Автор работы: m******@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 13:08, реферат
Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине 19 в., (школьная гигиена), когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене. В советский период школьная гигиена как наука и область практического здравоохранения полностью переросла в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения. Окончательно гигиеной детей и подростков она стала именоваться с 1954 г. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения является частью санитарно-эпидемической службы страны. Она носит государственный характер, строит всю свою деятельность на основе научных разработок, отличается единством структуры управления и привлекает к активному участию в санитарно-профилактической работе и пропаганде гигиенических знаний общественные организации, медработников и население.
Введение
1. Трудовое воспитание и обучение.
Влияние труда на растущий организм, особенности формирования.
Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков.
2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.
Понятие профориентации. Основные аспекты и задачи профориентации.
Врачебно-профессиональная консультация подростков.
3. Законодательство РК по охране труда подростков.
Заключение
Список литературы.
Казахский национальный университет им. С.Д. Асфендиярова
Кафедра
общей гигиены
и экологии
СРС
Тема: Гигиенические
принципы и требования к организации
трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная
консультация подростков.
Выполнила : Ширванская Фидана
ОМ-09-057-01 группа
Проверила:
Алекеева Г.М.
Алматы
2011-2012 учебный год
План:
Введение
1. Трудовое воспитание и обучение.
2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.
3. Законодательство
РК по охране труда подростков.
Заключение
Список
литературы.
Введение
Гигиена детей
и подростков как область медицинской
науки возникла в середине 19 в., (школьная
гигиена), когда была установлена
высокая частота близорукости, сколиоза,
неврастении, анемий и других заболеваний
среди школьников. Частота этих заболеваний,
получивших название «школьные болезни»,
нарастала от класса к классу и во многом
была обусловлена неудовлетворительной
организацией обучения и условиями быта
учащихся (недостаточным освещением, плохим
воздухообменом, учебными перегрузками
и др.). Рекомендации по устранению причин
«школьных болезней» легли в основу многих
публикаций по школьной гигиене.
В советский период школьная гигиена как
наука и область практического здравоохранения
полностью переросла в гигиену детей и
подростков и стала изучать все возрастные
группы детского населения, охваченные
общественными формами воспитания и обучения.
Окончательно гигиеной детей и подростков
она стала именоваться с 1954 г.
Гигиена детей и подростков как область
практического здравоохранения является
частью санитарно-эпидемической службы
страны. Она носит государственный характер,
строит всю свою деятельность на основе
научных разработок, отличается единством
структуры управления и привлекает к активному
участию в санитарно-профилактической
работе и пропаганде гигиенических знаний
общественные организации, медработников
и население.
1. Трудовое воспитание и обучение.
Влияние
труда на растущий
организм, особенности
формирования.
Тяжелый физический
труд в детском возрасте может
привести к различным болезненным
отклонениям состояния костно-
Основные
формы болезненных изменений (в
медицине называются патологические отклонения),
которые развиваются под
1. проблемы
позвонков/позвоночного столба (кифоз,
сколиоз, кифосколиоз, грыжи
2. проблемы конечностей (переломы, вывихи рук и ног);
3. проблемы физического развития (отставание в росте, весе);
4. проблемы
мышц и грыжи (паховые,
На
позвоночный столб детей
Напряженный физический труд детей вызывает различные проблемы позвонков и позвоночного столба, и в результате вызывает искривление позвоночного столба (кифоз, сколиоз, кифосколиоз), нарушения межпозвонковых сочленений («остеохондроз», грыжи дисков, сдавление корешков спинного мозга) и переломы отростков и тел позвонков.
Кифоз означает искривление позвоночного столба в направлении вперед.
Сколиоз – искривление позвоночника в боковом направлении (влево или вправо).
Кифосколиоз
– одновременное искривление позвоночного
столба вперед и в сторону.
Тяжелая
физическая работа вызывает нарушения
межпозвонковых сочленений у детей постепенно.
На начальном этапе болезненных процессов
наиболее часто возникает остеохондроз.
Развитие остеохондроза связано с вертикальным
положением человека, при котором основная
нагрузка падает на позвоночник и межпозвоночные
диски. При этом в результате повреждения
дисков – хрящевых прокладок отверстия
между позвонками суживаются и выходящие
через них нервные спинномозговые корешки
ущемляются, что проявляется болью различной
интенсивности в спине, шее или в пояснице.
Основными
причинами остеохондроза
Следствием отрицательного воздействия тяжести и напряженности труда на позвоночник являются также переломы отростков и/или тел позвонков (Рис.3). Фактором, способствующим переломам позвонков является “остеопороз” – это снижение костной массы и нарушение микроархитектоники костной ткани ( снижение прочности костей).
Известно,
что формирование скелета человека
начинается с момента внутриутробного
развития и заканчивается к
Таким
образом, выявлен высокий уровень
распространенности болезненных состояний
позвоночного столба и позвонков
у работающих детей, что может
привести к ухудшению общего состояния
здоровья и, в конечном итоге, потере
трудоспособности.
Патологии конечностей (вывихи, переломы рук и ног) среди детей и подростков относятся к распространенным заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Одной из главных причин их развития являются прямое или опосредованное воздействие физической нагрузки (травмы).
У детей, в силу особенностей анатомического строения костной ткани и ее физиологических свойств, развиваются некоторые виды переломов, которые не встречаются у взрослых. В частности, у детей надкостница (наружный слой костей) толще и имеет обильную сосудистую сеть. Это способствует возникновению, так называемых переломов по типу «зеленой веточки», т.е. происходит надлом костной ткани без повреждения наружной оболочки и поднадкостничных переломов (Рис.4).
У детей в конце трубчатых костей имеется эпифиз, которые соединяются с метафизами широким слоем эластического росткового хряща. Эта особенность способствует отрыву этих участков трубчатых костей со смещением эпифиза от метафиза («эпифизеолиз») или с частью метафиза по линии росткового хряща («остеоэпифизеолиз») (Рис.5). Эти виды переломов у детей в основном возникают при прямом действии удара на эпифизы костей.
Результатом
воздействия чрезмерной физической
нагрузки на опорно-двигательный аппарат
могут быть различные переломы. Как
видно, к частым переломам конечностей
у детей относятся переломы ключицы, плечевой
кости, костей предплечья, кисти и пальцев,
бедренной кости, костей голени и стоп).
Низкорослость (отставание в росте) является одним из проявлений негативного влияния физической нагрузки на организм ребенка в течение длительного времени. В норме рост ребенка (длина тела) регулируется определенным гормоном, который называется соматотропным гормоном (СТГ) и вырабатывается гипофизом. Выработка этого гормона в свою очередь зависит от функции гипоталамуса (часть мозга) посредством выделения СТГ–рилизинг фактора. Естественно, в регуляции роста человека большую роль играют наследственный (генетическая информация от родителей), алиментарный и другие внешние факторы. К числу последних и относится длительное воздействие физической нагрузки, особенно в период так называемых «первичного» и «вторичного» вытяжения. Чрезмерная
физическая нагрузка может вызвать
также развитие грыжи различной
локализации и микротравм гладкой
и скелетной мускулатуры Часто из-за перенапряжения во время поднятия или переноса тяжелого груза происходят разрывы анатомических структур, которые сохраняют целостность внутренней среды и воспрепятствуют выходу внутренних органов вне физиологических пространств. Наиболее частыми формами грыж развиваемых из-за физического перенапряжения являются паховые, пахово-мошоночные, пупочные и грыжи белой линии живота. Паховые грыжи бывают односторонними или двусторонними. Односторонние, чаще правосторонние паховые грыжи встречаются в 2-3 раза чаще. Основной причиной приобретенной паховой грыжи являются слабость передней брюшной стенки и повышенная физическая нагрузка. Различают также прямые и косые паховые грыжи, паховые (кишечная петля находится в паховом канале) и пахово-мошоночные (петля кишечника опускается в полость мошонки) варианты. Выпячивание безболезненное, содержимое грыжевого мешка на ощупь эластично и в горизонтальном положении легко вправляется в брюшную полость (исчезает). Паховая грыжа является наиболее частой формой у людей, занимающихся физическим трудом (грузчики) и спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой (штангисты). «Грыжа белой линии живота» возникает при наличии дефекта апоневроза (внутренняя оболочка между брюшиной и передней брюшной стенкой) и повышенной физической нагрузки. Она чаще всего располагается вблизи средней линии между пупком и мечевидным отростком. Этот вид грыжи в основном встречается у детей старшего возраста. Пупочная
грыжа является относительно редкой
по частоте у детей старшего возраста.
Основной причиной ее развития является
наличие дефекта развития передней
брюшной стенки в результате неправильного
закрытия пупочного кольца после отпадения
пуповины после рождения. Недоразвитие
брюшинной фасции, особенно в верхнем
отделе пупочного кольца, делает уязвимым
и слабым местом, которое при повышении
внутрибрюшинного давления может разрываться.
Пупочная грыжа внешне бывает округлой
формы, которая возникает в момент физического
перенапряжения (повышения внутрибрюшинного
давления) и исчезает в состоянии покоя. Рис.1. Виды искривлений позвоночного столба. 1. кифоз
2. сколиоз 3. Кифосколиоз
|
Рис 2. Грыжи позвоночника . |
Рис.3. Переломы позвоночника |
Рис.4. Перелом
лучевой кости по типу «зеленой веточки».
Рис.5. Перелом лучевой кости по типу эпифизеолиза.
Влияние
профессионально-
При выборе
профессии следует учитывать, что
факторы производственной среды
могут оказывать
Повышенная чувствительность организма подростка к воздействию окружающей среды, отсутствие тренированности организма к производственным воздействиям, возрастные особенности реакции организма на воздействие этих факторов создают проблемы в освоении
ряда профессий. Именно профотбор призван правильно и строго индивидуализировано рекомендовать подростку для освоения ту или иную профессию, адекватную его психофизиологическим качествам и состоянию здоровья.
Необходимо учитывать возможность неблагоприятного влияния метеорологических условий производственной среды. Так в кондитерском и кулинарном производствах, в текстильном производстве (ткацкие и прядильные цехи), в горячих цехах металлургических и металлообрабатывающих предприятий, а также в фарфоро-фаянсовом производстве учащиеся подвергаются воздействию повышенной температуры. Это важно учитывать в связи с тем, что терморегуляционные механизмы подростков еще недостаточно совершенны. В результате
у них реакции сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем более выражены и менее адекватны, чем у взрослых, а их восстановление требует большего времени. Процесс адаптации к неблагоприятным метеорологическим условиям у 16-17-летних подростков занимает в среднем 2 года. При решении вопроса о годности к работе в условиях низких или
высоких температур рекомендуется обращать специальное внимание на состояние вегетативной нервной системы и периферической сосудистой сети.
Воздействие производственного шума. Биологическое действие шума определяется его силой, то есть амплитудой звуковых колебаний, измеряемой в децибелах (дБ), и частотой, или числом колебаний в секунду, которую измеряют в герцах (Гц). Утомляющее действие шума начинается с 80 дБ для звуков с частотой 2000–4000 Гц и с 60 дБ при частоте 5000–6000