Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций
Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.
Реконструкция начального
Гипотеза Опарина разрабатывала возможный механизм синтеза природных органических веществ в первичном океане, в котором возникшие углеродистые соединения образовали «первичный бульон» из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот, обладающих свойством самовоспроизведения себе подобных. Ключевым моментом жизнеспособности этой гипотезы стало доказательство способности этих сложных химических систем, размножаться, которая потребовалась на достаточно раннем этапе химической пред биологической эволюции. Дело в том, что при синтезе органики без участия организмов обычно образуется слишком пестрая смесь самых разнообразных веществ, что препятствует соединению подобных друг другу молекул (аминокислот) в полимерную макромолекулу (белок). Поэтому механизм самовоспроизводства был необходим для выделения в первоначальном «бульоне» некоторых преобладающих разновидностей молекул.
Способности к
В предложенной в 1960-х гг. А.П.Руденко
общей теории химической
Итак, можно выделить четыре наиболее вероятных этапа при переходе от неживой материи к живой:
Источники энергии для
Наиболее разработанной гипотезой механизма превращения неживых пред биологических систем в живые, является коацерватная (микросферная) концепция Опарина. Согласно этой теории: за двести миллионов лет непрерывного отбора, обладающие амфотерностью молекулы белка, способные образовывать коллоидные гидрофильные комплесы, (способные притягивать к себе молекулы воды, формирующие вокруг них эмульсионные оболочки), превратились в устойчивые структуры, обладающие мембранами, отграничивающими смеси органических веществ от окружающей среды, в простейший биологический организм – протоклетку. Являясь открытой самовоспроизводящейся системой, обменивающейся энергией и веществом с внешней средой, клетка стала универсальной основой последующей биологической эволюции.
3. Строение и структура клетки, её место и роль в живой природе. Основные, структурные уровни и формы организации биологических систем.
За три миллиарда лет существования на нашей планете живое вещество развилось в несколько миллионов видов и все они - от бактерий до человека – состоят из клеток. Клетка - это минимальная, живая структура, которая способна усваивать пищу, самосохраняться и расти, размножаться путем деления, воспроизводя себе подобные, соответственно заложенной в ней информации. В 1665 году Гук в изданной книге сообщил об открытии им клеточного строения живого вещества. В конце 17 века Левин Гук при двухсоткратном увеличении наблюдал одноклеточные организмы, т.н. бактерии. Клеточная теория, или цитология сложилась в 19 веке, когда Броун в 1833 году открыл ядро растительных клеток, затем ботаник Шлейден исследовал клеточную природу растительных тканей, а немецкий биолог Шванн, изучавший животные ткани в 1839 году впервые сформулировал основные положения о клеточном строении всех растительных и животных организмов. Тогда же, чех Ян Пуркене ввел понятие протоплазмы, осознав, что именно это клеточное содержимое, а не стенки клетки является живым веществом. Позже протоплазму клетки стали разделять на цитоплазму и ядро. В 1855 году Вирхов установил, что все клетки образуются в результате деления других клеток, а затем он же и Геккель выяснили, что хранение и передача наследственных признаков осуществляется с помощью клеточного ядра. В 1865 году Мендель открыл существование индивидуальных наследственных факторов (генов), что позже способствовало развитию цитогенетики.
Более высокое разрешение, не
доступное для световых
Структура клетки включает
Понятие организм можно
Однако более эффективной и перспективной оказалась другая биоэнергетика, основанная на использовании свободного кислорода – фотосинтезе, с помощью которого стало возможным получать ресурсы (углекислый газ) для синтеза органических веществ непосредственно из воздуха, отдавая взамен молекулярный кислород. Дата этого ароморфоза, определившего все последующее развитие земной жизни, остается не ясной. Низкая скорость обмена веществ у примитивных микроорганизмов определила промежуток в 1,5 млрд. лет, чтобы содержание кислорода в воздухе достигло 1,0% от современного значения. Но этот рубеж – точка Пастера, будучи достигнутым, радикально изменил ход событий. Во-первых, дыхание стало эффективным способом обеспечения организма энергией, многократно ускоряя обмен веществ и темпы эволюции. Во-вторых, из кислорода О-2 в верхних слоях атмосферы образовался озон О-3, защищающий от ультрафиолетового излучения солнца, что дало организмам возможность подняться в богатый питательными веществами и солнечной энергией приповерхностный слой океана, а затем и выйти на сушу. В-третьих, накопление химически активного свободного кислорода увеличило давление отбора на первые организмы, будучи для них токсичными ядовитыми отходами их же собственной жизнедеятельности. Этот первый глобальный экологический кризис в истории Земли положил конец абсолютной монополии существовавших 2 млрд. лет примитивных одноклеточных – прокариотов (безъядерных клеток) и способствовал очередному ароморфозу, происшедшему 1,3 млрд. лет назад – возникновению эукариотов (клеток, содержащих ядра). В ядре клеток была сосредоточена наследственная информация и механизм для ее передачи, что еще через 350 млн. лет сделало возможным половое размножение, которое перемешивая гены разных особей, обеспечивает мгновенный переход любого индивидуального «изобретения» (мутации) в генофонд популяции. Это повысило гибкость реагирования популяции и вида в целом на изменение условий жизни и ускорило эволюцию. Очередным, после возникновения эукариотов, крупным ароморфозом был переход на более высокий уровень организации- многоклеточность. Первыми эту попытку предприняли еще 3 млрд лет назад сине-зеленые водоросли, оставившие окаменевшие отпечатки своих колоний. Но в полной мере это удалось около 1 млрд. лет назад, в конце докембрийского периода (геологическое время от возникновения Земли до 570 млн.лет назад) лишь эукариотам, сформировавшим крупные организмы со специализированными группами клеток. 650 млн.лет назад моря уже были населены кораллами, медузами, плоскими, кольчатыми червями и др. организмами.
Общей чертой докембрийских существ было отсутствие твердых элементов (панциря, скелета, зубов или шипов), что свидетельствует об отсутствии хищников, питающихся другими организмами. Вопросы исследования пищевых (трофических) потребностей организмов являются важнейшими. Существует два главных типа питания. К автотрофному типу относятся организмы, которые не нуждаются в органической пище и могут жить либо за счет ассимиляции углекислоты (бактерии), либо фотосинтеза (растения). Ко второму, гетеротрофному, типу принадлежат все организмы, которые не могут жить без органической пищи. По вопросу о том, какой тип питания возник в начале становления живых систем, мнение ученых принципиально расходится. Современный же системный подход смягчает разделение организмов на автотрофов и гетеротрофов, учитывая способность организмов синтезировать необходимые вещества для роста (витамины, гормоны, ферменты) обеспечивать себя энергией, источниками получения углерода, азота, водорода.
Возникший мир отдельных живых организмов – одноклеточных и многоклеточных стал первым организменным или как его еще называют онтогенетическим уровнем организации живой материи. Применительно к нему, доминантным является подход, исследующий структуру и функцию отдельного организма, начиная с клетки, без учета его связей и взаимодействий с другими организмами. Однако, развитие живого мира необходимо привело к возникновению надорганизменных уровней организации живых существ, исследование которых потребовало уже иных подходов.
Первым надорганизменным уровнем организации живых существ является популяционный уровень, который начинается с изучения взаимосвязи и взаимодействия между общностями особей одного вида, имеющими единый генофонд и занимающими общую территорию. Такие относительно изолированные общности, являющиеся целостными системами живых организмов и составляют определенную популяцию. Очевидно, что популяционный уровень выходит за рамки отдельного организма и поэтому, его называют надорганизменным уровнем организации живых структур. Сам термин «популяция» был введен в научный оборот одним из основателей генетики – Вильгельмом Иогансеном, который обозначал им генетически неоднородную совокупность организмов, отличая ее от однородной, называемую им «чистой линией». В дальнейшем это понятие приобрело глубокий смысл, характеризующий популяцию не столько как простую совокупность отдельных организмов, сколько как целостную их систему, в которой они непрерывно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Именно благодаря этому, они становятся способными к трансформациям, изменению своего ареала и, самое главное – к развитию.