорганизации в
открытых системах, является эффект
кооперации, когда между элементами
системы возникаю новые связи,
приводящие к коллективному
Синергетический подход
Синергетический подход
применяется к сложноорганизова
Общее понимание того, что мир, Вселенная представляют собой иерархию сред с разной нелинейностью, процессы в которых описываются нелинейными дифференциальными уравнениями.
Синергетический подход является прообразом интегрального научного подхода 21 века, поскольку предполагается, что он может быть использован для объяснения всех эволюционных процессов в мире, включая происхождение жизни, человека и общества, включая историю их последующей эволюции.
Тема 4. Актуальные и методологические проблемы современной химии.
Химия определяется как наука о химических элементах и их соединениях. Поскольку любое вещество состоит именно из химических элементов и их соединений, химию можно рассматривать и как науку о составе и качественном превращении различных веществ. В настоящее время известно, что свойства вещества определяются:
- его элементным и молекулярным составом;
Однако, такое понимание возникло
далеко не сразу. История
Первый и действенный способ
определения свойств вещества
был предложен во второй
Второй концептуальный уровень познания свойств вещества связан с исследованием его структуры, т.е. способов взаимодействия элементов вещества. С середины 19 века мануфактурная стадия производства с ручной техникой и ограниченным ассортиментом сырья сменялась фабричной стадией с машинной техникой и широкой сырьевой базой. В химическом производстве стала преобладать переработка огромных масс веществ растительного и животного происхождения, качественное разнообразие которых, были неимоверно велики – сотни тысяч химических соединений, а состав крайне однообразен – лишь несколько элементов- органогенов: углерод, водород, кислород, сера, фосфор. Объяснение необычайно широкому разнообразию органических соединений при столь однообразном их элементном составе стали искать не только в их составе, но и в структуре молекул. Эксперимент и производственная практика доказывали, что свойства, полученные в результате химических реакций веществ, зависят не только от их состава их элементов, но и от взаимосвязей и взаимодействия последних, в процессе реакции. Именно поэтому в процессе познания и использования химических явлений необходимо было учитывать их структуру, т.е. характер взаимодействия составных частей вещества. В 1860 году выдающимся русским химиком А.М.Бутлеровым была создана теория химического строения вещества – возник более высокий уровень развития химических знаний – структурная химия, период становления которой, связан с зарождением и развитием технологии получения органических веществ, органическим синтезом. Были получены всевозможные красители для тканей, фармацевтические препараты и т.п. Интенсивное развитие автомобильной промышленности, авиации, энергетики и приборостроения в первой половине 20 века выдвинуло новые требования к производству материалов. Необходимо было получать высокооктановое моторное топливо, специальные синтетические каучуки, пластмассы, жаропрочные органические полимеры, полупроводники, но для получения таких материалов знаний о составе и структуре вещества было недостаточно. Эти условия стимулировали возникновение учения о химических процессах или химии процессов, составившей третий концептуальный уровень познания вещества. Здесь в исследовании механизмов и условий протекания химических процессов учитывалось изменение свойств вещества под влиянием температуры, давления, растворителей и других факторов, оказывавших огромное влияние на характер процессов и объем получаемых веществ, что имело важное значение для массового производства. Новые знания способствовали производству синтетических материалов, азотных удобрений, нефтехимических производств.
В 1960 – 1970 гг. возникает эволюционная химия, ознаменовавшая переход на следующий, более высокий, уровень химических знаний – четвертый концептуальный уровень, на котором осуществляется более глубокое изучение природы реагентов, участвующих в химических реакциях, исследования автокаталитических реакций, значительно ускоряющих скорость протекания химических процессов. В основе эволюционной химии лежат простейшие явления самоорганизации химических систем, составляющие предмет науки синергетики. Именно здесь проходит стык с биологией в рамках междисциплинарной науки биохимии. Изучение процессов пред биологической химической эволюции открывает путь к разгадке тайны возникновения жизни.
Учение о составе вещества охватывает следующие основные проблемы:
- применение
все большего числа химических
элементов для производства
В истории развития учения о составе вещества решение первой проблемы встретилось с большими затруднениями и начиналось с ошибочного представления о химическом элементе. Ведь для того, чтобы понять какие именно первоначальные элементы определяют свойства простых и сложных веществ, надо, во-первых, уметь различать простые и сложные вещества, а во-вторых, определить те элементы, от которых зависят их свойства. Между тем, долгое время ученые считали, например, металлы сложными веществами, а об элементах имели самые противоречивые представления. Первая научная теория химии – теория флогистона, касающаяся состава вещества, оказалась ошибочной. До середины 17 века не был известен ни один химический элемент, а ведь для определения свойств веществ необходимо установить из каких элементов они состоят, а это предполагает существование точного понятия химического элемента.
Лишь в 1660–х годах Р.Бойль
положил начало современному
представлению о химическом
Постепенно химики открывали все новые химические элементы, описывали их свойства, накопив огромный эмпирический материал, который необходимо было привести в определенную систему. Такие системы предлагались разными учеными, но в качестве системы образующего фактора брали не существенные признаки элементов. Фундамент для подлинно научной системы был заложен Д.И.Менделеевым, доказавшим, что место химического элемента определяется атомной массой (весом) и открывшего тем самым периодический закон химических элементов (1869год). В соответствии с атомным весом он расположил химические элементы в систему и показал периодическую зависимость их свойств от атомного веса. Он предсказал существование неизвестных элементов, в последствии открытых химиками.