Содержание.
Введение.
Понятие конституционно-правовой
ответственности.
Основание конституционной
ответственности. Состав конституционного
правонарушения.
В советском государственном
праве проблема конституционной ответственности
стала активно обсуждаться в 70-х – начале
80-х годов. Ее возрождение было связано
с попыткой теоретически обосновать существование
юридической ответственности в государственном
праве подобно тому, как она существовала
в уголовном, гражданском, административном
праве. Появились монографии и научные
статьи, в которых государствоведы предложили
осмыслять конституционную ответственность
как специфический вид юридической ответственности,
имеющий свои особенности по сравнению
с гражданской, административной или дисциплинарной
ответственностью.
12 декабря 1993 года на
всенародном референдуме была
принята Конституция Российской Федерации.
С этого момента началось формирование
системы права новой России как демократического
государства.
Обеспечение соблюдения и
исполнения конституционных норм реализуется
через конституционно-правовую ответственность.
Становление конституционно-правовой
ответственности неразрывно связано
со становлением самого конституционного
права как отрасли отечественного
права.
Необходимо отметить, что
в российской науке права тема
конституционно-правовой ответственности
появилась относительно недавно, и
она не является еще достаточно разработанной.
Соответственно, и сам правовой институт
конституционно-правовой ответственности
в отрасли конституционного права еще
окончательно не сформирован.
Самая актуальная на сегодня
задача заключается в защите закрепленных
в Конституции РФ устоев демократически-правовой
государственности, рыночной экономики,
гражданского общества от любых попыток
их демонтажа. Именно для этого необходима
система процедур, механизмов, основанных
на единой теории конституционной ответственности.
Конституционная ответственность – самая
острая тема правовой науки. Без налаженной
системы ответственности право становится
бессильным и ненадежным, не оправдывающим
возлагаемых на него социальных ожиданий.
Правовые нормы, а равно проистекающие
из них права и обязанности членов общества
превращаются в благие пожелания, если
власть не способна организовать восстановление
нарушенных прав, принуждение к исполнению
обязанностей, наказание нарушителей
правовых запретов.
Целью данной работы является
исследования именно сущности и содержания
конституционно-правовой ответственности
в Российской Федерации.
Актуальность данного
исследования представляется бесспорной
по следующим причинам: в стране
обозначились признаки сформировавшейся
государственности, общественные отношения
в сфере конституционного права
в связи с этим переходят в
новую стадию.
Объектом исследования данной
работы являются общественные отношения
в сфере конституционного права.
Предметом исследования данной
работы являются нормы права, регламентирующие
применение конституционно-правовой ответственности
в Российской Федерации.
Задачами
Понятие конституционно-правовой
ответственности.
Конституционно-правовая
ответственность – это самостоятельный
вид юридической ответственности,
осуществление мер которой в
виде различного рода неблагоприятных
последствий для субъектов не
только устанавливается конституционно-правовыми
нормами, но и направлено, прежде
всего, на защиту конституционно-правовых
отношений. Ее конституционное
и законодательное признание
и установление как одного
из видов юридической ответственности
будет повышать эффективность
конституционно-правовых норм, усиливать
их влияние на общественно-политическую
практику, т.е. способствовать решению
одной из самых актуальных
проблем конституционного права.
Рассматриваемый вид
ответственности предстает в
единстве общесистемных признаков,
присущих юридической ответственности
в целом, а также тех свойств
и качеств, которые указывают
на ее своеобразие как относительно
самостоятельного правового явления.
Общие признаки юридической ответственности
специфически преломляются применительно
к конституционно-правовой ответственности.
Вместе с тем, конституционно-правовая
ответственность не может быть
полным аналогом других видов
юридической ответственности, поскольку
содержание ответственности должно
быть адекватно содержанию соответствующих
общественных отношений, по крайней
мере, между ними не должно
быть несоответствий.
С учетом общесистемных
признаков юридической ответственности
конституционно-правовую ответственность,
наступающую в большинстве случаев,
можно определить следующим образом.
Это закрепленная конституционно-правовыми
нормами обязанность субъекта
конституционно-правовых отношений
отвечать за несоответствие своего
юридически значимого поведения
тому, которое предписано ему
этими нормами, обеспечиваемая
возможностью применения уполномоченной
инстанцией мер государственного
или приравненного к нему общественного
воздействия.
Одной из основных
функций конституционно-правовой
ответственности является восстановительная.
Наряду с этим она, как и
всякая юридическая ответственность,
осуществляет карательную (штрафную)
функцию в отношении субъектов,
допустивших недолжное поведение
в сфере конституционно-правовых
отношений. Разумеется, конституционно-правовая
ответственность выполняет также
стимулирующую (организационную) функцию,
поскольку побуждает участников конституционно-правовых
отношений к должному поведению. Способствуя
предотвращению возможных в будущем конституционных
деликтов, конституционно-правовая ответственность
выполняет и предупредительно-воспитательную
(превентивную) функцию.
Немаловажной является
и регулятивная функция конституционной
ответственности. Например, в Постановлении
Конституционного Суда РФ от 11
декабря 1998 г. «По делу о
толковании положений части 4
статьи 111 Конституции Российской
Федерации» специально указывается:
«Президент Российской Федерации,
согласно Конституции Российской
Федерации, является главой государства.
Именно этим обусловлены полномочия Президента
Российской Федерации по формированию
Правительства Российской Федерации,
определению направлений его деятельности
и контролю за ней, а также конституционная
ответственность Президента Российской
Федерации за деятельностью Правительства
Российской Федерации. Отсюда вытекает
и роль Президента Российской Федерации
в определении персонального состава
Правительства Российской Федерации,
в том числе в выборе кандидатуры и назначении
на должность Председателя Правительства
Российской Федерации». Как следует из
Постановления, речь в нем идет не только
о негативной, но и о позитивной ответственности.
Регулятивная функция
конституционной ответственности
призвана урегулировать общественные
отношения таким образом, чтобы,
во-первых, субъектами конституционной
ответственности признавались, соблюдались
и защищались права и свободы
человека и гражданина, во-вторых, соблюдались
и защищались народовластие, верховенство
Конституции, политическая система
и иные основы конституционного строя
РФ. Общественные отношения, складывающиеся
в этих сферах, в обобщенном виде
составляют объект воздействия регулятивной
функции конституционной ответственности.
Конституционная ответственность,
как и иные виды юридической ответственности,
едина, но имеет две формы реализации
– добровольную (позитивную) и государственно-принудительную
(негативную). Следовательно, конституционная
ответственность призвана не только покарать
за совершенный конституционный деликт,
но и закрепить, урегулировать общественные
отношения, сформировать правомерную
деятельность субъектов конституционной
ответственности. Эти цели конституционной
ответственности обусловливают выделение
регулятивной функции конституционной
ответственности в системе ее функций.
Регулятивная функция конституционной
ответственности призвана закрепить и
упорядочить общественные отношения.
Она направлена на формирование поведения,
деятельности субъектов конституционной
ответственности, которые могут быть как
индивидуальными, так и коллективными.
По мнению О.Е. Кутафина,
будучи одним из видов юридической ответственности,
конституционно-правовая ответственность
обладает всеми общими признаками, которые
выделяют юридическую ответственность
среди других социальных явлений. Она,
как и любая другая юридическая ответственность,
является мерой государственного принуждения,
основанной на юридическом и общественном
осуждении правонарушения и выражающейся
в установлении для правонарушителя определенных
отрицательных последствий.
Принуждение как общий
признак юридической ответственности
является государственно-властным способом
подавления отрицательных волевых
устремлений отдельных субъектов
для обеспечения их подчинения нормам
права. В праве используются самые
разнообразные способы принуждения,
объективно обусловленные основаниями
и целями их применения. Используя
принуждение, государство не только
воздействует на правонарушителей, но
и осуществляет меры, направленные
на предупреждение правонарушений.
Другим общим признаком
юридической ответственности является
установление для правонарушителя
определенных отрицательных последствий,
т.е. мер принуждения (санкций),
которые применяются государством
в случае нарушения нормы права.
В конституционном
праве предусмотрена возможность
применения мер принуждения, а
также мер воздействия за определенные
нарушения. Например, согласно ч.
3 ст. 115 Конституции РФ постановления и
распоряжения Правительства РФ в случае
их противоречия Конституции РФ, федеральным
законам и указам Президента РФ могут
быть отменены Президентом РФ. Отмена
акта является принудительным воздействием
со стороны Президента РФ, которое прекращает
возникшее правоотношение и предупреждает
наступление вредных последствий издания
неправомерного акта. Вместе с тем, эта
отмена является конституционно-правовой
санкцией, выражающей в правовой форме
последствия несоблюдения норм конституционного
права. Эти последствия носят неблагоприятный
для правонарушителя характер.
Таким образом, конституционно-правовой
ответственности, как и всякой другой
юридической ответственности, присущи
элементы кары как претерпевания неблагоприятных
для правонарушителя последствий за нарушение
норм конституционного права. Эта кара
всегда имеет государственно-властную,
принудительную природу.
Однако в конституционно-правовой
ответственности кара имеет свои
особенности, отличающие ее от кары в
других видах юридической ответственности.
Если, например, уголовное наказание
заключается в лишениях личного
и имущественного свойства, то правовые
последствия реализации конституционно-правовой
ответственности имеют иной характер.
Отсутствуют в конституционно-правовой
ответственности и такие меры
государственного принуждения, как
конфискация имущества, штраф и
т.п.
Вместе с тем, конституционно-правовая
ответственность – это не только
кара за нарушение правовых норм. Здесь
на первый план выступает правовосстановительная
функция ответственности. Но если, например,
в гражданском праве восстановление выражается
в возвращении в первоначальное состояние,
возмещении (компенсации) понесенных убытков
и т.п., то в конституционном праве оно
связано с устранением нарушений закона
и принятием мер по обеспечению нормального
функционирования государственного аппарата,
деятельности депутатов, должностных
лиц, осуществлению конституционных прав,
свобод и обязанностей граждан.
2. Основания конституционной
ответственности. Состав конституционного
правонарушения.
В литературе нет единого
подхода к понятию основания
юридической и соответственно-конституционной
ответственности. Это и противоправность
и правонарушение, и состав правонарушения
и более сложное основание юридической
ответственности. Некоторые авторы совершенно
правильно полагают, что принципиальной
разницы между этими понятиями нет, так
как противоправность проявляется в правонарушениях,
является их сущностью, а правонарушение
непременно имеет свой состав.
Основание конституционной
ответственности – это действие
или бездействие, которое причинило
либо могло причинить ущерб народу,
государству независимо от того, происходит
при этом нарушение конституционных
норм либо нет.[13] Признание основанием
юридической ответственности сложного
состава, включающего индивидуальный
акт, требует некоторого уточнения.
Кроме того, некоторые ученые
предлагают рассматривать основание
юридической ответственности как
совокупность следующих составляющих:
-фактическое основание
(совокупность юридических фактов,
т.е. состав правонарушения и
индивидуальный акт);
-нормативное основание;
-государственно-правовое
основание (право соответствующих
органов и должностных лиц
в соответствии со своей компетенцией
на применение принудительных
мер ответственности). Последние
два основания следует считать,
по мнению других авторов, лишь
предпосылками ответственности.
Это можно признать верным
лишь по отношению к государствыенно-правовому
основанию. Выделение же фактического
и нормативного основания юридической
ответственности заслуживает внимания
и принципиального одобрения.
Основание юридической ответственности
– это и конкретная правовая норма,
которая нарушается, и одновременно
– наличие в деянии лица конкретного
состава правонарушения. Такой подход
весьма важен при рассмотрении оснований
конституционной ответственности,
особенности которой необходимо
учитывать при изучении проблемы.