Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций
Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.
Тема 5. Актуальные и методологические проблемы современной биологии и экологии.
1. Предмет биологии, её структура и основные этапы развития. Сущность и основные признаки живого вещества.
Человек начал познавать живую природу с древнейших времен, что было обусловлено, прежде всего, необходимостью удовлетворения своей потребности в пище. Но лишь в эпоху античности были предприняты первые целенаправленные попытки изучения и систематизации живых организмов (Гиппократ, Гален, Аристотель). С тех пор биология прошла длительный путь развития, став в настоящее время самой перспективной отраслью естествознания. Исходя из ее объектов исследования и предмета познания, биологию можно определить как систему наук о живой природе, т.е. обо всем многообразии существовавших и существующих живых организмов, их происхождении, строении, развитии и распространении, связях между собой и с неживой природой.
Биология изучает как общие, так и частные закономерности проявления жизни в природе. Поэтому ее структура имеет сложный характер. В зависимости от объектов исследования, биология подразделяется на ботанику, зоологию, антропологию, вирусологию, палеонтологию, бактериологию. В соответствии с уровнем организации живых объектов, биология может быть разделена на анатомию (изучение макроскопического строения животных), гистологию (исследование строения живых тканей), цитологию (изучение строения клеток живых организмов), молекулярную биологию (исследование молекулярного строения живой материи). По проявлениям свойств живой материи в биологии выделяют: морфологию (науку о строении живых организмов), физиологию (науку о функционировании организмов), микробиологию (изучение микроструктуры живого), генетику (исследование механизмов наследственности и изменчивости), экологию (науку об условиях существования живых организмов и их взаимодействии с окружающей средой). В биологии также существуют направления, выражающие стремления к целостному познанию живой природы: систематика растений и животных, эволюционное учение, учение о биосфере.
За все время существования
биологии в живой природе
Биология исторически
Во-вторых, это этап возникновения эволюци
Очередным третьим этапом, начало которому положил австрийский биолог Грегор Мендель, было проникновение в биологию микромира, формирование физико-химической биологии. Именно на этом этапе развития биологии физические и химические методы стали важнейшим инструментом исследования биологических явлений и процессов живой природы. Физико-химическая биология содействует сближению биологии с точными науками - физикой и химией, а также становлению естествознания как единой науки о природе. Внедрение физических и химических методов способствовало развитию экспериментальной биологии, которая с помощью новейших методов, таких как метод изотопных индикаторов, рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии, фракционирование и др., проникло в субмикроскопический, молекулярный и надмолекулярный мир живой природы. Стремительно развиваясь, физико-химическая биология помогает реконструировать вирусы и синтезировать гены, расшифровывать механизм биологической саморегуляции, что и определяет её блестящее будущее.
Предметом биологии являются
живые системы вещества, но самым
фундаментальным вопросом
Современная биология, определяя живое, идет по пути выявления совокупности основных свойств (признаков) живых организмов: субстратных (вещественных), структурных и функциональных, только совместно раскрывающих их специфику. К основным признакам живой материи можно отнести, следующее:
Обобщая совокупность этих свойств (признаков), можно определить жизнь как форму существования упорядоченных открытых систем, способных к самоорганизации, самовоспроизведению и эволюции.
2.Основные концепции происхождения жизни. Особенности процессов пред биологической эволюции.
Исторически существовало пять основных концепций возникновения жизни:
Согласно креоционизму, жизнь сотворена в момент прошлого, который можно установить. В 1650 году архиепископ Ашер из Ирландии вычислил, что Создатель сотворил Мир в октябре 4004 года до н.э.; а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц. Однако, археологическими раскопками доказано, что к тому времени на Ближнем Востоке уже была развитая цивилизация. Впрочем, вопрос сотворения Мира и человека не закрыт, поскольку толковать тексты Библии можно по-разному. Например, сообщение книги «Бытие» о «шести днях творения», с точки зрения последовательности событий,- отражает научные данные. Тем не менее, речь, безусловно, необходимо вести не о днях, а шести продолжительных периодах, причем события этих периодов рассматривать с точки зрения земного «наблюдателя», фиксирующего эти события в течение многих миллионов лет, отводимых на эти события научными данными. Восходящий процесс эволюции Вселенной, ее последовательная самоорганизация дают основание говорить об определенной целенаправленности ее процессов развития. Антропный принцип и является таким доказательством планомерного и предопределенного развития Вселенной.
Теория спонтанного зарождения жизни существовала в Вавилоне, Египте, Китае как альтернатива креционизму. В Древней Греции она восходит к Эмпидоклу и Аристотелю, считавшим, что определенные частицы вещества содержат некое «активное начало», которое при определенных условиях может создать живой организм. Платон говорил о самозарождении живых существ, в процессе гниения. С распространением христианства эти идеи были объявлены еретическими и только в 16 веке они заново возродились. Гельмонт придумал рецепт получения мышей из пшеницы и грязного белья, Бекон тоже считал, что гниение - зачаток нового рождения. Идеи самозарождения жизни поддерживали Галилей, Декарт, Гарвей. Гегель, Ламарк. В 1688 году итальянский биолог Франческо Реди серией опытов с открытыми и закрытыми сосудами доказал, что появляющиеся в гниющем мясе белые маленькие черви – это личинки мух, и сформулировал свой принцип: все живое – их живого. В 1860 году Луи Пастер показал, что бактерии могут быть везде и заражать неживые вещества, а для избавления от них необходима стерилизация нагревом, получившая название пастеризации.
Сторонники концепции вечного существования жизни не смогли сформулировать её непротиворечивость. Эта теория не совмещалась ни с религиозной, ни с научной точкой зрения, утверждавшей конечность бытия существующей конкретной Вселенной.
У концепции зарождения жизни на Земле в результате физико-химических процессов есть два варианта. Согласно первому, происхождение жизни – это результат практически невероятного, случайного образования единичной, живой молекулы, в строении которой, оказался заложенным весь план и механизм дальнейшего развития живого вещества. Французский биолог Моно утверждал, что жизнь не следует из законов физики, но совместима с ними, являясь исключительным событием. Согласно, другой точки зрения, происхождение жизни – это результат необходимого закономерного развития материи, в которой жизнь естественным образом возникает из неживой природы, подготовленная длительным процессом пред биологической эволюции.
Пионером научного подхода к проблеме возникновения живого был русский биохимик академик А.И.Опарин, опубликовавший в 1924 году брошюру «Происхождение жизни», в которой он раскрыл возникновение жизни как единый процесс, включающий химическую, а затем биохимическую эволюцию в неразрывной связи с геологической эволюцией внешних оболочек Земли. Он констатировал, что организмы подчиняются тем же физическим и химическим законам, что и неживое вещество, но, учитывая огромное различие в сложности их структур, сделал вывод, что возникновение клетки (простейшего организма) представляет собой результат длительной и сложной физико-химической пред биологической эволюции, занявшей около двухсот миллионов лет. Её первым этапом было образование простых органических соединений из неорганических, а затем образование сложных полимерных молекул из простых.
Для существования живых
Картина химического мира
Клетка кроме 17,0% углерода содержит
70,0% кислорода, 10,0% водорода и 3,0%азота.
Все эти кирпичики живого
Подобно отбору органогенов, в процессе эволюции природы шел тщательный отбор и химических соединений. Из миллионов органических соединений в построении живого организма участвуют лишь несколько сотен; из ста известных аминокислот в состав белков входит только двадцать. Необозримый мир животных и растений, таким образом, составлен из очень узкого круга, отобранных природой, органических веществ. Полагают, что когда период химической подготовки сменился периодом биологической эволюции, химическая эволюция словно застыла. Так, аминокислотный состав гемоглобина самых низших позвоночных и человека практически один и тот же, как и ферментативный состав у разных видов растений и т.п. Каким же образом проводилась та химическая подготовка, в результате которой из минимума химических элементов и химических соединений образовался сложнейший высокоорганизованный комплекс – биосистема? В частности, в ходе эволюции отбирались те структуры, которые способствовали повышению активности и селективности действия каталитических групп, роль которых, с момента их появления (при температуре ниже 5000 К.) непрерывно возрастала и скачкообразно увеличивалась после возникновения сложных химических соединений.