Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:24, контрольная работа
В советском государственном праве проблема конституционной ответственности стала активно обсуждаться в 70-х – начале 80-х годов. Ее возрождение было связано с попыткой теоретически обосновать существование юридической ответственности в государственном праве подобно тому, как она существовала в уголовном, гражданском, административном праве. Появились монографии и научные статьи, в которых государствоведы предложили осмыслять конституционную ответственность как специфический вид юридической ответственности, имеющий свои особенности по сравнению с гражданской, административной или дисциплинарной ответственностью.
Введение.
Понятие конституционно-правовой ответственности.
Основание конституционной ответственности. Состав конституционного правонарушения.
Субъекты Федерации обладают как конституционными правами, так и несут обязанности на основе федеральной конституции. Они также признаются самостоятельным субъектом конституционной ответственности. Федеральные органы исполнительной власти в лице их руководителей являются субъектом ответственности, если они обладают соответствующим статусом. Так, Генеральная Прокуратура РФ в лице её руководителей также считается субъектом конституционной ответственности, так как на них возложен целые ряд конституционных обязанностей, нашедших закрепление в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».
Если быть до конца последовательным,
то самостоятельным субъектом
Например, государство должно
нести конституционную
Государство может быть субъектом
конституционной или
Особым видом реализации
конституционной
Особые споры в юридической
литературе вызывает возможность признания
коллективных субъектов ответственности.
Отметим, что целесообразно выделить
индивидуальные и коллективные субъекты
конституционной
Коллективными субъектами ответственности являются:
-Федеральное Собрание, Верховный
Суд РФ, Высший Арбитражный Суд
РФ, Конституционный Суд РФ, Правительство
РФ, органы местного
Как известно, многие конституционные правонарушения являются результатом коллегиальных решений, что затрудняет установление вины конкретных лиц. Поэтому, полагает Морозова Л.А., «для коллегиальных субъектов следует законодательно закрепить ответственность независимо от субъективного отношения к данному деянию, поскольку незаконным решением, как правило, затрагиваются интересы большинства населения, избирателей и т.д.».[15] По мнению В.А. Тархова, вина коллектива выражается не только в вине конкретных людей, но и в деятельности коллектива в целом, «в котором отсутствие, недосмотр и упущение одного могут и должны быть восполнены действиями других членов коллектива».[16]
Индивидуальными субъектами
конституционной
-депутаты
-должностные лица
-граждане РФ
-Президент РФ
В настоящей лекции невозможно
рассмотреть все проблемы конституционной
ответственности, дать исчерпывающую
характеристику всем субъектам конституционной
ответственности. В силу особой актуальности
проблемы создания реальной Федерации
остановимся также на рассмотрении
конституционной
В федеральном государстве
самостоятельным субъектом
При злоупотреблении своими правами или невыполнении (ненадлежащем исполнении) своих конституционных обязанностей должна наступать конституционная ответственность для субъекта РФ. Мерами воздействия может быть ограничение прав, если налицо их злоупотребления, или наступают иные санкции (приостановление актов органов исполнительной власти субъектов РФ, признание неконституционным акт субъекта Федерации и т.д.) в случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) конституционных обязанностей.
Классификация правообязанностей субъектов Федерации может быть осуществлена по разным основаниям. В рамках настоящей лекции важно разделить их на абсолютные и относительные права. Реализация абсолютных прав не связана со вступлением субъекта РФ в конкретные правоотношения, поэтому они не так важны для раскрытия ответственности субъекта РФ.
Относительные правообязанности субъекта РФ называются так потому, что существует вторая сторона правоотношений – федеральные органы государственной власти, которые наделены субъективными юридическими правообязанностями.
Абсолютными правообязанностями следует признать следующие:
-право иметь систему
НПА, включающую основной
-право иметь сухопутную
территорию (включая острова), границы
которой определяют
-право иметь установленное в Конституции РФ официальное наименование и т.д.
Очевидна непричастность названных правообязанностей к проблеме конституционной ответственности. Относительные же правообязанности важны для нас, так как их злоупотребление является основанием наступления конституционной ответственности. К этой группе правообязанностей относятся:
-правообязанность принимать законы, иные НПА по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ в соответствии с установленной в Конституции РФ процедурой.
-правообязанность вносить в Парламент предложения о пересмотре, поправках и изменении Конституции РФ.
-правообязанность выражать согласие на изменение своего конституционно-правового статуса как субъекта федеративных правоотношений.
-право обращаться в Конституционный Суд РФ.
-правообязанность выражать согласие Генеральному прокурору РФ на назначение прокурора субъекта РФ.
Злоупотребление данными правами субъектов Российской Федерации – основание для ограничения этих прав, включая предупреждение об ограничении.
Конституция РФ запрещает субъекту РФ:
присваивать власть в РФ.
принимать законы, иные НПА, противоречащие Конституции РФ.
применять НПА, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
устанавливать цензуру.
устанавливать в качестве государственной или обязательной любую религию.
Конституция РФ обязывает субъекта РФ (позитивное обязывание):
-прямо применять Конституцию
РФ, которая имеет высшую
-соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст15).
-признавать, соблюдать и
защищать права и свободы
Невыполнение этих обязанностей является основанием для привлечения субъекта Федерации к конституционной ответственности.
Анализ нормативных актов
субъектов Федерации также
Таким образом, необходимо совершенствовать
как уже действующие институты
реализации конституционной
Деятельность Конституционного
Суда РФ способствует реализации конституционной
ответственности, так как постепенно
конституционные основы российского
федерализма наполняются
Считаю, что назрела необходимость
разработки и принятия законодательного
акта, предусматривающего ответственность
конституционных органов
Заканчивая освещение данного вопроса, говоря кратко, необходимо заметить, что основанием конституционной ответственности выше рассмотренных субъектов, главным образом является невыполнение ими своих обязанностей, а также злоупотребление своими полномочиями.