Гигиенические принципы и требования к организации трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная консультация подростков.

Автор работы: m******@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 13:08, реферат

Описание

Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине 19 в., (школьная гигиена), когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене. В советский период школьная гигиена как наука и область практического здравоохранения полностью переросла в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения. Окончательно гигиеной детей и подростков она стала именоваться с 1954 г. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения является частью санитарно-эпидемической службы страны. Она носит государственный характер, строит всю свою деятельность на основе научных разработок, отличается единством структуры управления и привлекает к активному участию в санитарно-профилактической работе и пропаганде гигиенических знаний общественные организации, медработников и население.

Содержание

Введение
1. Трудовое воспитание и обучение.
 Влияние труда на растущий организм, особенности формирования.
 Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков.
2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.
 Понятие профориентации. Основные аспекты и задачи профориентации.
 Врачебно-профессиональная консультация подростков.
3. Законодательство РК по охране труда подростков.
Заключение
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

срс гигиена Ширванская.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

Казахский национальный университет  им. С.Д. Асфендиярова

Кафедра общей гигиены  и экологии 
 

СРС 

Тема: Гигиенические принципы  и требования к организации трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная консультация подростков. 
 
 

Выполнила : Ширванская Фидана

ОМ-09-057-01 группа

Проверила: Алекеева Г.М. 
 
 

Алматы 

2011-2012 учебный  год

План:

Введение

1. Трудовое  воспитание  и обучение.

  • Влияние труда на растущий организм, особенности формирования.
  • Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков.

2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.

  • Понятие профориентации. Основные аспекты и задачи профориентации.
  • Врачебно-профессиональная консультация подростков.

3. Законодательство  РК по охране труда подростков. 

Заключение 

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Гигиена детей  и подростков как область медицинской  науки возникла в середине 19 в., (школьная гигиена), когда была установлена  высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене.    В советский период школьная гигиена как наука и область практического здравоохранения полностью переросла в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения. Окончательно гигиеной детей и подростков она стала именоваться с 1954 г.    Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения является частью санитарно-эпидемической службы страны. Она носит государственный характер, строит всю свою деятельность на основе научных разработок, отличается единством структуры управления и привлекает к активному участию в санитарно-профилактической работе и пропаганде гигиенических знаний общественные организации, медработников и население. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Трудовое  воспитание  и обучение.

Влияние труда на растущий организм, особенности  формирования. 

Тяжелый физический труд в детском возрасте может  привести к различным болезненным  отклонениям состояния костно-суставного аппарата и скелета. Особенно важно  не загружать детский организм в  период полового созревания от 10-14 до 16-21 лет (в это время идет максимальный физиологический рост костной ткани и других органов и систем организма).

     Основные  формы болезненных изменений (в  медицине называются патологические отклонения), которые развиваются под воздействием тяжелого физического труда у  детей и подростков можно разделить на следующие 4 группы:

    1. проблемы  позвонков/позвоночного столба (кифоз,  сколиоз, кифосколиоз, грыжи дисков, переломы);

    2. проблемы  конечностей (переломы, вывихи рук  и ног);

    3. проблемы  физического развития (отставание  в росте, весе);

    4. проблемы  мышц и грыжи (паховые, бедренные,  пупочная, белой линии живота).

      На  позвоночный столб детей физическая нагрузка оказывает свое влияние, начиная  с момента начала ходьбы ребенка  и до периода окончательного его  формирования. Любая тяжесть, которая превышает возрастные возможности ребенка, отрицательно отражается на его физическом развитии. Дети, постоянно занимающиеся тяжелым физическим трудом с нагрузкой (например, грузчики, транспортировщики груза и т.д.), значительно отстают от своих сверстников в росте, массе тела. В результате у них уменьшается пространство между дисками позвонков, что ограничивает их подвижность и способствует появлению других патологий позвоночного столба.

     Напряженный физический труд детей вызывает различные  проблемы позвонков и позвоночного столба, и в результате вызывает искривление позвоночного столба (кифоз, сколиоз, кифосколиоз), нарушения межпозвонковых сочленений («остеохондроз», грыжи дисков, сдавление корешков спинного мозга) и переломы отростков и тел позвонков.

    Кифоз означает искривление позвоночного столба в направлении вперед.

    Сколиоз – искривление позвоночника в боковом направлении (влево или вправо).

    Кифосколиоз – одновременное искривление позвоночного столба вперед и в сторону.  

      Тяжелая физическая работа вызывает нарушения межпозвонковых сочленений у детей постепенно. На начальном этапе болезненных процессов наиболее часто возникает остеохондроз. Развитие остеохондроза связано с вертикальным положением человека, при котором основная нагрузка падает на позвоночник и межпозвоночные диски. При этом в результате повреждения дисков – хрящевых прокладок отверстия между позвонками суживаются и выходящие через них нервные спинномозговые корешки ущемляются, что проявляется болью различной интенсивности в спине, шее или в пояснице. 

Основными причинами остеохондроза являются различные травмы, физические нагрузки (статические и динамические), а  также вибрация. Болезни позвоночного столба развиваются при поднятии чрезмерно тяжелого груза, при частом превышении объема движений (чрезмерные сгибания и разгибания туловища, его повороты и резкие рывковые движения). Они могут развиться также при неправильном вынужденном положении туловища при переносе тяжелого груза. В конце концов, развиваются микро- и/или макротравмы позвоночника, уменьшается естественный объем движений позвоночного столба, иногда, и смещению межпозвонковых дисков с развитием грыжи (Рис.2). Развивается невралгия, ишалгия, радикулит и другие неврологические состояния со значительным ухудшением состояния больного и потерей трудоспособности.

     Следствием  отрицательного воздействия тяжести  и напряженности труда на позвоночник  являются также переломы отростков  и/или тел позвонков (Рис.3). Фактором, способствующим переломам позвонков  является “остеопороз” – это снижение костной массы и нарушение микроархитектоники костной ткани ( снижение прочности костей).

     Известно, что формирование скелета человека начинается с момента внутриутробного  развития и заканчивается к тридцатилетнему  возрасту. Критическими моментами для формирования костной ткани являются первые три года жизни и препубертатный период (период полового созревания). В настоящее время считается, что предрасполагающие факторы «остеопороза» формируются в детском возрасте, что обуславливает раннее развитие склонности костей к переломам.

Таким образом, выявлен высокий уровень  распространенности болезненных состояний  позвоночного столба и позвонков  у работающих детей, что может  привести к ухудшению общего состояния  здоровья и, в конечном итоге, потере трудоспособности. 

     Патологии конечностей (вывихи, переломы рук и  ног) среди детей и подростков относятся к распространенным заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Одной  из главных причин их развития являются прямое или опосредованное воздействие  физической нагрузки (травмы).

У детей, в силу особенностей анатомического строения костной ткани и ее физиологических  свойств, развиваются некоторые  виды переломов, которые не встречаются  у взрослых. В частности, у детей  надкостница (наружный слой костей) толще  и имеет обильную сосудистую сеть. Это способствует возникновению, так называемых переломов по типу «зеленой веточки», т.е. происходит надлом костной ткани без повреждения наружной оболочки и поднадкостничных переломов (Рис.4).

     У детей в конце трубчатых костей имеется эпифиз, которые соединяются с метафизами широким слоем эластического росткового хряща. Эта особенность способствует отрыву этих участков трубчатых костей со смещением эпифиза от метафиза («эпифизеолиз») или с частью метафиза по линии росткового хряща («остеоэпифизеолиз») (Рис.5). Эти виды переломов у детей в основном возникают при прямом действии удара на эпифизы костей.

Результатом воздействия чрезмерной физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат  могут быть различные переломы. Как  видно, к частым переломам конечностей у детей относятся переломы ключицы, плечевой кости, костей предплечья, кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени и стоп).

Низкорослость (отставание в росте) является одним  из проявлений негативного влияния  физической нагрузки на организм ребенка в течение длительного времени. В норме рост ребенка (длина тела) регулируется определенным гормоном, который называется соматотропным гормоном (СТГ) и вырабатывается гипофизом. Выработка этого гормона в свою очередь зависит от функции гипоталамуса (часть мозга) посредством выделения СТГ–рилизинг фактора. Естественно, в регуляции роста человека большую роль играют наследственный (генетическая информация от родителей), алиментарный и другие внешние факторы. К числу последних и относится длительное воздействие физической нагрузки, особенно в период так называемых «первичного» и «вторичного» вытяжения.

     Чрезмерная  физическая нагрузка может вызвать  также развитие грыжи различной  локализации и микротравм гладкой  и скелетной мускулатуры организма человека (разрыв, надрыв, растяжение). Грыжи внешне выглядят как опухолевидное выпячивание различного размера в зависимости от объема содержимого круглой или овальной формы.

     Часто из-за перенапряжения во время поднятия или переноса тяжелого груза происходят разрывы анатомических структур, которые сохраняют целостность внутренней среды и воспрепятствуют выходу внутренних органов вне физиологических пространств. Наиболее частыми формами грыж развиваемых из-за физического перенапряжения являются паховые, пахово-мошоночные, пупочные и грыжи белой линии живота.

     Паховые грыжи бывают односторонними или  двусторонними. Односторонние, чаще правосторонние паховые грыжи встречаются в 2-3 раза чаще. Основной причиной приобретенной  паховой грыжи являются слабость передней брюшной стенки и повышенная физическая нагрузка. Различают также прямые и косые паховые грыжи, паховые (кишечная петля находится в паховом канале) и пахово-мошоночные (петля кишечника опускается в полость мошонки) варианты. Выпячивание безболезненное, содержимое грыжевого мешка на ощупь эластично и в горизонтальном положении легко вправляется в брюшную полость (исчезает). Паховая грыжа является наиболее частой формой у людей, занимающихся физическим трудом (грузчики) и спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой (штангисты).

«Грыжа  белой линии живота» возникает  при наличии дефекта апоневроза (внутренняя оболочка между брюшиной и передней брюшной стенкой) и  повышенной физической нагрузки. Она  чаще всего располагается вблизи средней линии между пупком и мечевидным отростком. Этот вид грыжи в основном встречается у детей старшего возраста.

Пупочная  грыжа является относительно редкой по частоте у детей старшего возраста. Основной причиной ее развития является наличие дефекта развития передней брюшной стенки в результате неправильного закрытия пупочного кольца после отпадения пуповины после рождения. Недоразвитие брюшинной фасции, особенно в верхнем отделе пупочного кольца, делает уязвимым и слабым местом, которое при повышении внутрибрюшинного давления может разрываться. Пупочная грыжа внешне бывает округлой формы, которая возникает в момент физического перенапряжения (повышения внутрибрюшинного давления) и исчезает в состоянии покоя. 

Рис.1. Виды искривлений позвоночного столба.

1. кифоз  2. сколиоз 3. Кифосколиоз 
 

Рис 2. Грыжи позвоночника .
Рис.3. Переломы позвоночника

Рис.4. Перелом  лучевой кости по типу «зеленой веточки».  

Рис.5. Перелом  лучевой кости по типу эпифизеолиза.

 

Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков. 

При выборе профессии следует учитывать, что  факторы производственной среды  могут оказывать неблагоприятное  воздействие на организм учащегося, особенно при наличии у него хронических  заболеваний или функциональных нарушений.

Повышенная  чувствительность организма подростка к воздействию окружающей среды, отсутствие тренированности организма к производственным воздействиям, возрастные особенности реакции организма на воздействие этих факторов создают проблемы в освоении

ряда  профессий. Именно профотбор призван правильно и строго индивидуализировано рекомендовать подростку для освоения ту или иную профессию, адекватную его психофизиологическим качествам и состоянию здоровья.

Необходимо  учитывать возможность неблагоприятного влияния метеорологических условий производственной среды. Так в кондитерском и кулинарном производствах, в текстильном производстве (ткацкие и прядильные цехи), в горячих цехах металлургических и металлообрабатывающих предприятий, а также в фарфоро-фаянсовом производстве учащиеся подвергаются воздействию повышенной температуры. Это важно учитывать в связи с тем, что терморегуляционные механизмы подростков еще недостаточно совершенны. В результате

у них  реакции сердечно-сосудистой, дыхательной  и нервной систем более выражены и менее адекватны, чем у взрослых, а их восстановление требует большего времени. Процесс адаптации к неблагоприятным метеорологическим условиям у 16-17-летних подростков занимает в среднем 2 года. При решении вопроса о годности к работе в условиях низких или

высоких температур рекомендуется обращать специальное внимание на состояние вегетативной нервной системы и периферической сосудистой сети.

Воздействие производственного  шума. Биологическое действие шума определяется его силой, то есть амплитудой звуковых колебаний, измеряемой в децибелах (дБ), и частотой, или числом колебаний в секунду, которую измеряют в герцах (Гц). Утомляющее действие шума начинается с 80 дБ для звуков с частотой 2000–4000 Гц и с 60 дБ при частоте 5000–6000

Информация о работе Гигиенические принципы и требования к организации трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная консультация подростков.