Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:50, контрольная работа
Переход от чувственной ступени познания к познанию на уровне абстрактного мышления характеризуют как переход от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению мира в понятиях и формулируемых на их основе суждениях, умозаключениях и, в конечном счёте, научных теориях.
Раздел 1. Формулирование научных понятий
1.1 Введение. Интерпретация понятий………………………………..….. 2
1.2 Термин и терминология……………………………………………..….7
1.3 Отличие научного и ненаучного понятия……………………….….…8
1.4 Содержание понятия……………………………………………….…..10
1.5 Понятие в истории философии………………………………….….....14
1.6 Понятие в формальной логике……………………………………...…15
1.7 Экспликация понятий.…………………………...……………………17
Раздел 2. Опровержение теории флогистона
2.1 Очищение естествознания от натурфилософских представлений……...21
2.2 Георг Эрнст Шталь ………………………..……………………….…23
2.3 Основание теории флогистона …………………………………….…26
2.4 Система Лавуазье…………………………………………………...…29
Заключение ……………………………………………………………..…38
Список использованной литературы……………………………………..39
1.6 Понятие в формальной логике
Понятие в формальной логике — элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.
1.7 Экспликация понятий
Одно из требований логики
и методологии науки — определе
Такое состояние терминологии не есть лишь результат того, что люди не договорились относительно словоупотребления. Дело тут гораздо серьезнее. Имеется множество причин, делающих такое состояние неизбежным. Назову некоторые из них. Различаются явления, которые ранее не различались. Обращается внимание на различные аспекты одних и тех же явлений. Происходят изменения объектов внимания. Многие люди размышляют о социальных явлениях и высказываются о них, а у всех у них различный уровень понимания и различные интересы. Люди употребляют одни и те же слова в различных контекстах и с различной целью. Многие умышленно замутняют смысл терминов. К тому же логическая обработка терминологии требует особых профессиональных приемов и навыков, которыми почти никто не владеет. Просмотрите из любопытства справочники, в которых даются определения социальной терминологии. Приглядитесь к ним внимательнее. И даже без специального образования вы можете заметить их логическое убожество. А ведь эти определения создаются знатоками! Так что же на этот счет творится в головах у прочих?
Бороться против этой многозначности и неопределенности слов путем апелляции к требованиям логики и призывов к однозначности и определенности слов — дело абсолютно безнадежное. Никакой международный орган, наделенный чрезвычайными языковыми полномочиями, не способен навести тут порядок, отвечающий правилам логики. Сколько в мире печаталось и печатается всякого рода словарей и справочно-учебной литературы, которые стремятся к определенности и однозначности терминологии, а положение в мировой языковой практике нисколько не меняется в этом отношении к лучшему. Скорее наоборот, ибо объем говоримых и печатаемых текстов на социальные темы возрос сравнительно с прошлым веком в тысячи раз и продолжает возрастать, а степень логической их культуры сократилась почти что до нуля.
Возможно ли преодолеть
трудности, связанные с неопределенностью
и многосмысленностью языковых выражений,
которые стали обычным
Задача экспликации состоит не в том, чтобы перечислить, в каких различных смыслах (значениях) употребляется то или иное языковое выражение, и не в том, чтобы выбрать одно какое-то из этих употреблений как наилучшее (т.е. подобрать объект для слова), а в том, чтобы выделить достаточно определенно интересующие исследователя объекты из некоторого более обширного множества объектов и закрепить это выделение путем введения подходящего термина. Особенность ситуации тут состоит в том, что вводимый термин является не абсолютно новым языковым изобретением, а словом, уже существующим и привычно функционирующим в языке именно в качестве многосмысленного и аморфного по смыслу выражения. Возникает, естественно, вопрос: а почему бы тут не ввести совершенно новый термин? Часто так и делается. Но тогда эта операция не является экспликацией. При экспликации использование старого слова имеет вполне серьезные основания. В случае введения совершенно нового термина создается впечатление, будто речь пойдет о чем- то другом, а не о таких объектах, к которым так или иначе относятся привычные слова. [9]
Например, когда я вводил термин «коммунизм» как экспликат этого слова в широком разговорном языке, мне многие читатели советовали изобрести другое слово, поскольку каждый понимает коммунизм по-своему. Но я все же настаивал именно на этом слове, поскольку оно ориентировало внимание именно на тот объект, который меня интересовал и мое понимание которого, отличное от обывательских и идеологических представлений, я хотел изложить. [10]
Экспликация стремится ориентировать внимание читателя на те объекты, о которых читатель уже имеет некоторые представления, но она при этом стремится придать такой поворот мозгам читателя, какой необходим (по убеждению автора) для научного понимания этих объектов. Главным в этой операции является именно поворот мозгов, который стоит за определением слов, а не сами эти определения, как таковые. Так что ошибочно рассматривать экспликаты слов просто как одно из употреблений многосмысленных слов в дополнение к уже имеющимся смыслам.
В случае экспликации понятий читателю сообщается новый способ понимания объекта, о котором у читателя уже накоплена какая-то сумма знаний, можно сказать — уже имеется интуитивное представление об объекте. Задача исследования при этом заключается в том, чтобы, осуществив экспликацию интуитивного представления об объекте и опираясь на нее, предложить читателю нечто новое, что невозможно узнать без такой логической работы ума. Так что читатель должен быть готов к тому, что в последующем изложении многое ему покажется известным и даже банальным, и от- нестись к этому с терпением и терпимостью. Главная трудность в сфере социальных исследований состоит не в том, чтобы делать какие-то сенсационные открытия неведомых фактов, наподобие микрочастиц, хромосом, генов и т.п. в естественных науках, а в том, чтобы увидеть значимость общеизвестных и привычных явлений, осмыслить их и обнаружить именно в них закономерности грандиозных исторических процессов и огромных человеческих объединений.
В текстах на социальные темы, включая относящиеся к сфере науки, специальные термины употребляются, как правило, в логически плохо обработанном или совсем необработанном виде. Чтобы эти тексты приобрели какую-то осмысленность, они нуждаются в дополнительных истолкованиях (в интерпретациях) и примысливаниях (вчастности — в том, что называют чтением между строк). Задача экспликации состоит в том, чтобы исключить такого рода интерпретации и примысливания, которые различны у различных людей, неустойчивы, многосмысленны, изменчивы. Одно из требований научного подхода к изучаемым объектам — сделать тексты осмысленными сами по себе, вычитывать в них то, и только то, что в них содержится без всяких интерпретаций и примысливаний. [11]
На практике добиться этого почти невозможно или возможно лишь в ничтожной мере. Для этого требуется хорошо разработанная логическая теория, которой нет, требуется специальное образование, которое никто не получает, и требуются гигантские усилия. Достаточно сказать, что если бы даже было возможно осуществить полностью логическую экспликацию текстов, то получились бы тексты, в десятки и даже сотни раз превосходящие по объему эксплицируемые тексты. Оперирование ими было бы невозможно. А если учесть интеллектуальное убожество подавляющего большинства таких текстов, то вообще, как говорится, игра не стоит свеч. И ко всему прочему люди, производящие такие тексты, не заинтересованы в логической ясности и определенности, — они имеют цели, мало общего имеющие со стремлением к научной истине.
2. Опровержение теории флогистона
2.1 Очищение естествознания от натурфилософских представлений
Представления древнегреческих натурфилософов оставались основными идейными истоками естествознания вплоть до XVIII в. До начала эпохи Возрождения в науке господствовали представления Аристотеля. В дальнейшем стало расти влияние атомистических взглядов,
впервые высказанных Левкиппом4 и Демокритом. Алхимические работы опирались преимущественно на натурфилософские взгляды Платона и Аристотеля. Большинство экспериментаторов того периода были откровенными шарлатанами, которые пытались с помощью примитивных химических реакций получить или золото, или философский камень - вещество дающее бессмертие. Однако были и настоящие ученые, которые пытались систематизировать знания. Среди них Авиценна, Парацельс, Роджер Бэкон др. Некоторые химики считают, что алхимия - это зря потерянное время. Однако это не так: в процессе поиска золота было открыто множество химических соединений и изучены их свойства. Благодаря этим знаниям в конце XVII века была создана первая серьезная химическая теория - теория флогистона.
В сочинениях
химиков второй половины XVII в. большое
внимание отводилось толкованиям явлений
горения и кальцинации (превращение
в «известь») металлов. Такое внимание
вполне понятно и связано с
потребностями расширявшегося производства,
в первую очередь с топливной
проблемой. Развитие металлургической
и металлообрабатывающей
С другой стороны,
быстро развивающаяся металлургическая
промышленность испытывала нужду в рационализации
технологии производства в других отношениях.
В частности, обсуждался вопрос о больших
потерях металла, превращавшегося в окалину
при плавке и термической обработке. Поэтому
широко изучался процесс кальцинации
металлов и восстановления их из окислов.
Кроме того, металлурги XVII в. столкнулись
с проблемой добычи металлов из бедных
руд. Требовалось научное обоснование
переработки таких руд с минимальными
потерями металлов.
Развитие представлений
о горении и кальцинации металлов происходило
в тесной связи с учениями о составных
частях сложных тел. На общем фоне господства
многих традиционных пережитков средневековья,
схоластических догматов и алхимических
верований эти учения нередко принимали
уродливые формы. Единой точки зрения
по вопросу об основных первоначалах тел
не существовало. Одни химики придерживались
учения о трех первоначалах спагириков,
а другие признавали лишь старинное аристотелевское
учение о четырех элементах-качествах;
большинство же химиков XVII в. пыталось
примирить оба учения, придумывая при
этом различные гипотетические принципы
вещей; четвертые, наконец, такие, как Бойль,
высказывали сомнение в справедливости
учений перипатетиков и спагириков, формулировали
новые идеи, но были непоследовательными
в их приложении к объяснениям химических
явлений.
Правильное по
существу определение понятия «элемент»,
данное Бойлем, ни у него самого, ни у его
современников не нашло логического развития.
Оставалось неясным, какие же вещества
следует считать истинными элементами
тел. Вот почему химики не могли, да и не
хотели расстаться со старыми представлениями
об элементах и занимались поисками путей
подтверждения этих учений, имея в своем
распоряжении лишь единственное средство
для разложения тел: «универсальный анализатор»
— огонь.
Убеждение в том,
что при горении и прокаливании тела разлагаются
на более простые составные части по сравнению
с самим прокаливаемым телом, едва ли можно
ставить в вину химикам того времени. Они
повседневно наблюдали такое разложение,
получая в остатке землю (золу) и, в виде
летучих продуктов, воду и некоторые воздухообразные
вещества, еще неясной в то время природы.
Естественно, что и кальцинацию металлов
они рассматривали как частный случай
горения с образованием в остатке той
же земли («извести»). Подтверждение того,
что при прокаливании металл разлагается
на составные части, они видели и в образовании
дыма, например в случае кальцинации сурьмы
посредством зажигательного стекла и
нечистых металлов. Никого из них не смущало
то, что в результате кальцинации металлы
значительно увеличиваются в весе. Этот
факт рассматривался как второстепенное,
побочное явление, не имеющее большого
значения при трактовке процессов кальцинации
как разложения металла. Любое объяснение
этого факта казалось приемлемым, лишь
бы оно не противоречило основной концепции.
Бойль дал одно из таких объяснений, допустив,
что при кальцинации металлов к ним присоединяется
огненная материя. И его точка зрения без
критики была принята большинством химиков.
В такой обстановке
протекала деятельность основателя теории
флогистона Г. Э. Шталя. Разработанная
им система взглядов, основанная на сложившихся
к концу XVII в. представлениях о составных
частях тел и явлениях горения, а также
явлениях кальцинации металлов, получила
вскоре полное и безраздельное признание
химиков и на многие десятилетия утвердилась
в качестве теоретической основы химии.