Полномочия избирательных комиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание

Избирательная система - важнейший элемент политической системы государства. Проведение выборов является основной формой и способом демократической борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.

Содержание

Введение
§1. Система избирательных комиссий ............................................................4
1.1 Принципы деятельности избирательных комиссий………………………..7
1.2 Сроки полномочий избирательных комиссий……..………………………13
1.3 Акты избирательных комиссий…………………………………………….15
§2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации …....17
§3. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации ……....21
§4. Иные избирательные комиссии …………………………………………28
Избирательные комиссии муниципальных образований…………………28
Окружные избирательные комиссии………………………………………..29
4.3 Территориальные избирательные комиссии……………………………….30
4.4 Участковые избирательные комиссии……………………………………...31
4.5. Правовой статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса……………………………………………………………………………..32
§5. Правовой статус иных субъектов избирательного процесса................37
5.1. Понятие и виды представительства в избирательном процессе………....37
5.2. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков…………………………………………………………..38
5.3. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков……………………………………….…40
5.4. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса….…41
5.5. Наблюдатели………………………………………………………………..43
5.6. Государственные органы и органы местного самоуправления…………50
5.7. Средства массовой информации…………………………………………..52
Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа полномочия избир комиссии.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

     1) присутствовать на избирательных  участках, включая помещения для  голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;

     2) присутствовать в территориальных,  окружных избирательных комиссиях,  комиссиях субъектов Российской  Федерации, а также в Центральной  избирательной комиссии Российской  Федерации при установлении итогов  голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей;

     3) наблюдать за выдачей избирательных  бюллетеней избирателям;

     4) наблюдать за подсчетом числа  избирателей, внесенных в списки избирателей; избирательных бюллетеней, выданных избирателям; погашенных избирательных бюллетеней;

     5) перед непосредственным подсчетом  голосов избирателей участковой  избирательной комиссией присутствовать  при оглашении суммарных данных  по списку избирателей по федеральному и одномандатному избирательным округам, а также знакомиться со списком избирателей после его заверения подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии;

     6) присутствовать при непосредственном  подсчете голосов избирателей  и наблюдать за их подсчетом  на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания  избирательных бюллетеней, а также  наблюдать за действиями членов  участковой избирательной комиссии; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

     7) наблюдать за составлением избирательной  комиссией протоколов об итогах  голосования и иных документов  с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках;

     8) знакомиться с протоколами участковой  избирательной комиссии об итогах  голосования, а также с протоколами  об итогах голосования и о  результатах выборов иной избирательной  комиссии, в которой он присутствует; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в избирательную комиссию либо составленных этой комиссией в день голосования, в том числе в день досрочного голосования. Избирательная комиссия обязана заверить указанные копии либо выдать иностранному (международному) наблюдателю заверенные копии указанных документов;

     9) после окончания голосования  присутствовать при подсчете  и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, оглашении числа погашенных избирательных бюллетеней, числа неиспользованных и погашенных открепительных удостоверений;

     10) визуально ознакомиться с погашенными  избирательными бюллетенями и  открепительными удостоверениями  под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;

     11) после дня голосования излагать  свое мнение об избирательном  законодательстве и о подготовке  и проведении выборов, проводить  пресс-конференции и обращаться  в средства массовой информации;

     12) встречаться с кандидатами, зарегистрированными  кандидатами, уполномоченными представителями  избирательных объединений, избирательных  блоков, доверенными лицами зарегистрированных  кандидатов, избирательных объединений,  избирательных блоков. 

     5.6. Государственные органы и органы местного самоуправления. 

       Нормы избирательного права наделяют различные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц правами и обязанностями в сфере избирательного процесса, устанавливают ограничения в их деятельности во время проведения избирательной кампании.

     Правовой  статус государственных органов, органов  местного самоуправления характеризуется  следующими основными моментами. В  соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований государственные органы, органы местного самоуправления:

     1) являются субъектами права назначения  выборов. Так, в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  Президент Российской Федерации  наделен правом назначать выборы депутатов Государственной Думы, а Совет Федерации - правом назначения выборов Президента Российской Федерации;

     2) участвуют в формировании избирательных  комиссий. Например, членов Центральной  избирательной комиссии Российской  Федерации на паритетных началах назначают Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума;

     3) осуществляют регистрацию (учет) избирателей. Учет избирателей  в установленном порядке осуществляют  главы муниципальных образований,  командиры воинских частей, руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

     4) обязаны оказывать избирательным  комиссиям содействие в реализации  их полномочий, в частности предоставлять  необходимые помещения, транспорт,  средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; содействие в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий;

     5) не имеют права участвовать  в предвыборной агитации.

     Важную  роль в избирательной кампании играют суды, которые рассматривают жалобы на нарушения избирательных прав граждан, в том числе на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц. Результатом судебного рассмотрения может быть отмена решения избирательной комиссии, в том числе решения об установлении итогов голосования, об установлении результатов выборов.

     Суды  в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  также вправе при определенных условиях назначать выборы. 

     5.7. Средства массовой информации. 

       Под средством массовой информации в соответствии с законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. (в ред. от 20 июня 2000 г.) «О средствах массовой информации» понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

     Субъектами  избирательного процесса являются не все средства массовой информации, а только электронные (организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание) и печатные средства массовой информации (периодические печатные издания, редакции периодических печатных изданий).

     Для избирательного права важное значение приобретает деление средств  массовой информации на две большие  группы:

     1) средства массовой информации  категории А – средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения; средства массовой информации, и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов своего бюджета за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления;

     2) средства массовой информации  категории Б – средства массовой информации, не попадающие под признаки средств массовой информации категории А.

     Права и обязанности средств массовой информации в сфере обеспечения  проведения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками предвыборной агитации, в  сфере взаимоотношений с избирательными комиссиями различаются в зависимости от принадлежности их к одной из двух категорий.

     Процессуальными правами наделяются также представители средств массовой информации. Представители средств массовой информации вправе участвовать в заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования.

     Представители средств массовой информации вправе присутствовать в день голосования  с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения  сообщения о принятии вышестоящей  избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках. Представители средств массовой информации вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

     Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии, проводящие выборы – это стройная, гибкая система, приспособленная к выборам органов власти различных уровней. Как всякая сложная социальная система, система избирательных комиссий не просто сумма составляющих ее подразделений, а слаженный организм, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко указанных в законах. Законодательством также определены совокупность их прав и обязанностей по обеспечению надлежащих условий для организации свободного волеизъявления избирателей в ходе проведения выборов, порядок образования, способ формирования состава и срок полномочий избирательных комиссий, их подконтрольность и ответственность, гарантии деятельности по осуществлению возложенных на них полномочий.

 

Библиографический список:

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета №237.1993. 25 декабря.
  2. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 24 с последующими изменениями и дополнениями.
  3. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон, от 10 января 2003 № 19-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
  4. Федеральный закон  РФ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». // СЗ РФ. 2001.  № 29 с последующими изменениями и дополнениями.
  5. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 сентября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 42 с последующими изменениями и дополнениями.
  6. Федеральный закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 49 с последующими изменениями и дополнениями.
  7. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.).

  Научная литература

 
 
  1.  Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. – М.: Юрист, 2005. – Т. 2. – 562с.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов/ М. В. Баглай. – М.: Норма, 2004. – 816с.
  3. Иванченко А.В. «Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика». – М.: Изд-во «Весь мир», 2009г.
  4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов/ Отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков. – М.: Изд-во НОРМА; 2010г.
  5. Избирательное право/ А. С. Прудников [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – 415с
  6. «Конституционно-правовая институционализация системы избирательных комиссий в свете международных стандартов», Миронов Н.М., «Конституционное и муниципальное право», № 10, 2009г.
  7. Колюшин Е.И. Финансирование выборов (правовые вопросы) // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2008. № 1 (55).
  8. Лысенко В.И. Финансирование выборов и избирательный залог в зарубежном законодательстве и практике // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2009. № 7 (49).
  9. Научно-практический комментарий к федеральному закону об «Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко), - М.: изд-во «НОРМА», 2010.
  10. «Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации» Веденеев Ю.А. "Журнал российского права", № 6, 2008г.

Информация о работе Полномочия избирательных комиссий