Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:24, контрольная работа

Описание

Цель данной работы показать в чем суть методологии, рассмотреть основные типы методов и проследить их взаимосвязь и понять в чем суть эмпирического и теоретического познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

Сущность методологии как научной дисциплины………………………………..4

Основные методы научного познания…………………………………………...6

Методы эмпирического и теоретического познания…………………………...9

Заключение…………………………………………..……………………14

Список использованной литературы…………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Методы научного познания(КСЕ).docx

— 36.39 Кб (Скачать документ)

Важным достоинством формальной системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем, оперируя знаками. Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации.

~ Индукция - может быть определена как метод перехода от частного знания отдельных фактов к знанию общего.

Непосредственной основой  индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах  всех предметов, относящихся к данному  классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы.

Различают полную и неполную индукцию. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет  характер достоверного вывода. В результате неполной индукции мы получаем вероятностное  знание, требующее дополнительного подтверждения.

~ Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы.

В целом дедукция как метод  познания исходит из уже познанных  законов и принципов. Поэтому  метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического  развертывания системы положений  на базе исходного знания, способ выявления  конкретного содержания общепринятых посылок.

Итак, наука строится из наблюдений, экспериментов, гипотез, теорий и аргументации. Наука в содержательном плане  – это совокупность эмпирических обобщений и теорий, подтверждаемых экспериментом и наблюдением. Творческий процесс создания теории и аргументации в их поддержку играет в науке  не меньшую роль, чем наблюдение и эксперимент. [1, 51]

 

Заключение

В ходе выполненной работы было выявлено, что наука, научный метод – вещи, безусловно, необходимые и полезные, но, к сожалению, не всемогущие. Точные границы научного метода пока ещё не размыты, неопределенны. Но то, что они есть, несомненно. Это не трагедия и не повод лишать науку доверия. Это всего лишь признания факта, что реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый наукой.

Каждая наука использует различные методы, которые  зависят от характера решаемых в ней задач. Решение данных задач достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах.

В процессе развития науки развивается  и система её методов, формируются  новые приёмы и способы исследовательской  деятельности.

Все описанные методы познания в  реальном научном исследовании работают во взаимодействии, границы между  ними если и существуют, то они достаточно условны.

Были рассмотрены основные методы эмпирического и теоретического уровня научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью  наблюдений и экспериментов новые  данные, стимулирует теоретическое  познание, ставит перед ним новые  более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии  новое собственное содержание, открывает  новые, более широкие горизонты  для эмпирического познания, ориентирует  и направляет его в поисках  новых фактов, способствует совершенствованию  его методов и средств и  т. п.

 

Список использованной литературы

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания : учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2007 – 335 с. – (Основы наук).
  2. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В.О. Голубинцев [и др.] ; под общ. ред. С.И. Самыгина. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. 412, [1] с. – (Высшее образование)
  3. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриенко, проф. В.П.Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
  4. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П.Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 317 с.

Информация о работе Методы научного познания