Мышление, сознание и интеллект у животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:35, реферат

Описание

Поведение животных изучают биологи разного профиля, а также психологи, поэтому исследования существенно различаются по своим теоретическим предпосылкам и методическим подходам, а также по вниманию к тем или иным сторонам поведения. Столь же неравнозначен вклад разных специалистов в анализ проблемы рассудочной деятельности (мышления) животных. Однако постепенно все эти первоначально разрозненные исследования находят точки соприкосновения и сливаются в единую современную науку о поведении животных.

Содержание

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...….3
1.1. Основные направления науки о поведении животных……………………………………....3
1.2. Классификации основных форм поведения…………………………………………………..3
Глава 2. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ: Основные понятия и методы изучения……………………………………....6
2.1. Мышление человека: Определения и классификация……………………………………….6
2.2. Определения понятия “мышление животных”…………………………………………….....6
2.3. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Экспериментальные модели………………………………………………………………………………………………..8
Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ………………………10
3.1. Основные характеристики сознания…………………………………………………………10
3.2. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей (“теория ума”)…..11
Глава 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ У ЖИВОТНЫХ………………….14
4.1. Интеллектуальная деятельность животных в сравнительном аспекте……………………14
4.2. Естественный и искусственный интеллект………………………………………………….17
Глава 5. Заключение………………………………………………………………………….….21
Список литературы………………………………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по концепции современного естествознания

на тему:

«Мышление, сознание и интеллект у животных». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: Шаламова А.В.

студентка ФЭУ-151 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2009 

Содержание

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...….3

1.1. Основные  направления науки о поведении  животных……………………………………....3

1.2. Классификации  основных форм поведения…………………………………………………..3

Глава 2. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ: Основные понятия и методы изучения……………………………………....6

2.1. Мышление человека: Определения и классификация……………………………………….6

2.2. Определения понятия “мышление животных”…………………………………………….....6

2.3. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Экспериментальные модели………………………………………………………………………………………………..8

Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ………………………10

3.1. Основные характеристики сознания…………………………………………………………10

3.2. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей (“теория ума”)…..11

Глава 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ У ЖИВОТНЫХ………………….14

4.1. Интеллектуальная деятельность животных в сравнительном аспекте……………………14

4.2. Естественный и искусственный интеллект………………………………………………….17

Глава 5. Заключение………………………………………………………………………….….21

Список  литературы………………………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Основные направления  науки о поведении  животных.

    Поведение животных изучают биологи разного  профиля, а также психологи, поэтому исследования существенно различаются по своим теоретическим предпосылкам и методическим подходам, а также по вниманию к тем или иным сторонам поведения. Столь же неравнозначен вклад разных специалистов в анализ проблемы рассудочной деятельности (мышления) животных. Однако постепенно все эти первоначально разрозненные исследования находят точки соприкосновения и сливаются в единую современную науку о поведении животных. Эта наука пока еще не имеет “устоявшегося” названия. Иногда ее называют этологией, однако это представляется нам не вполне корректным. Дело в том, что существующее понятие “этология” относится только к видоспецифическим формам поведения, практически лишь в малой степени касаясь обучения во всех его разнообразных формах и еще меньше — зачатков мышления (см. 2.11). Нередко употребляют другое название — нейробиология, объединяющее широкий комплекс наук (его границы установить пока еще трудно), нацеленных на вскрытие общебиологических закономерностей поведения животных. Наконец, существует термин нейронауки (neurosciences) результат интеграции сведений, полученных в смежных областях знаний о мозге и поведении.

    В изучении поведения животных выделилось несколько самостоятельных, исторически  сложившихся направлений. Это зоопсихология и сравнительная психология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности, гештальтпсихология, этология и генетика поведения.

    Зоопсихология — направление отечественной психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития. Предметом исследований зоопсихологов является происхождение и развитие (фило- и онтогенез) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания.

    Примерно  такие же задачи имеет и сравнительная психология — направление исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных различных эволюционных ступеней развития.

    Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии. Согласно его радикальной концепции все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция “стимул-реакция”).

    Физиология  высшей нервной деятельности (ВНД) — основанное в начале XX века И. П. Павловым научное направление, связанное с объективным изучением физиологических основ психики (в том числе и человека) методом условных рефлексов. Со временем содержание этого понятия претерпело существенные изменения.

    Психофизиология — пограничная область психологии, примыкающая к физиологии высшей нервной деятельности. Она ориентирована на установление корреляций между психическими явлениями, или состояниями, о которых узнают по словесному отчету либо другой произвольной реакции субъекта, и физиологическими процессами (вегетативными и двигательными реакциями), которые регистрируют объективными методами.

    Этология  (от греч. ethos — нравы, характер) — наука о поведении особи в естественной для данного вида среде обитания. Она сформировалась в 30-е годы XX века на базе зоологии и эволюционной теории. Этология развивалась в тесном контакте с физиологией, популяционной генетикой, генетикой поведения и др.

1.2. Классификации основных  форм поведения.

    Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует

3 

поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.

    Существующие  в настоящее время системы  классификации поведения многообразны, так как число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично.

    Классификация Д. Дьюсбери (1981), частично переработанная авторами, подразделяет поведение на три основные группы — индивидуальное, репродуктивное и социальное.

    Индивидуальное  поведение включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи:

  • Локомоция — перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций.
  • Манипуляционная активность совокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности. Составляет необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного, а также других сфер поведения животного. Представляет собой систему определенным образом интегрированных элементов разного иерархического уровня.
  • Исследовательская активность комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для “индивидуального программирования поведения”.
  • Кормовое (или пищедобывательное) поведение сложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней. На пищедобывательных реакциях основано большинство методик изучения высшей нервной деятельности животных.
  • Поведение, направленное на поиск оптимального температурного режима, которое обеспечивает процессы терморегуляции.
  • Защитное поведение, связанное с поисками убежища, избеганием опасностей, охраной детенышей.
  • Игра совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей, или та форма деятельности, “в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности”.
  • Орудийная деятельность особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом.

    Репродуктивное  поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием (его рассмотрение не входит в нашу задачу).

    Социальное  поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества. Многие виды в течение года переходят от одиночного к общественному образу жизни. Такие переходы характерны для многих видов птиц, некоторых грызунов и хищных млекопитающих (волки).

    Один  из аспектов социальных взаимоотношений животных связан с проблемой высших когнитивных функций. Речь идет о структуре индивидуализированных сообществ, все члены которых различают друг друга “в лицо” и сложность организации которых зависит от уровня рассудочной деятельности вида.

    Другие  классификации поведения. Наиболее часто употребляемые классификации поведения подробно рассмотрены в фундаментальном руководстве Р. Хайнда “Поведение

животных”. Назовем некоторые из них.

  • По непосредственным причинам, вызывающим тот или иной поведенческий акт. Например, все виды активности, частота или интенсивность которых достоверно

4 

    повышаются  под действием мужского полового гормона, можно объединить и обозначить как “половое поведение самца”. Подобно этому все виды взаимодействия самцов с соперниками могут быть описаны как “агонистическое поведение”.

  • По функциям — группировка различных форм поведения в зависимости от той роли, которую они играют в жизни животного. Этот способ позволяет выделить такие категории, как угроза, ухаживание, добывание пищи и т. д.
  • По происхождению в филогенезе — широко используется этологами при рассмотрении проблем эволюции поведения, в частности эволюции собственно инстинктивных действий. В ее основе лежит тщательное сравнительное изучение поведения видов с разной степенью родства.
  • По способу формирования в онтогенезе — одна из важнейших и наиболее распространенных. Учитывает особенности проявления данного поведенческого акта в процессе индивидуального развития. Согласно этой классификации поведение традиционно подразделяют на врожденное (инстинктивное) и приобретенное в результате учения. Это приближается к принятому в физиологии ВНД выделению двух видов деятельности — условно- и безусловно-рефлекторной. Врожденное поведение обеспечивает приспособление особи к условиям среды, обычно характерным для вида в целом. Приобретенное поведение — способ индивидуального приспособления особи к меняющимся условиям среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 

Глава 2. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ: Основные понятия и методы изучения.

2.1. Мышление человека: определения и классификация.

    Прежде  чем переходить к описанию проявлений мышления животных, напомним, как психологи определяют мышление человека.

    Мышление  — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.

    Мышление  представляет собой самую сложную  форму психической деятельности человека, вершину ее эволюционного  развития, поэтому разные авторы в  своих определениях делают акцент на разных сторонах этого многогранного  процесса. Психолог О. К. Тихомиров (1984), суммируя существующие мнения, определял мышление как познавательную деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности.

 Формы мышления человека:

  • индуктивное, опирающееся на логический вывод “от частного к общему” (построение аналогий);
  • дедуктивное, опирающееся на логический вывод “от общего к частному” или “от частного к частному”, сделанный в соответствии с правилами логики;
  • наглядно-действенное, базирующееся на непосредственном восприятии предметов в процессе действий с ними;
  • образное, опирающееся на представления и образы;
  • наиболее сложной формой является абстрактно-логическое, или вербальное, мышление.

    Принято считать, что процесс мышления осуществляется с помощью мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования. Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения.

    К настоящему времени сформулированы следующие представления о мышлении животных:

Информация о работе Мышление, сознание и интеллект у животных