Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:24, контрольная работа
Цель данной работы показать в чем суть методологии, рассмотреть основные типы методов и проследить их взаимосвязь и понять в чем суть эмпирического и теоретического познания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Сущность методологии как научной дисциплины………………………………..4
Основные методы научного познания…………………………………………...6
Методы эмпирического и теоретического познания…………………………...9
Заключение…………………………………………..……………………14
Список использованной литературы…………………………………………..16
Важным достоинством формальной системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем, оперируя знаками. Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации.
~ Индукция - может быть определена как метод перехода от частного знания отдельных фактов к знанию общего.
Непосредственной основой
индуктивного умозаключения является
повторяемость признаков в ряду
предметов определенного
Различают полную и неполную индукцию. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. В результате неполной индукции мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.
~ Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы.
В целом дедукция как метод
познания исходит из уже познанных
законов и принципов. Поэтому
метод дедукции не позволяет получить
содержательно нового знания. Дедукция
представляет собой лишь способ логического
развертывания системы
Итак, наука строится из наблюдений, экспериментов, гипотез, теорий и аргументации. Наука в содержательном плане – это совокупность эмпирических обобщений и теорий, подтверждаемых экспериментом и наблюдением. Творческий процесс создания теории и аргументации в их поддержку играет в науке не меньшую роль, чем наблюдение и эксперимент. [1, 51]
Заключение
В ходе выполненной работы было выявлено, что наука, научный метод – вещи, безусловно, необходимые и полезные, но, к сожалению, не всемогущие. Точные границы научного метода пока ещё не размыты, неопределенны. Но то, что они есть, несомненно. Это не трагедия и не повод лишать науку доверия. Это всего лишь признания факта, что реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый наукой.
Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Решение данных задач достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах.
В процессе развития науки развивается и система её методов, формируются новые приёмы и способы исследовательской деятельности.
Все описанные методы познания в реальном научном исследовании работают во взаимодействии, границы между ними если и существуют, то они достаточно условны.
Были рассмотрены основные методы эмпирического и теоретического уровня научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.
Список использованной литературы