Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:24, курсовая работа
Избирательная система - важнейший элемент политической системы государства. Проведение выборов является основной формой и способом демократической борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.
Введение
§1. Система избирательных комиссий ............................................................4
1.1 Принципы деятельности избирательных комиссий………………………..7
1.2 Сроки полномочий избирательных комиссий……..………………………13
1.3 Акты избирательных комиссий…………………………………………….15
§2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации …....17
§3. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации ……....21
§4. Иные избирательные комиссии …………………………………………28
Избирательные комиссии муниципальных образований…………………28
Окружные избирательные комиссии………………………………………..29
4.3 Территориальные избирательные комиссии……………………………….30
4.4 Участковые избирательные комиссии……………………………………...31
4.5. Правовой статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса……………………………………………………………………………..32
§5. Правовой статус иных субъектов избирательного процесса................37
5.1. Понятие и виды представительства в избирательном процессе………....37
5.2. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков…………………………………………………………..38
5.3. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков……………………………………….…40
5.4. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса….…41
5.5. Наблюдатели………………………………………………………………..43
5.6. Государственные органы и органы местного самоуправления…………50
5.7. Средства массовой информации…………………………………………..52
Заключение
Библиографический список
Все члены ЦИК России с правом решающего голоса должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Члены ЦИК России организуют свою работу по конкретным направлениям, определенным Регламентом комиссии. Организацию работы ЦИК осуществляет Председатель комиссии.
Реализуя положения федерального законодательства о выборах, ЦИК России осуществляет правоприменительную и нормотворческую деятельность. Федеральное избирательное законодательство наделяет ЦИК России широкими полномочиями:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает, указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
г)
осуществляет меры по организации единого
порядка распределения эфирного
времени и печатной площади между
зарегистрированными
д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е)
оказывает правовую, методическую,
организационно-техническую
ж)
осуществляет международное сотрудничество
в области избирательных
з)
заслушивает сообщения
и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
л)
осуществляет иные полномочия в соответствии
с настоящим Федеральным
Большое значение имеет закрепленное полномочие по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации. Эти контрольные функции ЦИК России осуществляет по нескольким направлениям. Прежде всего, она постоянно отслеживает состояние законодательства субъектов Российской Федерации о выборах, при этом используя свои полномочия, в соответствии с которыми она вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону. Контрольную деятельность по соблюдению конституционных прав граждан ЦИК России осуществляет в соответствии с положениями своего Регламента, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, осуществляет контрольные проверки деятельности избирательных комиссий, заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, связанные с оказанием комиссиям содействия в реализации их полномочий. ЦИК России развивает международные контакты с центральными избирательными органами других стран.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей и участвует в осуществлении этой регистрации (учета).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», иных федеральных законов, регламентирующих проведение выборов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях...».
§3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется двумя ветвями власти (законодательной и исполнительной) на основе предложений избирательных объединений (блоков), общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего созыва. Статус ИКС РФ аналогичен статусу ЦИК России как государственного органа, действующего на постоянной основе, а также как коллегиального органа и юридического лица, за исключением положения о том, что ЦИК России является федеральным государственным органом, тогда как ИКС РФ является государственным органом субъекта Российской Федерации. Документами, регулирующими статус указанных ИКС РФ, помимо Федерального закона, являются конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов приняты специальные законы об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. Особенность статуса ИКС РФ состоит в том, что они являются не только комиссиями, организующими выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но также и комиссиями, которые в соответствии с федеральными законами о выборах принимают участие в подготовке и проведении федеральных выборов.
Срок
полномочий ИКС РФ составляет четыре
года. Конкретное количество ее членов
устанавливается субъектом
Члены ИКС РФ с правом решающего голоса назначаются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений (общие правила), а также предложений представительных органов местного самоуправления, ИКС РФ предыдущего состава, ЦИК России. При этом предусмотрено, что не менее половины членов ИКС РФ должны быть назначены по поступившим предложениям политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Российской Федерации, законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если ЦИК России внесла предложения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как минимум, одна из предложенных кандидатур должна быть учтена этим органом в обязательном порядке. Аналогично высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одного члена ИКС РФ на основе поступивших предложений ЦИК России. Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов РФ от имени избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями, либо по их поручению – региональными отделениями этих политических общественных объединений в субъектах РФ. Предложения от имени избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями, входящими в блок.
Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта РФ от избирательного блока, имеющего фракцию в Государственной Думе, принимается решением органа избирательного блока, полномочного принимать такое решение.
Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта РФ от избирательного блока, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, принимается коллегиальными органами избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, и подписывается их руководителями.
ЦИК РФ разработал Методические рекомендации о порядке формирования избирательных комиссий субъектов РФ, согласно которым законодательному и исполнительному органам государственной власти субъекта РФ рекомендуется не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии опубликовать в СМИ сообщение о предстоящем формировании избирательной комиссии. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
С учетом практики работы, членами избирательных комиссий субъектов РФ с правом решающего голоса в первую очередь целесообразно назначать лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, а также имеющих опыт организации и проведения выборов. При формировании нового состава избирательной комиссии субъекта РФ рекомендуется учесть принцип преемственности в работе избирательной комиссии и назначить до половины членов избирательной комиссии нового состава из числа членов избирательной комиссии действующего состава.
Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
Предложения
о кандидатурах в состав избирательных
комиссий субъектов РФ от имени избирательных
объединений, имеющих фракции в
Государственной Думе, вносятся общероссийскими
политическими общественными
Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта РФ от избирательного блока, имеющего фракцию в Государственной Думе, принимается решением органа избирательного блока, полномочного принимать такое решение.
Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта РФ от избирательного блока, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, принимается коллегиальными органами избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, и подписывается их руководителями.
ЦИК РФ разработал Методические рекомендации о порядке формирования избирательных комиссий субъектов РФ, согласно которым законодательному и исполнительному органам государственной власти субъекта РФ рекомендуется не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии опубликовать в СМИ сообщение о предстоящем формировании избирательной комиссии. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
С
учетом практики работы, членами избирательных
комиссий субъектов РФ с правом решающего
голоса в первую очередь целесообразно
назначать лиц, имеющих высшее юридическое
образование или ученую степень в области
права, а также имеющих опыт организации
и проведения выборов. При формировании
нового состава избирательной комиссии
субъекта РФ рекомендуется учесть принцип
преемственности в работе избирательной
комиссии и назначить до половины членов
избирательной комиссии нового состава
из числа членов избирательной комиссии
действующего состава.
ИКС РФ формируются для подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных законами, ИКС РФ могут принимать участие в организации выборов в органы местного самоуправления. На этой основе федеральным законом установлены общие полномочия избирательной комиссии, осуществляемые в ходе избирательной кампании, а также в период между выборами:
а) осуществляет на территории субъекта контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;