Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:50, контрольная работа
Переход от чувственной ступени познания к познанию на уровне абстрактного мышления характеризуют как переход от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению мира в понятиях и формулируемых на их основе суждениях, умозаключениях и, в конечном счёте, научных теориях.
Раздел 1. Формулирование научных понятий
1.1 Введение. Интерпретация понятий………………………………..….. 2
1.2 Термин и терминология……………………………………………..….7
1.3 Отличие научного и ненаучного понятия……………………….….…8
1.4 Содержание понятия……………………………………………….…..10
1.5 Понятие в истории философии………………………………….….....14
1.6 Понятие в формальной логике……………………………………...…15
1.7 Экспликация понятий.…………………………...……………………17
Раздел 2. Опровержение теории флогистона
2.1 Очищение естествознания от натурфилософских представлений……...21
2.2 Георг Эрнст Шталь ………………………..……………………….…23
2.3 Основание теории флогистона …………………………………….…26
2.4 Система Лавуазье…………………………………………………...…29
Заключение ……………………………………………………………..…38
Список использованной литературы……………………………………..39
Как видим, дефиниция не просто поясняет значение термина, а устанавливает это значение. Требование определить, что означает тот или иной термин, равносильно требованию дать дефиницию научного понятия. В энциклопедиях, специальных толковых словарях, в учебниках впервые вводимое понятие (термин) раскрывается в дефинициях. Знание дефиниций тех понятий (терминов), которые входят в учебные программы по дисциплинам, является обязательным требованием для студента.
Специальное понятие (термин) не существует само по себе, изолированно от других понятий (терминов). Оно всегда – элемент определенной системы понятий (системы терминов).
Терминология – это совокупность терминов в рамках определенного профессионального языка, но не простая совокупность, а именно система – терминосистема. Каждый термин в ней занимает свое строго определенное место, а все термины вместе так или иначе, прямо или опосредованно взаимосвязаны или взаимообусловлены. Вот некоторые примеры дефиниций, подтверждающие такое утверждение. «Серотонин – биологически активное вещество из группы биогенных аминов; содержится во всех тканях, преимущественно пищеварительного тракта и центральной нервной системы, а также в тромбоцитах; играет роль медиатора в некоторых синапсах и в развитии некоторых аллергических реакций». «Нерасхождение хромосом – нарушение процесса мейоза, или митоза, заключающееся в отхождении гомологических хромосом или хроматид во время анафазы к одному и тому же полюсу, может служить причиной хромосомной аберрации». [4]
Понимать значение термина – значит знать место соотносимого с ним понятия в системе понятий данной науки.
1.3 Отличие научного и ненаучного понятия
Все научные понятия отражают (формулируют) какую-то статичную или изменяющуюся объективную, общепринятую, познанную реальность. Как правило, определённую в единых системах координат (эталонов) времени и пространстве, в величине и размерности (природе). Например, планета Земля, Иванов А.А, величина параметра в момент времени, изменение чего-то, число людей в театре, размер предмета, химический элемент.... Или отражают отношения объектов, их взаимодействие (столкновение шаров, обмен стоимостей, отображение чего-то на что-то..). Эти понятия имеют внутреннюю определённую структуру, сравнительную характеристику, а значит конкретику. Как правило, являются общепринятыми и в какой-то степени эталонными, ибо с ними можно что-то объективно сранивать. Именно из этих понятий должна строиться любая, несущая объективную информацию мысль, научная теория, спор или дискуссия, норма юридического права, другие понятия.
Ненаучные понятия отражают не очевидную, не общепринятую, безотносительную, до конца не определённую однозначно (не познанную) и неэталонную, не определённую в пространстве и времени, субъективную реальность (душа, совесть, полезность, бесконечность, справедливость, красота, честность, порядочность, народ, хорошо, плохо, тепло, холодно, нормально, добро, зло...). С этими понятиями нельзя ничего сравнивать, они многозначны и неконкретны. Из таких понятий построены стихи, гороскопы, катрены Нострадамуса2, психологические тесты, речи политиков, гипнотическое воздействие, аутогенные тренировки и пр. Это существенная часть языка гуманитариев, поэтов, политиков. Они доказали свою жизнеспособность по эмоцианальному или психологическому воздействию на субъекта. Но предел их научной применимости ограничен низкой степенью конкретики, отсутствием эталона этого понятия и сравнительной с ним характеристики (величины), отсутствие однозначной структуры, пространственно-временной и причинно-следственной определённости. На таких понятиях "не построить ни дома, ни сарая". Они недопустимы в употреблении, когда речь идёт о вопросах, затрагивающих жизненные интересы людей и их объединений. Они должны отсутствовать в любом способе познания (науке), в серьёзной дискуссии, в теории права (способе познания справедливости), в речи "народных избранников" и в любой речи, которая доносит мысли претендующие на общепринятую актуальную реальность, на определённость.
Никто не спорит о важности точного формулирования понятий для науки. Любое понятие отражает реальность. Либо субъективную либо объективную. Следовательно, все причинно-следственные связи, отражающие эту реальность должны присутствовать в структуре и эволюции (изменчивости) самих понятий. В методологической причинно-следственной взаимосвязи научных понятий, должна быть заложена методология познания и методология изменчивости объектов, которые отождествляются их понятиями. В методологии познания должна быть заложена методология взаимодействия объекта, нуждающегося в понятийном определении и человека, формулирующего этот объект в форме понятия. Если в формулировке не прослеживается структура познанной реальности, следовательно методология формирования понятий и методология познания данной реальности отсутствует. Напрашивается следующий вывод: пока не определены общие, глобальные зависимости во взаимодействии, эволюции объектов и их свойств, не будут найдены и аналогичные зависимости в эволюции и методологии формирования понятий. Пока, ни первого, ни второго в современной методологии познания не найдено. И в этом направлении позитивного движения в науке не наблюдается. Понятия научные и ненаучные перемешаны, разница между ними отсутствует. Научные понятия часто определяют через ненаучные, относительные через безотносительные. Понятийный кризис, как следствие и проявление общего кризиса теории познания, налицо.
Так называемые "научные понятия" методологически часто не сформированы. Причинно-следственная структура понятий не просматривается, а общие закономерности их образования и изменчивости не являются общенаучными. Не будем голословны.
Например, существует ряд формулировок понятия «наука». «Научнее» данного понятия, пожалуй, в качестве примера, не придумать.
НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. (Новейший философский словарь, в редакции Е.В. Хомича)
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;(БСЭ)
Наука - в социологии - социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. (Общественные науки)
Из анализа приведенных выше формулировок можно сделать следующие выводы о сформулированной природе данного понятия.
То есть, наука - это разновидность познавательной деятельности человека по производству, накоплению и систематизации объективных (достоверных, обоснованных) знаний.(авт.). [5]
1.4 Содержание понятия
Две главные логические характеристики понятия – его содержание и объём.
Содержанием понятия называется совокупность мыслимых в нём существенных (общих и отличительных) признаков некоторого предмета. Обозначая различные понятия прописными буквами латинского алфавита A, B, C …, а признаки, составляющие их содержание, строчными буквами a, b, c …, можно символически записать содержание понятий A=a1^a2^a3^…an, B=b1^b2^b3^…bn и так далее. Очевидно, что, чем больше признаков входит в содержание понятия, тем оно богаче (шире) по содержанию. Так, например, из двух понятий: “выпуклый четырёхугольник с прямыми углами” и “ выпуклый четырёхугольник с прямыми углами и равными сторонами”, второе понятие(“квадрат”) шире по содержанию, чем первое (“прямоугольник”) на один признак(“равенство сторон”).
По содержанию различают четыре пары понятий: а) конкретные и абстрактные; б) относительные и абсолютные; в) положительные и отрицательные; г) собирательные и разделительные.
а) Конкретные и абстрактные.
В мире существуют предметы, у которых есть свойства и между которыми имеются отношения. Следовательно, в акте абстракции мы отвлекаем, отделяем свойство от предмета или отношение от предметов, которым они присущи. Рассмотрение свойств и отношений самих по себе, независимо от тех предметов, которым они принадлежат или которые они связывают, является характерной чертой абстрактного мышления. Такое понимание абстракции помогает нам понять, что же имеется в виду под абстрактными и конкретными понятиями. Абстрактными называются понятия, элементами объёма которых являются свойства или отношения. Иначе говоря, в этих понятиях выделяются и обобщаются не предметы, а их свойства или отношения (например, “справедливость”, “белизна”, “преступность”, “осторожность”, “присущность”, “отцовство” и тому подобное). Конкретными называются понятия, элементами объёма которых являются предметы (например, “стул”, “стол”, “преступление”, “тень”, “музыка” и т.д.). В абстрактных понятиях свойства и отношения не превращаются в предметы. Они рассматриваются, как объекты, что даёт нам возможность составлять из них множества и рассматривать их как элементы множеств, составляющих объёмы понятий. Иногда, исходя из конкретных понятий, образуют связанные с ними абстрактные понятия. Например, на основе понятия “человек” можно образовать понятие “человечность”, элементом объёма которого будет сложное свойство “быть человеком”. На основе такой операции знаменитый древнегреческий философ Платон конструировал такие понятия, как “стульность”, “лошадность”, которые он называет идеями и которые, по его мнению, служат прообразами вещей чувственного мира. Большинство абстрактных понятий, типа понятий “справедливость”, “истинность”, “равенство”, “братство” и тому подобное, являются единичными понятиями; поскольку бывает только одно свойство человеческих поступков “быть справедливым”, одно свойство суждений “быть истинным”, одно отношение между людьми “быть равным” или “быть братом”. Некоторые абстрактные понятия бывают всё же общими. Рассмотрим понятие “цвет”. Элементами объёма этого понятия служат такие свойства: жёлтый, синий, красный и тому подобное, то есть некоторые простые свойства предметов. Следовательно, понятие может быть абстрактным, но в то же время и общим, поскольку в объёме его содержится более одного элемента.
б) относительные и абсолютные.
Абсолютным называется понятие, в основном содержании которого встречаются только признаки-свойства. Пример: Квадрат - это равносторонний прямоугольный четырёхугольник. В содержании этого понятия входят только признаки-свойства. Поэтому квадрат - понятие абсолютное (безотносительное). Относительным называется понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один признак-отношение (пример: должник, кредитор, истец, брат, мать и т.п.). В работе с относительными понятиями следует учитывать их специфику, то есть наличие в их содержании отношений. Это означает, что все “места”, оставляемые отношением свободными, кроме одного, должны быть заполненными именами предметов - без этого понятие окажется незаконченным.
в) положительные и отрицательные.
Положительным называется понятие, в основном содержании которого встречаются только положительные признаки. Отрицательным называется понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один отрицательный признак. Пример: понятие “понятие” будет положительным, а вот понятие “автократия”, если её понимать как монархию, при которой отсутствуют подлинно представительные учреждения, окажется понятием отрицательным, поскольку признак “отсутствие подлинно представительных учреждений” является отрицательным. Деление понятий на положительные и отрицательные не имеет никакого отношения к моральным или другим оценкам понятий. Так, понятие “безнравственный поступок” является отрицательным не потому, что мы его морально отрицательно оцениваем, а потому, что в его содержание входит отрицательный признак “отсутствие нравственного характера”. Понятие “преступление” является положительным, так как в его содержание входят только положительные признаки: “преусмотренность уголовным законом”, “общественная опасность” и “быть деянием”.
г) Собирательные и разделительные.
Это, может быть, самое важное различение видов понятий, потому что с выделением этих видов непосредственно связаны правила работы с понятиями. Эти виды понятий относятся только к общим понятиями. Единичные понятия не могут быть ни разделительными, ни собирательными. Элементы объёма понятия могут быть двух видов: 1) они могут быть единичными объектами, 2) они сами могут быть множествами объектов. В связи с таким разделением выделяются два вида понятий. Собирательным называется понятие, элементы объема которого сами составляют множества однородных объектов. Пример: К числу собирательных понятий относится: “толпа”, поскольку элементами понятия “толпа” являются отдельные толпы, которые, в свою очередь, состоят из однородных предметов - людей; “библиотека” - поскольку элементы объема этого понятия состоят из однородных предметов - книг; парламент, коллектив, созвездие, флот и тому подобное. Разделительным называется понятие, элементы объёма которого не представляют собой множеств однородных объектов. Примеры: Большинство понятий являются разделительными. Человек, студент, стул, справедливость, логика, преступление и тому подобное. Нетрудно заметить, что с собирательными и разделительными понятиями следует обращаться одинаково. Нужно только всегда отдавать себе отчёт, что на самом деле является элементом объёма собирательных понятий. В понятии “библиотека” элементом объёма понятия служат не книги, а библиотеки. Если говорят, что библиотеку затопило, это не означает, что каждая книга погибла в воде. Элементом объёма понятия “общественный класс” являются не отдельные люди - буржуа, крестьяне или рабочие, а большие группы людей. И поэтому если вам говорят, что нечто в интересах такого-то класса, то это не означает, что это в интересах каждого рабочего, буржуа, крестьянина. Нужно также отдавать себе отчёт, что считать частью объёма таких понятий. Например, частью объёма понятия “университет” - это то или иное множество университетов, а не те или иные факультеты данного университета. Здесь следует помнить о проведённом ранее различении отношения рода и вида и отношения части и целого. Многие понятия могут употребляться как в разделительном, так и в собирательном смысле.[6] “Граждане нашего государства поддерживают идею частной собственности” не означает, что каждый гражданин государства поддерживает эту идею. По мнению автора такого высказывания, граждане нашего государства в целом поддерживают эту идею. Здесь понятие “граждане нашего государства” используется в собирательном смысле. “Граждане нашего государства обязаны соблюдать закон” - в этом высказывании речь идёт о каждом гражданине, то есть понятие “граждане” употребляется здесь в разделительном смысле.
1.5 Понятие в истории философии
В подходе
к понятию в истории философии
выявились две противоположные
линии — материалистическая, считающая,
что понятия объективны по своему
содержанию, и идеалистическая, согласно
которой понятие есть спонтанно
возникающая мысленная сущность
Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «… должны быть также обтёсаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир». Научные понятия не есть нечто законченное и завершённое; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание понятия изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся понятиях. [7]
Под понятием
Кант разумел любое общее представле
Понятие для Гегеля – «прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта. Вот почему формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою её самоочевиднейшее отрицание. Его форма – А есть В (т.е. не-A)».
Всеобщее понятие выражает не простую абстрактную общность, одинаковость единичных представителей данного класса, но «действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей»[6].