Лекции по "Естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:56, курс лекций

Описание

Лекция 1.
Предмет концепции современного естествознания
Лекция 2.
Научная систематизация картины мира
Лекция 3.
Физические основы механики. Классическая концепция Ньютона
Лекция 4.
Законы движения небесных тел
Лекция 5.
Зарождение третьей естественно-научной революции
Лекция 6.
Концепции фундаментальных полей. Основы статистической физики и термодинамики
Лекция 7.
Объединение физики. Зарождение четвертой глобальной естественно-научной революции
Лекция 8.
Химия в естествознании
Лекция 9.
Уровни развития химических знаний
Лекция 10.
Структурная химия
Лекция 11.
Эволюционная химия
Лекция 12.
Биологические явления
Лекция 13.
Основы наследственности
Лекция 14.
Биосферный уровень. Ноосфера
Лекция 15.
Концепция экологизации естествознания

Работа состоит из  1 файл

лекции естествознание.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)

    Лекция  №13

    Тема: Основы наследственности

    (с. 218-235 /1/; с. 298-311 /2/, с. 68-73 Ю) 

  • Законы  генетики Менделя.
  • Открытие и изучение клетки.
  • Эволюционная биология.

     Эволюционная  биология. Теория эволюции Ч. Дарвина

 

    Для живой природы развитие по времени  – неотъемлемое  и наиболее характерное  свойство. В биологии эта концепция  обрела функции платформы, на которой  происходит синтез разнородного специализированного  биологического знания. В итоге сформировалась достаточно самостоятельная область знаний – эволюционная биология.

    Вам, конечно, хорошо известны основы дарвинизма из курса средней школы. Ч. Дарвин создал свою теорию, будучи типичным натуралистом: его – плод пристальных наблюдений над живой природой в самых различных ее проявлениях. Весьма скромные в его времена знания о химическом составе организмов и процессах обмена веществ не имели для него сколько – ни будь существенного значения. Тем не менее, одних только наблюдений и описаний оказалось достаточно, чтобы родилась главная идея, переросшая затем в целостную теорию – идея естественного отбора. Ч. Дарвину удалось выявить  такие факты, которые при их обобщении как оказалось, имеют универсальное значение. Идея развития (или эволюции), а также исторический метод были взяты на вооружение всем естествознанием.

    Облик эволюционной биологии как науки  сложился в результате объединения  двух потоков знаний: самого эволюционного  учения и знаний, полученных другими  науками относительно эволюции и  ее механизмов. Содержание эволюционной биологии постоянно расширяется. Новые научные достижения в молекулярной биологии, цитологии (науки о строении и функционировании живых клеток), палеонтологии способствует этому. Ученые всерьез подумывают: а не пора ли провести новый эволюционный синтез полученных знаний. В его осуществлении многие биологи видят путь к оформлению самостоятельной дисциплины – теоретической биологии. Однако, ряд ученых считает, что уровень достигнутых знаний пока еще не достаточно высок для подобной эволюции в биологии.  

    Формы и уровни жизни 

    Все объекты живой и неживой природы  по строению представляют собой системы, для которых характерно иерархическое  соподчинение, входящих в них элементов, т. е. структурных уровней организации. Самые элементарные из них относятся к области познания физики, - это электроны, протоны, другие элементарные частицы. Затем идут атомные уровни, молекулярные уровни, изучением которых занимаются как физика, так и химия. За молекулярным уровнем следует субмолекулярный, - уровень исследования работы молекул как единого целого; и так далее, вплоть до уровней организмов и сообществ из них. Каждый ниже лежащий уровень располагается как бы в оболочке выше лежащего уровня и сохраняет его особенности. Деление же на части или уровни исследования происходит в соответствии с реальными структурными уровнями живого объекта.

    Проблема  различной степени упорядоченности  и организованности живой материи  возникла у натуралистов еще в  ХVIII - XIX в. Первым толчком к ее проявлению послужило провозглашение в 1830-е годы клеточной теории. А в 1846 г. М. Шлейден – один из основателей этой теории – сформулировал положение о существовании живых тел (различного порядка организованности). Незадолго до этого Э. Геккель выдвинул гипотезу, согласно которой протоплазма клетки неоднородна, а состоит из каких то надмолекулярных частиц, названных им пластидулами. С одной стороны утверждалась идея дискретности, т. е. делимости целого на структуры более низкой организации, а с другой – этим структурам приписывалась постоянная и самостоятельная функция.

    В первой половине  XIX в. в биологии появляется история теории систем. Одна из первых ее страниц была посвящена редукционизму, представляющему собой механистический материализм. Согласно ему все высшее сводится к низшему: процессы жизнедеятельности – к совокупности их физико–химических реакций. Качественное своеобразие живого отрицалось.         

    Схема классификации структурных  уровней биосистем.      

неживая природа живая природа общество

 

                                                                                   стадо

                                                                               

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 
 
 

    Молекулярно – генетический уровень 

    Одно  из главных событий в истории  биологии XX в. – выход экспериментальной физико-химической биологии на изучение молекулярного уровня живой природы. В результате исследования на молекулярно-генетическом уровне произошло не только слияние отдельных биологических дисциплин в «единый фронт» наук, но и тесное сближение биологии со смежными ей физикой и химией. А это значит, что проблемы, считавшиеся раньше чисто биологическими, теперь стали по – существу проблемами всего естествознания. На странице научной литературы «хлынул» поток фактического материала, оценить который как принадлежащий какой – либо конкретной науки практически невозможно.

    Существует 3 главные проблемы, которые стали объектом исследования на молекулярном уровне:

  1. Происхождение жизни
  2. Молекулярно-генетический подход к изучению эволюции.
  3. Изучение молекулярных основ воспроизводства жизни и процесса жизнедеятельности.

    Происхождение жизни

 

    Целая эпоха в истории изучения проблемы происхождения жизни связана  с трудами А. И. Опарина и его учеников. Пик исследований ученого приходится на 1950-1970 гг., хотя основополагающий его труд «Происхождение жизни» был опубликован еще в 1742 г. Уже в нем были изложены все те идеи, которые составили основу гипотезы Опарина. Главная их них – зарождение жизни на земле – длительный эволюционный процесс становления живой материи в недрах неживой.

    Опарин  предложил новую идею химической эволюции. - когда под воздействием сильнодействующих физико-химических факторов (температуры, ультрафиолетового  и рентгеновского излучения, электрических разрядов большой мощности и атмосферного давления), происходит самопроизвольное превращение ряда неорганических соединений в органические «кирпичики жизни» - аминокислоты, нуклеозиды и нуклеотиды, простейшие полисахариды и в молекулы АТФ, способны запасать химическую энергию.

    Идея  химической эволюции в 1920 г. «носилась  в воздухе». Подобного рода эксперименты были распространены во многих лабораториях мира. Это не удивительно, - химия  в то время была в зените славы  и процветания. Однако, перед учеными поддержавшими идею химической эволюции сразу же возник риторический вопрос: а что произошло раньше  - аминокислоты и белки или же молекулы, ответственные за производство живого – нуклеотиды и нуклеозиды. Другими словами, еще в те годы был поставлен вопрос о происхождении всем известной «курицы и ее яйца», но на молекулярном уровне. Гипотезы, утверждавшие первичность структуры, наделенная способностью к обмену веществ при участии ферментов объединялись под шапкой голобиоз, а гипотезы, утверждающие первичность молекулярной системы, включающей в себя генетический код, назывались генобиоз.  

    Одно  из сильных сторон гипотеза Опарина  является то, что она находится  в соответствии с гипотезой эволюции добиологической (неживой) материи  и зарождение жизни представлено в ней как закономерный процесс. Вторая сильная сторона – возможность экспериментальной проверки основных положений гипотезы в лабораторных условиях. Однако, есть и слабые стороны рассматриваемой гипотезы. Например, гипотеза Опарина допускала возможность самовоспроизведения доклеточных структур при отсутствии молекулярных систем с функциями генетического кода. Поэтому при синтезе аминокислот в лабораторных условиях дополнительно допускалось введение в «первичный бульон» химически сложных готовых «блоков», например, ферментов, без которых реакция не шла. В последние годы представители научной школы А. И. Опарина, оставаясь, в основном, на позициях его гипотезы, признают нерешенность главного вопроса всей проблемы – что именно является движущей силой саморазвития химических систем и перехода от химической эволюции к биологической? Иными словами, в рамках гипотезы. Опарину не удается объяснить главную проблему: и  причину того таинственного скачка от неживой материи к живой, который и знаменует собой начало жизни в том «земном» виде, в котором она нам известна.  

    Креационистские (от лат. Creation – создаю) теории, в отличие от естественно – научных гипотез объяснили происхождение жизни существованием Бога – Создателя, основывая свое учение на Библии: «И сказал Бог: да прозрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя на земле. И стало так». (Бытие, гл. 1, стих 11). 

    Согласно  Библии, вслед за растениями Бог  создавал животных из воды: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях и птицы да размножаться на земле» (Бытие, гл. 1, стих 21-22).

    Затем, в соответствии со своим замыслом, Создатель производит «зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Бытие, гл. 1, стих 25).

    В креационистской теории сотворение мира животный и растительный миры создаются сразу по желанию Бога во всей своей красе и во всем разнообразии. Каждый род и вид флоры и фауны уникальны с самого рождения, потому что является воплощением Божественного Плана, а не случайной стихии природы. Воля  и энергия Творца служат первым толчком для превращения неживой материи («воды» и «земли») в живую. Эволюционная идея теории с окружающим миром.

    Ну, а гипотеза биологов о превращении  обезьяны в человека с точки зрения креациониста, звучит и вовсе кощунственно. Ведь Бог создал людей по своему образу и подобию и поставил их над всей природой: «… И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися на земле» (Бытие, гл. 1, стих 26).

    Как естественно – научные, так и  креационистские теории происхождения  жизни, не имея под собой достаточно научных доказательств продолжают существовать вместе, и склонность исследователя к признанию правильности той или иной гипотезы происхождения жизни, определяется на данном этапе познания ненаучными фактами, а скорее собственным мировоззрением ученого: символом веры в Бога или его безверием. Материалисты придерживаются эволюционной гипотезы создания Жизни на Земле, а ученые, верящие в Бога, - креационистской.

    Впрочем, русский ученый В. П. Вернадский (1863-1945) решал этот вопрос совершенно иначе. Он, не будучи креационистом, «вынес» зарождение жизни за пределы земной поверхности, считая, что живое на Земле может порождаться только живым. Он придерживался « принципа Реди», сформулированного в 1668 г. итальянским ученым – врачом Ф. Реди: «Все живое происходит только из живого». Сегодня развитие естествознания не опровергает, а во многом подтверждает идеи В. П. Вернадского. 

    Современное развитие эволюционной теории Ч. Дарвина. Молекулярно – генетический подход

     

    Термин  «эволюция» был впервые введен в  лексику биологии швейцарским ученым Ш. Боннэ в 1762 г., т. е. Задолго до опубликования своего труда Ч. Дарвиным. Причем Ш. Боннэ понимал под этим термином не только идею развития, но и представления о роли изменчивости и отбора в становлении новых форм живого. Эти представления претерпевали изменения с течением времени.

    В настоящее время различают три  типа изменчивости:

    Наследственная  изменчивость – это изменчивость, обусловленная возникновением новых генотипов (аналог «неопределенной изменчивости»» Ч. Дарвина).

    Ненаследственная  изменчивость  - это изменчивость, которая отражает изменения не генотипа, а фенотипа под влиянием условий внешней среды (аналог «определенной изменчивости» Ч. Дарвина).

    Онтогенетическая  изменчивость – это изменчивость, отражающая изменения в ходе индивидуального развития всего организма (онтогенеза) или изменчивость отдельных клеток в процессе их дифференциации (т. е. при формировании их индивидуальных отличий в процессе жизненного цикла).   

    Изучение  молекулярных основ  воспроизводства  жизни и процессов  жизнедеятельности 

    Две современные биологические науки  – молекулярная генетика и молекулярная биология занимаются изучением смежных научных вопросов, связанных с основными проблемами структуры и функционирования живой природы на молекулярно – генетическом уровне. Рождение этих наук является подтверждением мощного интеграционного процесса (процесса объединения разных наук при решении одних и тех же задач), происходящего в современном естествознании. Коснемся вкратце вопроса о том, какие же проблемы приходилось и приходится решать, прибегая к методам молекулярной биологии и молекулярной генетики. В настоящее время их так много, что не представляется возможным осветить все пути развития этих наук в полной мере, но можно попытаться выделить среди общей массы решаемых вопросов наиболее важные.

    Наиболее  важные открытия, сделанные в области  молекулярной биологии:

  1. Открытие генетической роли нуклеиновых кислот.
  2. Открытие молекулярных механизмов генетической репродукции и биосинтеза белка.
  3. Открытие молекулярно – генетических механизмов изменчивости.
  4. Изучение молекулярных основ обмена веществ.

Информация о работе Лекции по "Естествознанию"