Анализ рынка детских витаминных препаратов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание

Витамины — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная, в химическом отношении, группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Витамины содержатся в пище в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
1.1. Витаминные препараты, назначение…………………………………8
2. Витаминные препараты для детей……………………………………….15
3. Экспериментальная часть
3.1 Теоретические основы…………………………………………………17
3.2. Практическая часть……………………………………………………19
4. Заключение…………………………………………………………………25
5. Список литературы………………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Анализ рынка детских витаминных препаратов.docx

— 149.83 Кб (Скачать документ)

     Группа  “Витамины” включает несколько фармгрупп: моновитамины, поливитамины, витаминно-минеральные  комплексы. На сегодняшний день в  розничном секторе российского  фармрынка насчитывается около 480 торговых наименований ЛС, относящихся к витаминам. В этом же секторе обращается около 270 наименований БАД, относящихся по своему составу и действию (по способу позиционирования) к витаминам (источники моно- и поливитаминов). Итого розничный сектор представлен 750 торговыми наименованиями витаминов.

     Необходимо  также отметить тенденцию снижения продаж витаминов в натуральном  выражении при увеличении стоимостных  объемов продаж. Данная тенденция  отмечается при оценке как рынка  витаминов в целом по России. Это связано, прежде всего, с вытеснением дешевой продукции (моно- и поливитамины) более дорогими мультиминеральными комплексами. Вторая причина — постепенный переход производителей на выпуск упаковок с большим количеством блистеров или капсул, что обеспечивает возможность более длительного приема и, соответственно, снижает необходимость повторной покупки препаратов.[2,5]

     В РФ в тройку лидеров среди торговых марок витаминов по доле за исследуемый период вошли “Витрум” (доля розничного рынка ЛС витаминов РФ — 17,87%); “Компливит” (11,08%); ТМ “Мульти-табс” по доле на российском розничном рынке витаминов оказалась на 3-й позиции (8,87%). Обращает на себя внимание значительный прирост доли рынка витаминов (по сравнению с 2008 г.) ТМ “Селмевит” (“Фармстандарт-Уфавита”).[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Практическая часть.

       

         Нами были составлены анкеты, для опроса респондентов  с целью выявления ассортиментных предпочтений среди детских витаминных препаратов.

        Анкета  состоит из 20 вопросов, среди  которых есть качественные вопросы  (открытые и закрытые) и альтернативные («да» или «нет»). В исследование  приняли участие 10 человек, у  которых обязательно должен быть хотя бы один ребенок. Отбор респондентов велся в аптеке.

        Среди опрашиваемых все 100% оказались  женщины с детьми. Из них 50% имели одного ребенка, 40% -два ребенка  и 10%-трех детей. При отборе респондентов особое внимание уделялось наличию детей, так как анализировался рынок детских витаминных препаратов. Также обращалось внимание на возраст детей, таким образом, 80% респондентов имели детей до 7 лет и 40%-старше 7 лет.

        В ходе исследования удалось  выяснить, что витамины для детей  покупают 90% опрашиваемых и 10% не  покупают их совсем.

        Витаминные препараты принимают  при недостатке поступления природных  витаминов с пищей или при  авитаминозе; так 10% участников  исследования считают, что их  ребенок получает достаточно  витаминов с пищей; 20%-не задумывались над этим вопросом и 70%-считают, что их ребенку недостаточно витаминов, поступающих с пищей.

  

       Как удалось выяснить благодаря  исследованию, дети всех 100% опрашиваемых любят принимать витаминные препараты.

       Из всех респондентов  лишь 10% -сами не употребляют витамины, а 90%-принимают витамины вместе  со своими детьми.

       Существуют фирмы, выпускающие  витамины одной торговой марки,  но для разных назначений; поэтому  в ходе исследования удалось выяснить, что все 100% опрашиваемых покупают для себя и для ребенка витамины разных торговых марок.

        Витаминные препараты являются  препаратами безрецептурного отпуска,  поэтому мы попытались выяснить, по какому принципу опрашиваемые покупают витамины для детей: 60% покупают витаминные препараты, которые посоветовал врач, 20%-то, что посоветовали в аптеке и 40%  выбирают сами, без чьей-либо помощи. Из чего можно выдвинуть предположение, что чаще всего люди обращаются за помощью в выборе препарата к врачу,  что свидетельствует о том, что родители заботятся о здоровье своих детей.

 

       Витаминные препараты выпускаются  как в России, так и за границей; с помощью исследования удалось  выяснить что, 30% респондентов предпочитают  импортные витаминные препараты,  а 70% отечественные. Скорее всего, такое распределение мнений произошло из-за того, что, во-первых, отечественные препараты обычно значительно дешевле импортных, а, во-вторых, некоторые респонденты выражают большее доверие отечественным препаратам, чем импортным.

  

       Существует большое количество  витаминов для детей, это и  индивидуальные витамины (их выбирают 10% участников исследования), и комплексы витаминов - поливитамины (их выбирают тоже 10% участников исследования), и комплексы витаминов и микроэлементов (их выбирают 80% участников). Это связано с тем, что родители считают, что дешевле и проще купить комплекс витаминов и микроэлементов «в одном флаконе», чем набирать по отдельности препараты индивидуальных витаминов; также респонденты высказали мнение, что с помощью комплексных витаминов и микроэлементов легче бороться с авитаминозом у ребенка.

 

        Для удобства использования существует  большое разнообразие лекарственных  форм, но наиболее предпочтительными  являются несколько: 50% опрашиваемых  выбирают жевательные таблетки, 30%-сироп, 20%-гель, и 10%-таблетки покрытые  оболочкой.

 

        В зависимости от частоты приема, количества детей, материального  дохода респонденты выбирают  разные упаковки детских витаминов: 20% выбирают большую упаковку (70-120 шт.), 40% выбирают среднюю упаковку (40-60 шт.) и 40% выбирают маленькую упаковку (10-30 шт.). Такое распределение мнений можно связать с большей материальной выгодой, так как значительно дешевле купить одну среднюю упаковку, чем две маленьких, поэтому 40% выбирает среднюю упаковку; а также с количеством детей в семье: один ребенок-маленькая упаковка, два ребенка-средняя упаковка, три ребенка-большая упаковка..

        В ходе исследования удалось  выяснить, что большинство (50%  опрашиваемых) отдают предпочтение  витаминам для детей, которые  надо принимать 1 раз в сутки; 30%-за витамины, которые надо принимать  2 раза в сутки и 10% -за витамины, которые надо принимать 3 раза  в сутки.

         Исследование выявило, что 50% респондентов  покупают витамины для детей  в ценовом интервале от 200 до 400 рублей; 40%-от 50 до 200 рублей и 10%-до 50 рублей. Эти данные свидетельствуют о том, что среди опрашиваемых преобладали люди со средним уровнем дохода.

 

        В ходе исследования мы смогли  установить, что 60% участников дают  витамины своим детям сезонно  (осенью и/или весной), 20%-постоянно  и 20%-только в период заболевания. 

        При этом большинство (80%) родителей  дают витамины своим детям  курсами, в то время как оставшиеся 20% опрашиваемых дают витамины  детям когда захотят, в самопроизвольном  порядке.

        Сейчас практически во все витаминные препараты для детей добавляются вкусовые добавки; так 90% относятся положительно к этому дополнению, считая, что это помогает дать ребенку «витаминку»; в тоже время 10% выражают  отрицательное мнение по этому вопросу, так как считают, что это может привести к неконтролируемому приему витаминов ребенку, за счет чего может развиться гипервитаминоз.   

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В результате проведённого нами  исследования, удалось установить  что:

  1) большая часть родителей покупают детские витаминные препараты, так как считают, что их ребенок получат недостаточное количество витаминов с пищей;

  2) большинство респондентов выбирают детские витаминные препараты по совету врача;

  3) при покупке витаминов родители отдают предпочтение комплексным витаминным препаратам с микроэлементами для детей отечественного производства;

  4) для удобства приема витаминов наибольшим спросом пользуются детские витаминные препараты в форме жевательных таблеток;

  5) при выборе объема упаковки наибольшим спросом пользуются упаковки маленького и среднего размера;

  6) большинство родителей отдают предпочтение детским витаминным препаратам, которые необходимо употреблять 1 раз в сутки;

  7) наибольший процент опрашиваемых отдает предпочтение детским витаминным препаратам в ценовом интервале от 200 до 400 рублей;

  8) чаще всего родители дают витамины детям сезонно (весной и/или осенью), курсами.

          Проанализировав полученные выводы, можно предложить аптекам расширить  ассортимент комплексных витаминных  препаратов с микроэлементами в форме жевательных таблеток, которые необходимо принимать 1 раз в сутки, также желательно расширить ассортимент  витаминов в осеннее-весенний период, в связи с увеличением спроса на них в этот период года.

        Также можно рекомендовать российской фармацевтической промышленности расширить ассортимент детских витаминных препаратов, в частности увеличить количество лекарственных форм; так как наибольшим спросом пользуются витаминные препараты в форме жевательных таблеток, которые в России не выпускаются.

       Благодаря использованию наших  рекомендаций можно расширить  ассортимент отечественных витаминных  препаратов, а также повысить  товарооборот аптеки.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухтина  Л.Х. Когда ребенку нужны витамины // Российские аптеки №20, 2009–С.37-41.

2. Романова  С.И. Региональный выпуск витаминных препаратов в 2009 году // Ремедиум №9, 2009

3. Патент  №2375052 «Мультивитаминный сироп–спрей»; ООО «Вируд»

4. Зейгарник  М.Л. В аптеке особый клиент–беременная // Ремедиум №8, 2008

5. Гнеушева  И.A. GPP - надлежащая аптечная практика // Новая Аптека. № 3, 2001.

6.Дружинина П.В., Новикова Л.Ф., Лысикова Ю.А. «Основы нутрициологии»  
 

Информация о работе Анализ рынка детских витаминных препаратов