Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:24, контрольная работа
В советском государственном праве проблема конституционной ответственности стала активно обсуждаться в 70-х – начале 80-х годов. Ее возрождение было связано с попыткой теоретически обосновать существование юридической ответственности в государственном праве подобно тому, как она существовала в уголовном, гражданском, административном праве. Появились монографии и научные статьи, в которых государствоведы предложили осмыслять конституционную ответственность как специфический вид юридической ответственности, имеющий свои особенности по сравнению с гражданской, административной или дисциплинарной ответственностью.
Введение.
Понятие конституционно-правовой ответственности.
Основание конституционной ответственности. Состав конституционного правонарушения.
Следует признать наличие
как фактического, так и нормативного
оснований конституционной
Однако в литературе высказана
точка зрения о том, что невозможно
дать точный перечень обстоятельств, которые
могут служить основанием конституционной
ответственности. С таким выводом
трудно согласиться, так как в
этом случае речь должна идти о политической,
а не о конституционной
Например, п. 2 ст. 117 Конституции
РФ предусматривает отставку правительства
по воле Президента РФ, причем при принятии
решения он не связан никакими правовыми
условиями. Это должно быть устранено
путем конкретизации оснований
для отставки Правительства РФ. Бесспорно,
что наступление
Таким образом, отсутствие четких
юридических оснований в каждом
конкретном случае привлечения субъекта
к конституционной
Состав конституционного правонарушения.
Фактическое основание конституционной
ответственности – это
Объектом неправомерного поведения признаются конституционный строй, законность и правопорядок.
Исследование особенностей
субъекта конституционной
Второй подход свидетельствует
о наличии в конституционной
ответственности специфической
вины, так как без нее любая
ответственность становится беспредметной,
бесцельной и неэффективной. Поддерживая
в основном это утверждение, трудно
согласиться с некоторыми иллюстрациями
своих убеждений сторонникам
второго подхода. Так, они не признают
возможности рассмотрения вины в
конституционном праве через
категории её психологических форм
(умысел и неосторожность), так как,
например, при лишении гражданства,
на первый план выдвигается социально-
Такой вывод основывался на возможности законного лишения гражданства, что существовало ранее в России. Современное законодательство исключило такую меру конституционной ответственности, заменив ее на отмену решения о приеме в гражданство РФ в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов.
Очевидно, что субъективной
стороной данного конкретного
Объективная сторона конституционного правонарушения включает деяния, негативные последствия и причинную связь между ними.
Следует согласиться, что слово «деяние» не совсем уместно упоминать для неправомерной деятельности властных структур, так как неправомерность выражается в определенной установке поведения. С учетом этой оговорки в тексте для удобства будем употреблять общепринятое понятие «деяние».
В литературе выделяют разные
виды противоправных деяний в конституционной
сфере. Одни авторы предлагают следующие
варианты недолжного поведения должностного
лица: неприменение государственно-правовой
нормы, неправильное применение государственно-правовой
нормы и прямое нарушение нормы.
Другие считают, что конституционная
ответственность наступает лишь
в случае конституционного деликта,
когда речь идет либо о прямом нарушении
конституционных запретов, либо –
невыполнение конституционных функций,
задач, обязанностей, возложенных на
государственные и общественные
органы, их должностных лиц и граждан.
Данный подход заслуживает поддержки
в части признания основанием
конституционной
С.А. Авакьян полагает, что государственно-правовая ответственность (для конституционной не делается исключения) применяется и в тех случаях, когда нельзя найти четко выраженных критериев для негативной оценки поведения субъекта права. [14]
Если мы действительно
хотим создать эффективный
Важно законодательно закрепить как перечень конкретных обязанностей, так и механизм реализации мер конституционного принуждения к «правонарушителям». Сейчас, например, крайне сложно развести полномочия Президента РФ и Правительства РФ, определить меру ответственности каждого (о чем шла речь выше), что совершенно недопустимо.
С целью пресечения произвола важно признать объективной стороной конституционного деликта прежде всего невыполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных обязанностей. В то же время может быть злоупотребление своими конституционными правами со стороны субъектов права. Это еще раз доказывает, что следует четко разграничить права всех ветвей власти, а за злоупотребление ими должна наступать конституционная санкция.
Заканчивая рассмотрение
данного вопроса, подведем итог. Фактическим
основанием конституционной
Конституционный деликта
в свою очередь включает субъект,
субъективную сторону, объект и объективную
сторону. Объективная сторона
3. Субъекты конституционно-
В юридической литературе ограничивают круг субъектов конституционной ответственности. Ими признаются высшие органы государственной власти, их должностные лица, депутаты, т.е. те структуры и те люди, которые принимают наиболее важные решения.
Существует и другая точка зрения, когда круг субъектов ответственности расширяется. В этом случае к ним предлагают отнести граждан, депутатов, должностных лиц органов исполнительной власти, должностных лиц, обязанных содействовать депутатам в реализации их депутатских полномочий, избирательные комиссии и их члены, ответственные за соблюдение избирательного законодательства, суды и прокуратуры в части нарушения ими конституционного режима, но не в части нарушения ими конституционного режима, но не в части нарушения обычной служебной дисциплины.
По нашему мнению, субъекты
конституционной
Органы государственной власти – это Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч.1 ст.11 Конституции РФ)
Соответственно конкретными
субъектами конституционной
Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане, должностные лица.
Президент РФ и Правительство
РФ как орган федеральной
Другим шагом по пути укрепления конституционной законности явилось бы более четкое распределение обязанностей между органами исполнительной власти, невыполнение которых должно стать правовым основанием наступления конституционной ответственности. Перейдем к изучению других субъектов ответственности.
Следует признать, что Федеральное
Собрание – это коллективный субъект
конституционной
Конституция РФ 1993 года не предусматривает
применения мер конституционной
ответственности ни к Верховному
Суду РФ, ни к Высшему Арбитражному
Суду РФ, ни тем более – к Конституционному
Суду РФ. Принцип независимости судебной
власти не позволяет применять какие-либо
активные меры воздействия к судам
извне. Фактически как суды, так и
конкретные судьи оказались вне
мер конституционной
Следующими субъектами конституционной ответственности являются – общественные объединения. Так, в случае злоупотребления ими своими правами наступают такие меры, как ограничение права на объединение. Другими словами, неблагоприятными последствиями, установленными ч.5 ст.13 Конституции РФ, является запрещение их создание и деятельности.
Должностные и физические лица – в большинстве случаев субъекты административной, дисциплинарной ответственности, хотя для них не исключена и конституционная ответственность, если деяния этих субъектов нарушают нормы Конституции РФ и налицо другие черты конституционной ответственности. Например, если физическое лицо приобрело гражданство РФ на основании предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов, то наступает такая мера конституционной ответственности, как отмена решения о приеме в гражданство РФ.
Органы местного самоуправления – самостоятельные субъекты конституционной ответственности, так как они обладают как конституционными правами, так и конституционными обязанностями.
Следует оговориться, что исходным критерием отнесения или неотнесения субъекта права к субъектам конституционной ответственности является не перечень лиц органов в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, а наличие конституционных обязанностей и прав. Круг субъектов конституционной ответственности выходит за рамки названной конституцией нормы, что означает признание иных субъектов права субъектами конституционной ответственности.
Депутаты в силу своего
особого статуса являются самостоятельным
субъектом конституционной