Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:35, реферат
Поведение животных изучают биологи разного профиля, а также психологи, поэтому исследования существенно различаются по своим теоретическим предпосылкам и методическим подходам, а также по вниманию к тем или иным сторонам поведения. Столь же неравнозначен вклад разных специалистов в анализ проблемы рассудочной деятельности (мышления) животных. Однако постепенно все эти первоначально разрозненные исследования находят точки соприкосновения и сливаются в единую современную науку о поведении животных.
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...….3
1.1. Основные направления науки о поведении животных……………………………………....3
1.2. Классификации основных форм поведения…………………………………………………..3
Глава 2. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ: Основные понятия и методы изучения……………………………………....6
2.1. Мышление человека: Определения и классификация……………………………………….6
2.2. Определения понятия “мышление животных”…………………………………………….....6
2.3. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Экспериментальные модели………………………………………………………………………………………………..8
Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ………………………10
3.1. Основные характеристики сознания…………………………………………………………10
3.2. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей (“теория ума”)…..11
Глава 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ У ЖИВОТНЫХ………………….14
4.1. Интеллектуальная деятельность животных в сравнительном аспекте……………………14
4.2. Естественный и искусственный интеллект………………………………………………….17
Глава 5. Заключение………………………………………………………………………….….21
Список литературы………………………………………………………………………………22
Глава 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ У ЖИВОТНЫХ.
Дарвин считал, что в развитии психических способностей животных существует эволюционная непрерывность. Он выступал против широко распространенного мнения о том, что животные представляют собой просто автоматы и по сравнению с человеком находятся на гораздо более низком уровне психического развития. В своей работе «Происхождение человека» (1871) Дарвин утверждал, что «животные обладают определенной способностью к рассудочной деятельности» и что «разница между психикой человека и психикой высших животных, как бы ни была она велика, - это, конечно, разница в степени, а не в качестве». В публикациях ученика Дарвина Джорджа Романеса интеллект животных был даже преувеличен. Его книга «Ум животных» (1882) была первой попыткой научного анализа интеллектуальной деятельности животного. Многие доводы Романеса имели анекдотический характер, и его книга была полна историй, рассказанных респектабельными членами Викторианского общества.
Романес определял интеллект как способность «подгонять» свое поведение к изменяющимся условиям жизни. Его некритическая оценка способностей животных вызвала протест со стороны Моргана и последующих бихевиористов, которые пытались свести интеллект животных только к специфическим способностям. Они критиковали «анекдотический» подход к этой проблеме и разработали строгие критерии, на основе которых можно было говорить о психических способностях животных. Ллойд Морган вдохновил Эдварда Торндайка на исследование процесса научения методом проб и ошибок, и, таким образом, он невольно оказался основателем бихевиористского направления в психологии животных. В своей книге «Введение в сравнительную психологию» (1894) Морган высказал предположение о том, что способности более высокого порядка развиваются на основе более примитивных; он предложил психологическую шкалу психических способностей.
Хотя эта идея об эволюционной шкале способностей в виде некой лестницы и оказала заметное влияние на развитие психологии животных, однако в настоящее время эта точка зрения уже неприемлема. При изучении строения мозга и способностей животных различных видов стало совершенно очевидным, что животные различных видов в различных экологических условиях проявляют огромное разнообразие типов интеллектуальной деятельности. Это очень затрудняет определение понятия интеллект, но подчеркивает важность его исследования у животных с функциональной точки зрения, так же, как и изучения обеспечивающих его механизмов.
4.1. Интеллектуальная деятельность животных в сравнительном аспекте.
Существуют два основных пути оценки интеллекта животных. Один из них состоит в том, чтобы оценивать поведение, а другой - в том, чтобы изучать мозг. В прошлом оба этих подхода основывались на том, что существует линейная последовательность в развитии от низших, неинтеллектуальных животных, отличающихся сравнительно простым мозгом, к высшим, интеллектуальным животным, мозг которых имеет сложное строение. Обозревая все животное царство в целом, мы, казалось бы, находим подтверждение такого впечатления, но когда мы ближе знакомимся с теми или иными особыми случаями, то обнаруживаем здесь много явных отклонений. И это не исключения из общего правила, а следствие того факта, что эволюция шла не линейно, а давала множество разветвлений, на каждом из которых происходит адаптация к своему комплексу внешних условий. Таким образом, животные могут быть весьма сложными в каких-то одних отношениях и достаточно простыми - в других. Вместе с тем животные различных видов могут достигать одинаковой степени сложности, находясь на различных ветвях эволюционного древа.
При сравнении мозга животных различных видов можно ожидать, что между относительным размером какой-то отдельной структуры и степенью сложности поведения, которое регулируется этой структурой, существует определенная связь. Чем больше какое-то
14
животное использует определенную особенность своего поведения в процессе адаптации к окружающей среде, тем больше будет число нейронов и их взаимосвязей в соответствующих областях мозга. Это легко видеть при сравнении специализированных структур мозга, например структур, связанных с различными сенсорными процессами. Гораздо труднее разобраться в том случае, когда приходится рассматривать области мозга более общего функционального назначения, поскольку они могут быть увеличены за счет того, что разные виды животных подвергались различным давлениям отбора.
Многие
традиционные идеи в отношении эволюции
мозга позвоночных были подвергнуты
сомнению. Так, например, вопреки популярным
представлениям выяснилось, что в
эволюционном ряду рыбы-пресмыкающиеся-птицы-
Пытаясь осмыслить наше представление об интеллекте животных в свете современных данных нейроанатомии, Ходос в 1982 приходит к следующему заключению: «Если мы сталкиваемся с признаками интеллекта у представителей животного мира и соотносим их со степенью развития нервных структур, мы должны отказаться от линейных, иерархически организованных, моделей, которые преобладают в обоих типах исследования. Нам следует принять более общее определение интеллекта, чем то, которое «привязано» к нуждам и оценкам человека. Мы должны признать тот факт, что история эволюции характеризуется дивергенцией и нелинейностью, и мы не можем ожидать плавных переходов от одного большого таксона к другому. Наконец, мы не можем себе позволить, чтобы наши знания о центральной нервной системе млекопитающих создавали у нас какие-либо предубеждения при поиске нервных коррелятов интеллекта у других классов позвоночных. Если мы не изменим таким образом наше мышление, у нас, по-видимому, останется мало надежды продвинуться хоть немного дальше в наших попытках понять взаимосвязи между психикой человека и психикой животного и соответствующими им нервными субстратами».
Теперь
вернемся к вопросу о том, каким
образом можно оценить
До
недавнего времени оценка интеллекта
животных в основном базировалась на
изучении тех способностей, которые
обычно считаются показателем интеллекта
у человека. Современный тест для определения
IQ включает в себя различные разделы, предназначенные
для оценки памяти человека, его арифметических
и логических возможностей, способностей
к языку и формированию понятий. Как мы
уже видели, голуби, по-видимому, обладают
удивительной способностью к формированию
таких понятий, как вода, дерево и человек.
Должны ли мы считать это признаком большого
интеллекта?
15
Обсуждая языковые способности животных, мы пришли к заключению, что способности человека в этом отношении намного превосходят аналогичные способности любого животного, даже хорошо обученного.
Но что это означает? Значительное превосходство человеческого интеллекта или его высокую специализированность в плане использования языка?
Для сравнения интеллектуальных способностей животных, относящихся к различным видам, трудно придумать тест, который не был бы предвзятым в том или ином смысле. Многие из прежних тестов для определения способности животного решать какие-то проблемы были ненадежными. Порой один и тот же тест, проведенный на животных одного и того же вида, в зависимости от типа используемой аппаратуры давал совершенно различные результаты.
Предпринималось много попыток выяснить, могут ли животные справиться с задачами, которые требуют научения какому-то общему правилу принятия решения. Животных можно научить выбирать из группы предлагаемых предметов такой, который соответствует образцу. Приматы быстро научаются решать такого рода задачу, а голубям для этого требуется гораздо больше попыток. Гарри Харлоу в 1949 разработал тест для измерения способности животного следовать каким-либо правилам и делать правильные выводы. Вместо того чтобы проверить обезьян на способность решать какую-то одну задачу простой зрительной дискриминации, Харлоу предлагал им последовательно ряд тестов, в которых для решения задачи нужно было следовать одному и тому же правилу. Например, животному можно предложить ряд задач на различение такого типа. Хотя в каждой задаче использовались другие предметы, правило решения было одинаковым: пищевое вознаграждение в каждом случае (в пределах данной задачи) находится всегда под одним и тем же предметом независимо от того, какое положение он занимает. Если по мере предъявления последовательности таких однотипных задач животное решает их все лучше, то в таком случае говорят, что у него сформировалась установка научения.
При
исследовании способности животных
научиться тому, что общее правило
решения является одним и тем
же для целого набора задач и что
для получения правильного
Мнение, что такие тесты представляют собой истинную меру интеллекта, подкрепляется данными о том, что качество выполнения этих тестов коррелирует с показателем размеров мозга. Сходные результаты были получены и при использовании тестов другого типа. Так, например, было показано, что макаки-резусы и шимпанзе в отличие от кошек гораздо быстрее улучшают свои показатели при решении серии задач по различению объектов, если у них был предварительный опыт по решению реверсивных задач, т. е. задач, в которых периодически производилась смена подкрепляемого выбора предмета. Эти два типа задач решаются на основе общих принципов, которые способны использовать макаки и шимпанзе, тогда как кошки лишены такой способности. Аналогичные различия между кошками и обезьянами можно отметить и в случае экспериментов с решением задач на несходство, в которых животное должно из группы предметов выбрать непарный. Критики этих экспериментов утверждают, что они с неизбежностью проводятся таким образом, что животным одного вида их выполнять легко, а животным другого вида –
трудно. Но даже если описанные различия принимать всерьез, они отражают только один
16
аспект интеллектуальной деятельности, и неудивительно, что макаки и высшие обезьяны хорошо выполняют тесты, предназначенные для определения IQ человека, поскольку все они относятся к приматам.
4.2. Естественный и искусственный интеллект.
О проблеме естественного и искусственного интеллекта написано множество научных и фантастических книг. Эта проблема существовала и существует всегда там, где есть Разум.
Поэтому она существовала уже задолго до появления современного человечества. И эти понятия являются краеугольным камнем Разума, ибо они всегда тесно взаимосвязаны. Это монада одного из важнейших "лепестков" Цветка Разума. Это два противоположных состояния Разума. Разум может стать великим только тогда, когда взаимоотношения между искусственным и естественным интеллектом будет характеризоваться всесторонней гармонией.
Искусственный интеллект существовал всегда, паразитируя на естественном.
Подобное «сотрудничество» активного и реактивного форм мышления приводит к самозомбированию человеком собственного сознания. Он становится рабом собственного подсознания.
Механизмы подавления сознания чрезвычайно просты. Статья О.Я. Бондаренко "О битвах-призраках и трех принципах в истории" представляет интерес не только с точки зрения истории, но еще в большей степени она отражает сущность механизмов зомбирования человеком самого себя.
Информация о работе Мышление, сознание и интеллект у животных